Тяга к высокому
Фото - Андрей Порубов |
Купание красного коня
Металл неуклонно дорожал еще с прошлого года. Наибольший скачок за первые шесть месяцев 2005-го сделала медь. Долговременные прогнозы в начале года ориентировали потребителей на среднюю стоимость в 2646 долларов за тонну. Однако уже в феврале по результатам торгов на Лондонской бирже металлов (LME) цена на медь оставила эти прогнозы далеко позади — 3253 доллара, в марте — 3293 доллара, в апреле — 3307 долларов за тонну. В июне зафиксирован рекордный за последние 16 лет уровень: 3670 долларов. Резким толчком к июньскому взлету послужили события в Чили, крупнейшей медной державе мира. Причем толчком в буквальном смысле: 13 июня в этой стране произошло землетрясение силой до восьми баллов по шкале Рихтера. Природный катаклизм сыграл на руку конкурентам-производителям, в том числе России. Общий прогноз по году — мировой рынок меди вырастет примерно на 4%.
Чуть меньший ценовой подъем отмечен по другим цветным металлам. Никель по сравнению с первым полугодием-2004 за шесть месяцев текущего года в среднем подорожал на 13,5% до 15 681 доллара за тонну. Алюминий прибавил в цене 11% и сейчас стоит 1900 долларов за тонну. В итоге за полгода выручка оте-чественного лидера отрасли — компании «Русский алюминий» увеличилась более чем на 14% до 3 млрд долларов. «Норильский никель», группа СУАЛ и Уральская горно-металлургическая компания промежуточные финансовые показатели пока не раскрывали. Но все, как и « Русал», наращивали производство: в первом полугодии 2005 года СУАЛ выпустил первичного алюминия на 12,8% больше (517,8 тыс. тонн), «Русал» — на 1% (1,34 млн тонн). УГМК подняла выпуск медной катанки более чем на 9% до 128 тыс. тонн.
Между тем рост цен зафиксирован далеко не во всех под-отраслях цветмета. Так, цена цинка на LME в июне составляла 1275 долларов, за июль опустилась до 1194 долларов, а 8 августа вновь поднялась до отметки 1267 долларов за тонну. Росту биржевых котировок способствовало сокращение складских запасов, а также резкое увеличение (почти на 50%) выпуска оцинкованной стали в Китае.
При сложившейся конъюнктуре в наибольшем выигрыше окажутся «Норникель» и УГМК. Первый — поскольку его бизнес диверсифицирован: компания выпускает почти всю гамму цветных металлов. Последняя — из-за медного бума.
Планов — громадье
Устойчивый мировой спрос и высокие цены на цветные металлы позволили предприятиям региона начать реализацию инвестиционных проектов. Преимущественное направление вложений — обеспечение сырьевой базы.
УГМК, по сообщению пресс-службы, рассматривает несколько вариантов. В приоритете Алтайский край, север Свердловской области и Башкирия. На Среднем Урале продолжено развитие Сафьяновского месторождения. Северный медно-цинковый рудник выдаст первую руду уже в 2006 году. Специально под него, а также под Сафьяновское и вторую очередь Волковского месторождений УГМК реконструирует обогатительную фабрику на красноуральском «Святогоре». Задача — нарастить ее мощности до 2,5 млн тонн в год. В Алтайском крае на Рубцовском месторождении компания строит горно-обогатительный комбинат, в Башкирии также идет развитие горнодобывающих предприятий, продолжается реконструкция Гайского ГОКа в Оренбургской области. Инвестиционный портфель УГМК формирует за счет собственных и привлеченных средств.
Однако меры, предпринимаемые УГМК для расширения собственной сырьевой базы, в долгосрочной перспективе проблему не решат, утверждают аналитики рынка. Во-первых, запасов месторождений хватит максимум на 25 лет. Во-вторых, себестоимость продукции будет расти: извлекать медь приходится все с больших глубин, а содержание ее в дорабатываемых рудах зачастую невелико. Поэтому участие УГМК в аукционе на право пользования недрами Удоканского месторождения (Читинская область), запланированном на март 2006 года, вполне логично. Предполагается, что основным конкурентом УГМК станет «Норильский никель», решивший скорректировать стратегию и вместо поглощений за рубежом сосредоточиться на российских активах.
Развивать сырьевой сектор планирует и СУАЛ-Холдинг. 26 августа в Североуральске запущена в эксплуатацию шахта Ново-Кальинская (см. «Первая в России», «Э-У» 33 от 05.09.05). «Руководство холдинга поставило перед нами задачу увеличить в течение четырех-пяти лет объем добычи бокситов с нынешних 3,1 до 4,2 млн тонн, — сообщил на пресс-конференции по случаю открытия шахты заместитель генерального директора по капитальному строительству ОАО „Севуралбокситруда “ Александр Сафонов. — Это связано с предполагаемой реализацией проекта БАЗ-2, по которому в Краснотурьинске появится новое производство глинозема мощностью 500 тыс. тонн в год». Правда, обеспечить такой объем удастся, по словам Александра Сафонова, лишь за счет модернизации шахты Черемуховская: она выведена из эксплуатации, но сырьевой потенциал ее велик. Возобновить работу на Черемуховской, разрабатывая более глубокие горизонты (свыше 1600 метров), предполагается за счет применения новых технологий и использования опыта, наработанного при строительстве Ново-Кальинской.
В апреле 2005 года стало известно об объединении усилий СУАЛа с «Русалом» для строительства глиноземного завода мощностью 1,4 млн тонн вблизи Тиманского бокситового месторождения (республика Коми).
