Диагноз Преображенского

Диагноз Преображенского

 Фото - Андрей Порубов
Фото - Андрей Порубов
Частные инвестиции в жилищно-коммунальное хозяйство страны идут по-прежнему медленно, поэтому оно все еще в ужасающем положении: износ инфраструктуры велик, за счет государственных средств ее не восстановить. Причина в том, что инвестиции никак не защищены. Опасность исходит с трех сторон: законодательной — нет правовой базы взаимоотношений инвестора и получателя инвестиций, нет законодательных гарантий возврата вложений; социальной — невозможно поднять цены на услуги до экономически разумных, население не сможет платить; тарифной — власть сохраняет за собой регулирование тарифов, искусственно занижая их и заигрывая таким образом с народом.

Мечта инвестора

То, чего так долго ждал бизнес, инвестирующий в ЖКХ, свершилось: в начале августа президент подписал новый закон «О концессионных соглашениях». Он должен решить первую проблему — законодательную, уверен заместитель руководителя Росстроя Юрий Тыртышов. Ирония судьбы: в первый раз правительство внесло закон на рассмотрение в думу ровно десять лет назад, еще в августе 1995 года. За это время акт стал прогрессивнее: он позволяет инвестировать в ЖКХ в том числе малому и среднему бизнесу. По словам Юрия Тыртышова, новый закон настолько либерален, что даже члены отдельно взятого товарищества собственников жилья могут взять в долгосрочную аренду, например, котельную. А главное, что следует из документа, правовой основой привлечения частных компаний в ЖКХ должен быть договор концессии — долгосрочной аренды, сопровождаемой инвестиционными соглашениями. Собственность на объекты коммунального назначения при этом остается муниципальной. При неисполнении частными компаниями-операторами инвестиционных обязательств у органов власти как собственника имущества остается право расторжения договора и выбора иной компании.

Принятие закона вывело частного инвестора из лабиринта устаревшего законодательства, гарантировало сохранность инвестиций. А принятый в марте «жилищный пакет» документов решил и проблему социальной защиты потребителей через систему их субсидирования, если доходы не позволяют им платить за услуги ЖКХ. В тарифной политике, подчеркивается в законе о концессиях, нужны экономически обоснованные стандарты, предусматривающие самоокупаемость оказываемых жилищно-коммунальных услуг. Теоретически все три проблемы, сдерживающие приток инвестиций в ЖКХ, вскоре будут устранены. На самом деле на законодательном поле заложены новые мины замедленного действия.

«Закон о концессиях» — первый, но не единственный из революционных шагов, способных изменить по-прежнему советский облик ЖКХ. Второй — акционирование муниципальных унитарных предприятий (МУП) — позволит дать гарантии для инвестиций. По федеральному закону о местном самоуправлении, с 1 января 2006 года муниципальные и государственные предприятия должны стать акционерными обществами; имущество ЖКХ, сейчас находящееся в собственности муниципальных образований (районов), перейдет в распоряжение органов местного самоуправления первого уровня, то есть муниципальных поселений. Новые АО смогут распоряжаться им на правах аренды.

При акционировании муниципального предприятия на первоначальном этапе органу местного самоуправления будут принадлежать 100% акций общества. Эта мера, упрощающая контроль за деятельностью АО, на самом деле чревата жестким администрированием и тем, что никакой конкуренции за рынок управления между объектами коммунальной инфраструктуры так и не будет. А без нее тарифы на услуги останутся на прежнем уровне, износ основных фондов в коммуналке будет усугубляться. И если власть хочет видеть у себя на территории нормальную коммуналку, она должна решиться на продажу части акций, находящихся в муниципальной собственности. В этом случае можно будет говорить об окончательной приватизации муниципального предприятия и привлечении частного бизнеса к управлению коммунальной инфраструктурой поселений и муниципального района.

