Заверните диплом

Заверните диплом Вузы подвели итоги приемной кампании. Это высокие конкурсы в московские учебные заведения, приток иногородних абитуриентов, двукратный рост числа льготников и низкая популярность технических университетов. Однако новая система все же предпочтительнее старой хотя бы потому, что целиком ориентирована на абитуриента.

Самая востребованная тема в молодежной среде последних двух месяцев: вчерашняя абитура хвастает, во сколько вузов ей удалось подать документы. Говорят, что между школярами проходили даже негласные соревнования. Максимальная цифра, которую мне удалось услышать, - 60. В среднем молодые люди пробовали свои силы в трех-семи университетах. Приемные комиссии сбились с ног: прошедшие конкурс поступающие в последний момент забирали документы, чтобы передать их в более престижное учебное заведение. Заявленная свобода выбора (в этом году абитуриенты получили право поступать по результатам ЕГЭ в неограниченное количество вузов) обернулась едва ли не анархией, на одно бюджетное место претендовали до сотни человек. В итоге президент РФ Дмитрий Медведев поручил Минобрнауки определить предельное количество вузов, в которые абитуриенты смогут подавать заявления. Какие еще проблемы выявила новая система?

Под увеличительным стеклом

Чиновники всех мастей твердят, что ЕГЭ выполнил поставленные перед ним в начале эксперимента в 2001 году задачи. К ним относились повышение доступности высшего образования, снижение коррупционной составляющей и объективность оценки качества школьного образования. Последнему, впрочем, явно противоречит статистика неудовлетворительных оценок по математике: 6,7% против 23,5% в 2008 году. Не могли они так быстро измениться. На фоне президентской инициативы о сокращении числа вузов, в которые могут поступать абитуриенты, мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что необходимо обратить пристальное внимание на студентов, которые приехали из республик, показавших неоправданно высокие результаты по ЕГЭ. По словам главы Рособрнадзора Любови Глебовой, в нескольких вузах пройдет проверка знаний поступивших:

- Понятно, что, если у человека по какому-то предмету в свидетельстве о ЕГЭ значится, скажем, 97 баллов, никто не будет от него требовать именно такой цифры. Но, условно говоря, у стобалльника не должно быть 30 баллов. И коль такой факт вскроется, мы, конечно, обратимся в соответствующий регион с вопросами, откуда этот ребенок, в каком пункте приема экзаменов он сдавал ЕГЭ, в какой школе обучался и кто его учил. Посмотрим, как оперативно отреагирует на наши вопросы регион, какие решения будут приняты на местах. Это, скажу я вам, тоже большая почва для выводов и, возможно, принятия решений, но уже со стороны Рособрнадзора.

О коррупционной составляющей говорит и министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко: - У нас есть вся информация о результатах ЕГЭ по разным предметам и о том, как в регионах проходили олимпиады школьников. Сюда же накладываем информацию о том, сколько разных справок о льготах выдали в том или ином регионе. Теперь мы знаем реальную ситуацию и знаем, как ее исправлять. Республики, показавшие очень высокие баллы по ЕГЭ, с моей точки зрения, не нуждаются в финансовой поддержке со стороны федерального центра. У них все в порядке. Поэтому ресурсы, которые мы выделяем для закупки новых кабинетов, переподготовки учителей, им нужны меньше, чем регионам, в которых по объективным причинам ситуация не так хороша. Это первое.

Второе: я буду предлагать губернаторам решить кадровый вопрос в тех регионах, где были нарушены процедуры при проведении ЕГЭ. Третье: мы договорились с правоохранительными органами, в том числе с прокуратурой, проверить нарушения законности во время сдачи ЕГЭ, проведем совместные расследования. Больше всего конфликтных ситуаций, связанных с ЕГЭ, в министерстве образования относят к поступлению вне конкурса выпускников с ограниченными физическими возможностями. В вузах, особенно московских, подтвердили: огромное количество выпускников, не набравших среднего проходного балла по ЕГЭ, представило в приемные комиссии справки об инвалидности или тяжелых болезнях, датированные днями экзаменов. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов отмечает рост числа больных абитуриентов в полтора раза по сравнению с 2008 годом:

- Нужно учитывать, что детская инвалидность действует до 18 лет. То есть человек поступает как инвалид, а потом спокойно записывается на военную кафедру, справка у него с июня, например, до октября.