Металлурги, объясняя небольшое количество проектов, направленных на расширение товарного ряда, ссылаются на низкие потребности внутреннего рынка. Анатолий Сысоев говорит, что на экспорт можно продать практически неограниченное количество металла, а емкость российского рынка ограничена неразвитостью оте-чественных отраслей-потребителей цветмета.
Усилия, предпринимаемые бизнесом для развития рудной базы, безусловно важны. Но сырьевой кризис — перспектива десятилетий. Потерять конкурентоспособность на мировом и внутреннем рынках можно гораздо раньше. Во-первых, растущие мировые цены не остались без внимания российских властей. В апреле 2005 года министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф предложил привязать к ним налог на добычу полезных ископаемых и экспортные пошлины на продукцию цветной металлургии. Аргументация: нефтяной и газовый комплексы несут максимальные налоговые нагрузки, при этом другие экспортно-ориентированные сырьевые отрасли имеют рентабельность в сотни процентов. Если инициатива воплотится в жизнь, на части инвестиционных проектов производителям придется поставить крест.
А во-вторых (но не последних по важности), мировая конъюнктура — вещь непостоянная. Цены на основные виды продукции цветной металлургии, достигшие в первом полугодии этого года рекордных отметок, уже стабилизируются. По прогнозам ИФК «Метрополь», в следующем году высокую планку сохранит только алюминий, медь подешевеет на 20%, никель на 10 — 15%. Стоимость никеля и цинка, которые используются при производстве нержавеющей стали, будет продолжать падать параллельно со снижением цен на сталь. Кроме того, в мире ожидается запуск новых производств никеля. Сужение мирового рынка потребления цветных металлов грозит сделать отечественных производителей более уязвимыми перед западными конкурентами.
Дополнительные материалы:
Не рудой единой
Александр Ханин |
— Русская медная компания появилась на российском рынке цветных металлов менее года назад. Какие первостепенные задачи стоят перед холдингом?
— На данном этапе их две. Во-первых, создание мощной сырьевой базы. Сделать это будет не так сложно: холдинг построен преимущественно из сырьевых компаний, достаточно долго присутствующих на российском рынке и занимающихся как раз заготовкой, переработкой и продажей минерального сырья, медного концентрата и лома цветных металлов. Во-вторых, мы планируем провести модернизацию производств и создать собственные металлургические мощности. Благоприятная конъюнктура мирового рынка цветных металлов и рост цен на медь, связанный с дефицитом этого металла на мировом и внутреннем рынках, по нашим прогнозам, будут способствовать воплощению этой идеи в жизнь.
На Кыштымском медеэлектролитном заводе (КМЭЗ, Челябинская область) уже подготовлено здание нового цеха электролиза, идет монтаж оборудования финской компании Outokumpu Technology Minerals OY. Планируется, что мощность нового цеха составит около 45 тыс. тонн медных катодов в год. Объем инвестиций в проект — более 20 млн долларов. В работающих цехах КМЭЗа мы планируем увеличить производство с 80 до 95 тыс. тонн в год. Таким образом, общая его производительность вырастет до 140 тыс. тонн катодной меди в год. Кроме того, на Новгородском металлургическом заводе к концу этого года мы планируем поднять производительность с 40 до 50 — 55 тыс. тонн в год. Так что уже в 2006 году общий объем выпуска катодной меди предприятиями, входящими в Русскую медную компанию, возрастет до 200 тыс. тонн.
— Как будет дальше развиваться сырьевой сектор РМК?
— Основной сырьевой проект сегодня — рудник имени 50-летия Октября. Мы разрабатываем его совместно с казахской корпорацией «Казахмыс». Месторождение расположено в Казахстане, запасы медных руд — около 45 млн тонн, предполагаемые запасы меди — 800 тыс. тонн. Сейчас ведутся вскрышные работы на карьере и строительство горно-обогатительного комбината. Оборудование и технологическое обеспечение для разработки месторождения поставляет Outokumpu. Другую горную технику (экскаваторы, самосвалы) мы закупили у компаний Terex и Caterpiller. Общий объем инвестиций в проект со стороны РМК — 100 млн евро, из них более 40 миллионов уже освоено. На планируемые объемы производства, около 3 млн тонн руды в год, рудник выйдет уже в 2006 году. Сырье будет перерабатываться в медный концентрат тут же, на ГОКе. Часть концентрата пойдет нашим казахским партнерам, часть — нам.
Параллельно на базе рудника создается установка для изготовления щебня европейского качества производительностью до 220 тыс. тонн в месяц. Завершить проект мы планируем к концу 2005 года, партнер — шведская компании Sandvik.
— Какие инновационные проекты приоритетны для РМК?
— В конце сентября на предприятии Уралгидромедь (Полевской, Свердловская область) будет запущен в эксплуатацию цех экстракции меди из продуктивных растворов с помощью органических соединений. Это уникальная для России, экологически безопасная технология. Построенная нами опытная установка подземного выщелачивания меди не имеет аналогов в мире, ее работа получила высокую оценку западных экспертов. В настоящее время на Уралгидромеди закончено строительство промышленной установки по переработке окисленных медных руд. Поставщиком технологий и оборудования выступает та же Outokumpu: эта компания — один из мировых лидеров в области разработки экстракционного оборудования для добычи меди и никеля. Создание опытных экстракционных установок и проведение необходимых лабораторных исследований выполнено специалистами Уральской геотехнологической компании. Эти исследования подтвердили возможность и экономическую рентабельность получения на основе переработки бедных медью отвалов отработанных рудников высокочистой меди марки М00К.
— Для реализации проектов РМК использует собственные средства или привлекает инвестиционные ресурсы?
— Под большинство проектов, реализация которых уже идет или только планируется, мы привлекаем средства западных банков, например, тесно сотрудничаем с Raiffeisenbank Austria.