Акционирование выведет взаимоотношения субъектов бизнеса в ЖКХ на качественно новый уровень. АО — «получатели» инвестиций — станут отвечать за возврат вложенных средств своим имуществом и пакетами акций. Это дополнительная гарантия для инвестора. И если она подстрахует бизнес одновременно со снижением себестоимости услуги после, допустим, ввода в строй нового оборудования, а также при поручительстве органов власти субъекта федерации и местного самоуправления, то бизнес полетит в ЖКХ на крыльях. В отрасли, при том что все запущено, есть манящие огни: всегда гарантирован сбыт, маркетинг и реклама услугам не нужны, а простая оптимизация управления высвобождает массу средств. Только через приватизацию, а не в мечтах преобразователей ЖКХ с января 2006 года приобретет новый имидж: рыночный, динамичный, конкурентный.

Желанье — это множество возможностей…

Если влияние закона о концессионных отношениях на рынок оценивать пока рано, то о том, как идет акционирование, говорить уже просто необходимо. Тем более что федеральный закон 131 о местном самоуправлении, принятый в 2001 году, давал местным властям временной лаг в пять лет.

Все регионы Урала по степени акционирования МУПов можно разделить на три большие группы: «пионеры», «они это хотя бы делают» и «они уверены, что 1 января 2006-го не наступит никогда». Города, которые уже провели акционирования МУПов, демонстрируют несомненные успехи в привлечении бизнеса для грамотного управления коммунальными объектами. В этой группе — пермские власти и коммунальщики. Они не только провели акционирование «Пермводоканала», но и тендер на его обслуживание, в результате которого право аренды на 49 лет выиграла компания «НОВОГОР-Прикамье». Более того, проведен тендер и на право обслуживания всей коммунальной инфраструктуры второго по величине города области — Березников. Прошло акционирование и небольших коммунальных предприятий в Перми, других городах, были даже попытки приватизации сетей, что недопустимо. Впрочем, об удачах и промахах работы пермских коммунальщиков «Э-У» в этом году подробно рассказывал уже дважды (см. «Хуже монополии только частная монополия», 13 от 10.04.05 и «Обходя провалы», 22 от 13.06.05).

В группе «пионеров» находятся и города северных территорий — Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Здесь наиболее интересен пример Мегиона (ХМАО). В этом небольшом городе акционирование МУПов в ЖКХ началось еще два года назад. Как утверждает Елена Белесная, начальник комитета по связям с общественностью администрации Мегиона, коммунальные услуги для потребителя — основная «страшилка» мэров всех городов — не подорожали: тарифная политика осталась за органами власти. «Мы были уверены, что у предприятий, которые работают с потребителями напрямую, появится стимул экономить средства, — говорит Белесная. — И не ошиблись. Прямая работа с потребителями, в том числе для увеличения собираемости платежей, грамотная разъяснительная кампания, четкость в предоставлении услуг сделали Мегион образцово-показательным городом всей Югры».

Примем в «пионеры» и акционированный, уже управляемый частной компанией водоканал Тюмени, а также предприятия ЖКХ ЯНАО, активно реформирующиеся, в том числе и акционирующиеся (износ основных фондов здесь снижен с 63% в 1997 году до 51% в 2004 году). Власти и бизнесу с трудом, но удавалось договориться даже в условиях, когда законодательно их взаимоотношения были прописаны плохо. К дате 1 января эта группа подходит спокойно, акционируя остатки МУПов, умея управлять акционерными обществами, где контрольный пакет принадлежит городской власти.

Ко второй группе территорий относится Челябинская область. Здесь с ноября 2004 года преобразуют МУПы в АО, привлекают частника к работе в ЖКХ. В Южноуральске 100-процентная оплата услуг и частный бизнес в коммуналке уже давно.