По данным Минобразования, спрогнозировать вал льготников было нетрудно. В ведомстве считают, что часть справок об инвалидности, с которыми в этом году поступали в вуз, не связана с реальным состоянием здоровья ребят: «Не может за год в несколько раз увеличиться количество серьезно больных. Мы придем к тому, что будут введены определенные квоты на обучение льготников. Скорее всего, порядка 25 - 30% от количества бюджетных мест в каждом вузе. Сейчас началась проверка медицинских комиссий, выдавших справки. Те, кто поступил по подложным документам, будут отчислены».

Еще одна проблема - недобор в большом количестве вузов по большому списку специальностей. Это следствие демографического провала: в 2006 году было 1300 тысяч выпускников, в этом - менее 900 тысяч, в 2012 году будет 730 тысяч. Значит, уже в этом году большое количество вузов останется без студентов. «Если вуз не может набрать студентов, это означает, что он должен быть реорганизован или присоединен к более сильному. В предельной ситуации - закрыт», - говорят в Минобре.

В числе недобравших - Челябинский агроинженерный университет. Средний конкурс по вузу - 5,4 человека на место. По словам ректора Юрия Четыркина, не заполнены места на специальностях, связанных с агроэкологией и почвоведением: «Мы меняем тактику работы с районами, принимаем студентов из других муниципалитетов».

На доработку

В регионах прием в вузы прошел куда спокойнее, чем в Москве. По мнению министра образования и науки Челябинской области Владимира Садырина, эксперимент, начатый в регионе в 2002 году, позволил досконально отработать технологию. «Шум поднялся от того, что с проблемами столкнулись московские вузы, которые даже не изучали наш опыт работы в условиях ЕГЭ», - сетует министр. Всего в этом году в южноуральские вузы на очное отделение поступили более 17,5 тыс. человек. «Приемная кампания 2009 года запомнится абитуриентам и вузам увеличением числа бюджетных мест, особенно на технические и естественно-научные специальности, снижением лимита на юридические, экономические и гуманитарные факультеты», - говорит Садырин.

По словам первого проректора Челябинского госуниверситета Алексея Шумакова, классическое образование по-прежнему востребовано, поэтому госзаказ выполнен, осталось лишь несколько вакантных мест на математическом факультете. «Вузы Челябинской области не первый год работают с результатами ЕГЭ, поэтому система отработана: процесс напоминает регистрацию пассажиров в хорошем аэропорту, - отметил Алексей Шумаков. - Родители и выпускники стали лучше ориентироваться в ситуации, эмоции отошли на второй план. В этом году они продуктивнее контактировали с приемной комиссией».

Министр общего и профессионального образования Свердловской области Александр Соболев считает, что основная проблема, с которой столкнулись уральские вузы, - большое количество заявок и сложность трехэтапной процедуры зачисления: «В третьей волне абитуриенты зачислялись в Москву, не уведомляя региональный вуз».

Евгений Азаров, первый проректор УрГУПС, где зачисление стало проблемой из-за отсутствия четкого регламента действий приемной комиссии, предлагает отдавать приоритет тем абитуриентам, которые принесли оригиналы документов:

- Тогда «очередь» за стобалльниками перестанет существовать и те, кто готовился поступать в единственный необходимый им вуз, получат реальный шанс. Второй вариант: ввести процедуру повторной подачи заявлений на второй и третий этапы зачисления. Те, кто заявления повторно не подал и в вузе больше не заинтересован, будут автоматически отсекаться. Эти меры позволят не ограничивать количество вузов, в которые абитуриент подает заявления на первом этапе.

