Сверхдоходы отрасли — иллюзия

Сверхдоходы отрасли — иллюзия

 Фото - Андрей Порубов
Фото - Андрей Порубов
— Анатолий Васильевич, расскажите об основных инвестиционных проектах группы СУАЛ.

— Первоочередное направление — увеличение производства первичного алюминия на 1 млн тонн в ближайшие пять-семь лет (по итогам 2004 года группа произвела 923,8 тыс. тонн). Задел уже создан: на Иркутском алюминиевом заводе приступили к строительству линии электролиза производительностью около 160 тыс. тонн в год. Кроме того, выполнен проект опытного участка с электролизерами на 300 кА, который ляжет в основу будущих производств.

Совместно с «Русалом» серьезно прорабатывается проект строительства в Коми глиноземного завода мощностью 1,4 млн тонн в год. Это потребует роста производительности Средне-Тиманского бокситового рудника до 6 — 6,5 млн тонн бокситов в год, а также увеличения пропускной способности железной дороги на Тиман.

Приоритетное направление для нас — подъем потенциала Североуральского бокситового рудника. Кроме того, в Свердловской области планируется построить завод производительностью 500 тыс. тонн первичного алюминия.

Нужно энергичней

— Проект строительства нового завода на Среднем Урале обсуждается уже не первый год. Почему он до сих пор не реализован?

— Мы продолжаем переговоры с энергетиками об обеспечении электроэнергией мощностей завода. Дело в том, что металлургия готова расширять производство, выпускать продукцию более глубокой переработки. Но перед отраслью стоит серьезнейшая проблема энергообеспечения. Рост затруднен неразвитостью сетевого хозяйства, возможности которого сильно отстали от потребностей промышленных узлов регионов.

Так, в Свердловской области развитие Серовско-Богословского узла, обладающего очень большим промышленным потенциалом (Богословский алюминиевый завод, Серовский завод ферросплавов и т.д.) в ближайшие годы может приостановиться из-за нехватки электроэнергии. Причина — отсутствие линий высокого напряжения (ЛП-500, ЛП-220), не позволяющее получать электроэнергию из других областей, прежде всего Пермской. Для решения проблемы необходимо строительство ЛП-500 Северная — БАЗ: она приведет электроэнергию с Пермской ГРЭС, располагающей избыточными мощностями, на север Свердловской области. Кроме того, нужна ЛП-500 для соединения Серовско-Богословского узла с севером Тюменской области (здесь также избыточные мощности, к тому же работающие на собственном дешевом газе). Аналогичное положение дел в Каменск-Уральском, Екатеринбургском, Первоуральско-Рефтинском промышленных узлах. Внутри самой Свердловской области также необходимо развитие ЛП-500 и ЛП-220, чтобы перенаправлять электроэнергию в районы, требующие дополнительных энергоресурсов.

 Анатолий Сысоев
Анатолий Сысоев
Поэтому первая задача государственной власти, федерального и областных правительств — содействие развитию сетевого хозяйства для снабжения промышленности электроэнергией в масштабах региона и всей страны. При этом важно не допустить большого роста цен на энергоресурсы.

— Энергетики настаивают на том, что промышленность должна активнее внедрять технологии энергосбережения. Как обстоит дело на СУАЛе?

— СУАЛ — одна из первых компаний, на предприятиях которой действуют программы энергоаудита и энергосбережения, созданы соответствующие лаборатории. Результат — удалось значительно снизить общие расходы не только по энергии и теплу, но также по воде и газу. В целом физический объем производства на всех предприятиях растет гораздо быстрее, чем расходы на электроэнергию.

Вместе с тем ценовое давление со стороны естественных монополий достаточно жесткое. Нет определенности по тарифам на 2006 год. Если раньше мы имели единый тариф с момента производства электроэнергии до ее поставки на предприятие, то вследствие реформы электроэнергетики система ценообразования раздробится: особые тарифы будут у генерирующих, сетевых и энергосбытовых компаний. Это может привести к серьезному подъему цен в следующем году. Его почувствуют на себе все потребители, не только алюминщики.

Задачник для правительства

— А вот глава МЭРТ Герман Греф считает, что у металлургов есть запас прочности. Он еще в апреле заявил, что несправедливо при растущих мировых ценах повышать налоги только для предприятий ТЭК. И предложил привязать ставки налога на добычу полезных ископаемых и экспортную пошлину к мировым ценам.

— Сверхдоходы металлургов — это иллюзия: у нас в разы занижены амортизационные отчисления. Если мы хотим, чтобы страна при вхождении в ВТО смогла обновить основные фонды и создать производства, конкурентные по качеству и себестоимости продукции, необходимо пересмотреть амортизационную политику и приступить к серьезной реконструкции и строительству предприятий. Нужен закон «Об амортизационной политике в Российской Федерации»: он позволил бы пересчитать основные фонды и финансовые балансы предприятий на величину их фактической стоимости, а также установить адекватную систему амортизационных отчислений, позволяющую обновлять фонды и сохранять мощности. Кроме того, принципиально важно, чтобы федеральное правительство активнее выступало в качестве гаранта перед западными банками по кредитам, взятым на реализацию крупных инвестиционных проектов отечественных компаний. Возможности для этого налицо: мы видим рост профицита и стабилизационного фонда, но они не работают на реальную экономику.

— Но цены на Лондонской бирже металлов действительно выше внутрироссийских…

— На 50 — 100 долларов. При этом на мировом рынке никого не интересует, какая у предприятия себестоимость продукции. Если она высока, то при падении цен не остается ничего другого, кроме как снижать ее. А изъятие денег у ТЭК, металлургов, других отраслей приведет лишь к сокращению инвестиционной деятельности в стране. Реализация предложений Германа Грефа грозит существенно затормозить экономическое развитие России.

— По официальным данным, СУАЛ около 80% продукции отправляет на экспорт. Определяющим фактором при расстановке приоритетов между внутренним и внешним рынками сбыта служит разница в ценах?

— Нет, все зависит от емкости рынка сбыта. Если на экспорт можно продать практически неограниченное количество металла, то емкость внутреннего рынка — не более 500 — 600 тыс. тонн в год (для сравнения: в советский период требовалось порядка 2,2 млн тонн ежегодно). Сегодня в России практически остановилось авиастроение, плохо работают машиностроительная отрасль и производство бытовой техники, низки темпы роста строительной индустрии, — а все это основные потребители алюминиевой продукции. Также недостаточно развито производство упаковочных материалов, доля которого в потреблении алюминия на Западе весьма значительна. Как только на внутреннем рынке вырастет потребность в нашей продукции, она будет удовлетворена.

Материалы по теме

Зимнее снижение спроса замедляет ценовую динамику на рынке черных металлов

Без IPO в голове

Рынок черных и цветных металлов

Железные перспективы