…а нежелание — множество причин

В Башкирии, Удмуртии, Курганской и Свердловской областях акционирование МУПов не то что не идет — ему активно сопротивляются. Пример: некая московская группа проявила интерес к МУП «Курганводоканал». Скажем прямо, инвесторы нашли себе не самое приятное предприятие: износ главного водовода, по которому качают воду в областной центр, — 65%, а тариф на водоснабжение и водоотведение по отношению к себестоимости услуги занижается из года в год на 8 — 10% по «социальным» соображениям. Позиция администрации: акционировать предприятие нет необходимости, иногородний менеджер без серьезных инвестиций не улучшит ситуацию. Власти ждут, поясняет ситуацию директор «Курганводоканала» Александр Казанцев, когда объявится инвестор, готовый бесконтрольно вложить 500 — 700 млн рублей в сети и очистные сооружения. Удобно, конечно: лишь после того, как администрация получит последний рубль из этой суммы, к инвестору перейдет определенный пакет акций предприятия. Как пить дать: с него к тому времени будут выведены наиболее ценные активы.

В Свердловской области акционированием МУПов тоже никто не занимается и заниматься не будет, так как «когда создается АО, имущество выставляется на торги. Но нет покупателей, например, на ЖКХ Буланашского района, обанкроченное за долги перед энергетиками. А если МУП акционируется без продажи, простое перевешивание вывесок ситуацию в коммуналке не изменит», уверен Владимир Шкрыкин, исполнительный директор союза предприятий ЖКХ области, объединяющего более 30 предприятий. В Башкирии и Удмуртии не хотят рисковать лояльностью населения, которая держится здесь на заниженных тарифах.

В головах чиновников акционирование предприятия равно немедленной его приватизации. Последняя грозит утратой контроля над МУПом. Единственным механизмом управления для органов власти станет муниципальный заказ, регулировать его параметры будет сложно. Утрата имущественных прав на объекты коммунального назначения подорвет экономическую и политическую основу местного самоуправления, отметили в администрации Курганской области. Чиновникам якобы непонятно, кто тогда возьмет на себя ответственность за предоставление коммунальных услуг.

Страхи властей — для публики. Действующее законодательство возлагает ответственность за предоставляемые услуги на власть. АО будут на первых порах действительно «локальными монополистами», но они не имеют права отказаться от основной деятельности — предоставления коммунальных услуг. Если принять региональный закон о стандартах качества услуг, прописать за их нарушения штрафные санкции, защита интересов потребителей будет гарантирована.

Истинная подоплека отказа чиновников от акционирования МУПов — власть не доверяет сама себе. Исполнительной власти при акционировании муниципальных предприятий удается раздробить, подвести под процедуру несостоятельности, а затем выкупить недвижимое имущество таких предприятий по цене в десятки раз ниже не только рыночной, но и разумной, и проделать это фактически бесконтрольно. Многочисленные коррупционные скандалы в администрациях городов, где таким образом «акционировали» городскую недвижимость в середине 90-х, еще недавно были на слуху и в малых городах вроде Ревды Свердловской области, и в региональной столице Ижевске. Но если котельная большого района уйдет за бесценок предпринимателю, который решит на ее месте построить аквапарк, будет гораздо хуже: население с власти спросит по полной программе. А кому охота подставляться?

Интересно будет посмотреть на эти территории в феврале 2006 года. Акционировать МУПы все равно придется. Скорее всего, процесс пойдет в спешном порядке, без соблюдения необходимых процедур. Это даст право оспорить впоследствии акционирование и передать пакеты акций в частные руки. Инвестировать в ЖКХ при «таком бардаке» не захочется никому. Разве что придется — чиновникам, которые в процессе «приватизации» успели переписать большие пакеты акций на себя или свои фирмы. Им не составит труда убедить городские думы поднять тариф для населения еще, и еще, и еще немного. На положении основных фондов это никак не скажется, и все будет ветшать. Нет, все-таки прав был профессор Преображенский — разруха в головах. Потому что людям дали все необходимое для восстановления ЖКХ, а они делают все возможное для окончательного его разрушения.

Материалы по теме

Долг не может отдать только труп

В одной дырявой лодке

Утекай

Естественно, монополия

Дома хозяйка

Эти бы деньги, да в мирное русло