Михаил Понизовский, ответственный секретарь приемной комиссии УГТУ-УПИ, рассказывает, что проблема с «мертвыми душами» в меньшей степени коснулась технических факультетов, поскольку туда идут более профессионально ориентированные выпускники, которые лучше представляют, чего хотят:

- У нас было три этапа, и в результате первого по вузу мы выполнили план примерно на 80%, и больше всех набрал факультет, от которого мы такого не ожидали, - металлургический. Там «мертвых душ» было мало. А на гуманитарных набор был в районе 75%. Возможно, причина еще и в том, что тому, кто идет на металлургию или теплоэнергетику, больше в городе пойти некуда. А тот, кто хочет быть менеджером или финансистом, может выбрать почти любой вуз. Но в любом случае «мертвые души» не были непреодолимым препятствием: провели второй тур, и после него их практически не стало. Всегда у нас было чуть меньше половины (около 47%) екатеринбуржцев, чуть больше - из городов области и других регионов. Думаю, в целом количество приезжих увеличилось, но не критически, на несколько процентов. География не изменилась, но точно могу сказать, что в прошлом году не было человека с пропиской в Москве, а в этом году есть.

В первую очередь едут соседи - Башкирия, Курган, Челябинск, Пермь, Тюмень.

Вуз как товар

Итоги приемной кампании 2009 года показали реальную ситуацию на рынке высшего образования, перераспределили людей между вузами в зависимости от качества этих вузов. Выявленные недостатки вполне устранимы: количество вузов для поступления скорее всего будет ограничено, разумнее ввести плату за подачу заявления. Волна льготников схлынет, если предъявители поддельных справок будут наказаны. Куда серьезнее проблема объективности оценки знаний школьников. Но и здесь есть решение.

По словам Ярослава Кузьминова, ЕГЭ - это федеральный экзамен, на основе которого идет зачисление в федеральные вузы. Но проведение экзамена федерация еще в 2001 году доверила регионам, регионы - муниципалитетам, а муниципалитеты - школам. Система защиты информации может давать сбои, ЕГЭ с каждым годом будет все больше подвергаться коррупционному давлению. Следовательно, подчеркнул ректор, федеральный экзамен необходимо перевести на федеральный уровень. Ведь существует Рособрнадзор, есть силовые ведомства, общественные организации, политические партии, которые могут контролировать проведение экзамена. Тогда будет меньше сомнений в результатах ЕГЭ.

У выпускников школ появилась реальная свобода выбора. В результате в вузах Москвы и Санкт-Петербурга возросла доля региональных абитуриентов, ведущие вузы стали «работать на всю страну». И сфера высшего образования будет восприниматься иначе - как рынок, где имеет место конкуренция среди вузов, нацеленных на потребителя - абитуриента.

В целом новая система справедливее прежней, к тому же она открыта для совершенствования. Правила приема по результатам ЕГЭ были гласными. Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович считает, что переход на ЕГЭ - это не переход на другую форму экзаменов, это переход к другой схеме развития «средняя школа - высшее образование». Остаются в прошлом такие категории, как контрольные цифры приема. Учиться жить в современных реалиях надо и вузам, и абитуриентам, и их родителям, и обществу в целом.

Таблица: Количество участников ЕГЭ, получивших более 200 баллов по трем предметам 

Регион 2007 год 2008 год
человек % в регионе человек % в регионе
Республика Башкортостан 62 0.4 1818 5.0
Удмуртская Республика 591 3.9 1253 9.9
Курганская область 281 4.2 446 6.5
Оренбургская область 723 4.7 787 5.0
Пермский край 1806 7.9 1731 8.6
Свердловская область Нет данных 761 2.3
Тюменская область 469 3.2 429 3.1
Челябинская область 3125 11.8 2753 11.9
Ханты-Мансийский автономный округ 542 4.5 644 4.8
Ямало-Ненецкий автономный округ 99 4.0 131 2.

Источник: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Дополнительные материалы 

Марк АграновичНам в школе выдали линейку, чтобы мерить объем головы

Единый госэкзамен позволит понять, насколько завышена оценка результатов и велика разница в качестве образования. Но для оценки труда учителей необходимо использовать другие инструменты, считает руководитель Центра мониторинга и статистики образования Марк Агранович

- На ваш взгляд, насколько успешно прошла приемная кампания?

- Безусловно, есть шероховатости, которых можно было бы избежать. Как минимум - уменьшить огромное количество вузов, в которые посылали заявления абитуриенты, что дезориентировало приемные комиссии. Но в целом ЕГЭ - несомненная удача. То, что ребята из отдаленных мест смогли без затрат на поездки поступить в столичные вузы - это здорово. Известно, что на некоторых территориях оценки были завышены: теперь стало видно, где есть проблемы с честностью и нарушением процедур. Прежняя схема постановки школьных оценок была абсолютно непрозрачна. Мы никогда не могли сказать, связана ли пятерка со взяткой или с любовью учителя, одна и та же четверка в Москве и Дагестане имела под собой абсолютно разное содержание. Теперь мы имеем линейку, у которой, конечно, есть недостатки, но она одинакова для всех.

- В одном из интервью вы говорили, что в нашей стране доступность образования находится на уровне Латинской Америки. ЕГЭ исправит ситуацию?

- Я говорил немного о другом. Прошлые результаты ЕГЭ показали, что у нас регионы, муниципалитеты и отдельные школы сильно дифференцированы по уровню знаний. Значительные различия между плохими, средними и хорошими, которые скрываются за средним баллом, и говорят о том, что нет равенства доступа. И ЕГЭ это показывает. А раз показывает, то с этой проблемой уже можно бороться.

- Как исправить шероховатости, о которых вы говорите?

- Нужно различать как минимум четыре аспекта. Первый - нужна ли вообще такая независимая система оценки. По этому поводу противники ЕГЭ почему-то не выступают. Может быть, они имеют это в виду, но открыто говорить не решаются, акцентируя внимание на контрольно-измерительных материалах. Второе - способ оценки, тесты. Но какая учебная программа, такие и тесты: как изучают «Евгения Онегина», так его и проверяют. Другое дело - качество тестов. Это чисто технический вопрос: тесты можно улучшать, изменять, вводить туда дополнительные измерения. Третий момент - организация, но ее недостатки устранимы.

Четвертый аспект - что делать с результатами. В некоторых местах случилась, на мой взгляд, полная глупость: школы и учителей оценивают по результатам ЕГЭ. Теперь смотрите: учитель принял десятый класс. Что он может исправить за два года, если до этого детей плохо учили пять лет? Или обратная ситуация: блестящий учитель научил детей, а в последнем классе другой, не очень хороший, за это получает поощрение. Есть и множество других факторов, влияющих на уровень образования, - дополнительные занятия, секции, кружки. ЕГЭ нельзя в лоб использовать для оценки работы учителя, школы.

- А что можно в таком случае использовать?

- Как минимум нужно иметь достаточную динамику показателей по ЕГЭ и успеваемость ученика за несколько лет. Если учитель ведет класс с пятого года по девятый, то нужно оценивать не окончательный, а добавленный результат. Учатся, к примеру, в одном классе два подростка, и у одного все четыре года была твердая пятерка, а второй со слабой тройки дорос до четверки. Первому достаточно сказать: молодец, продолжай в том же духе. А последнего (вместе с учителем), наверное, нужно носить на руках.

Интервью взял Аркадий Коновалов

Сергей КадочниковПлюс в мобильности

Несмотря на видимые недостатки нынешней приемной кампании, единый госэкзамен - перспективная и современная модель оценки знаний абитуриентов вузов, считает декан экономического факультета Уральского государственного университета им. Горького Сергей Кадочников

- ЕГЭ - это модель, на которую обязательно нужно переходить. Как и в любом начинании, здесь есть свои плюсы и минусы, их нужно учитывать. Но главное условие выполняется: эта модель позволяет людям быть мобильными, не привязываться при подготовке к конкретным вузам, не находиться в ситуации постоянного стресса при сдаче множества экзаменов.

По итогам приема-2009 выделились три главные проблемы ЕГЭ. Первая - это льготники. Очевидно, нам еще придется с ней столкнуться, и необходимо какое-то решение. Разумный вариант - квотирование мест, он вполне реален. Вторая проблема - количество заявлений. Причем это головная боль не только вузов, но и самих абитуриентов. Многие подали заявления в десятки вузов, но в итоге очутились не там, где хотели, потому что боялись или поспешили. Те, кто стремился попасть в Москву, оказался отрезан от очень хороших региональных вузов и поступил в московские институты второго-третьего десятка. Третья проблема - информационная прозрачность.

Одни и те же документы попадают в несколько вузов, и нужна информационная система, которая объединила бы эти данные. Сейчас абитуриент не имеет понятия, как его документы принимаются и ранжируются. Такой системой можно пользоваться и на уровне вузов: приемные комиссии смогут мониторить, будут ли заняты места, уйдет ли абитуриент, куда он подал оригиналы документов. Еще одна существенная проблема - слишком короткий период между подведением итогов ЕГЭ и собственно поступлением в вуз. Нужно искать схему, по которой период общения абитуриента и вуза увеличивается. Есть страны, к примеру Великобритания, где он занимает до полугода.

Мы на экономическом факультете УрГУ принимаем результаты ЕГЭ не первый год. Специально проводили разного рода мониторинг успеваемости студентов, которые поступили на разных принципах. До сих пор никакой значимой разницы не было. Если она и проявлялась, то была исключительно в пользу ЕГЭ. Первое впечатление от нынешних абитуриентов - ровный, хороший состав. Треть поступивших на бюджет - льготники. Такого никогда не было, это абсолютно новая для нас ситуация. Пока оценить перспективы этой группы студентов тяжело, будем наблюдать. Есть разговоры о том, что справки будут перепроверять. Я думаю, это необходимо сделать. Безотносительно проверок: полагаю, квоты на льготные места должны снизить напряжение в этом сегменте.

Подготовил Аркадий Коновалов

Система зачисления по ЕГЭ

Впервые в стране в этом году введена трехэтапная система. На первом этапе вуз составляет рейтинг абитуриентов в соответствии с баллами представленных копий свидетельств о сдаче ЕГЭ по предметам на ту или иную специальность. К определенному сроку каждый абитуриент, в том числе и тот, кто подавал заявления одновременно в несколько вузов страны, должен определиться с выбором и принести подлинники документов: паспорт, аттестат об общем среднем образовании и свидетельства о сдаче ЕГЭ. После этого вуз составляет на основе их оценок список зачисленных на первый курс абитуриентов в соответствии с планом набора. Он будет в той или иной степени отличаться от первоначального рейтинга заявителей, так как часть абитуриентов предпочтет представить оригиналы своих документов в другие вузы.
Благодаря этому во второй список зачисленных абитуриентов попадут несколько «запасников», остававшихся на первом этапе конкурса за границами утвержденного рейтинга. Места «запасников» заполнят претенденты, стоящие в общем рейтинге свидетельств сдачи ЕГЭ еще ниже.

Затем предстоит третий этап, поскольку не факт, что все поднявшиеся в рейтинге абитуриенты принесут документы именно в этот вуз. Все зависит от числа абитуриентов, находящихся за чертой первого рейтинга.


Материалы по теме

Одной идеи мало

Эх, раз. Еще раз?

Креатив на потоке

Тяга к переменам

Две большие разницы

Научить рисовать за полчаса