Во все стороны равны
![]() |
Развитие транспортной инфраструктуры — стратегическое направление для Сургута Фото: - Андрей Порубов |
Нефть вскоре нашли. Она обеспечила Сургуту статус экономической столицы
Молчание — черное золото
Чего можно ждать от нефти, а чего — нет, в Сургуте знают прекрасно. В городе расположен головной офис одной из самых успешных нефтяных компаний страны — ОАО «Сургутнефтегаз» (НК СНГ). На ее долю приходится каждая седьмая тонна российской нефти. Неудивительно, что СНГ — одна из самых богатых нефтяных компаний. А еще СНГ — самая закрытая компания. Люди, знающие гендиректора «Сургутнефтегаза» Владимира Богданова, говорят, что его девиз — «чем меньше о компании знают, тем меньше у нее проблем». Структура акционеров компании неясна. Предполагается, что контрольный пакет в руках
Владимир Богданов — личность в Сургуте уважаемая. Горожанам импонирует, что бывший помощник бурильщика, став миллиардером, не уехал в Москву или в Лондон, а остался жить в Сургуте, на работу любит ходить пешком, яхт и футбольных клубов не покупает. Но к возможной смене собственника здесь относятся спокойно: былого влияния на жизнь города крупные сургутские предприятия уже не оказывают.
— С тех пор, как основная масса налогов начала уходить в федеральный и окружной бюджеты, понятие «градообразующее предприятие» утратило смысл. Теперь это просто крупные компании, — объясняет
Сильнее, выше, мощнее
Когда директора Сургутской
Энергопотребности округа ежегодно растут на 10%. «За 2005 год мы выработали 31,9 млрд кВт·ч, а за 2006 год — на миллиард больше», — объясняет директор электростанции. К четвертому кварталу 2009 года ввод двух новых парогазовых установок мощностью по 400 МВт увеличит мощность
![]() |
![]() |
![]() |
Растут потребности и в сетевом хозяйстве. Филиал Тюменьэнерго «Сургутские электрические сети» рассчитывает за три года достроить подстанцию «Университет» и реконструировать подстанции «Победа» и «Олимпийская». Совокупный объем финансирования — 2,4 млрд рублей. Инвесторами должны выступить застройщики: в ближайшие годы они планируют резко увеличить объемы строительства в Сургуте, и им понадобится развитая энергетическая инфраструктура.
Город с комплексами
Посреди Сургута на площади перед магазином стоит памятник — чугунный мужик в каске. На первый взгляд, он напоминает нефтяника. Некоторые принимают его за электрика: на плече у памятника моток проводов. На самом деле это строитель.
«У нас сегодня стройка занимает третье место после ТЭК и энергетики, строители ворочают миллиардными объемами», — говорит Владимир Болотов. По официальным данным, в 2006 году строительство показало максимальный рост физических объемов производства среди всех отраслей экономики — 34,2%. В ближайшие годы динамика еще вырастет: город переходит от точечной застройки к комплексной. По словам заместителя главы города Владимира Марана, возглавляющего департамент архитектуры и градостроительства мэрии, за пять лет город ввел 1 млн кв. метров жилья: «Мы “съели” все пятна, на которых можно строить жилье».
В прошлом году прошли первые аукционы, на которые мэрия выставила участки под комплексную застройку. «Дочка»
Стимулировать платежеспособный спрос на жилье городские власти собираются с помощью Сургутской ипотечной компании. Предполагается, что она будет предлагать жилье бюджетникам практически по себестоимости. «Мы выставим на конкурс предложение строить квартиры по 25 — 27 тыс. рублей. Если прибавить расходы на услуги ипотечной компании и проценты за банковские кредиты, квадратный метр обойдется покупателю в 30 — 31 тыс. рублей», — поясняет Владимир Маран.
![]() |
![]() |
![]() |
В коммерческом секторе цены пойдут вниз по мере роста предложения, считают сургутские участники рынка. К 2010 году с учетом уже запущенных проектов комплексной застройки местный рынок будет получать до 240 — 250 тыс. кв. метров жилья в год. «Я думаю, до этого времени цены будут держаться на уровне 40 — 45 тыс. рублей за один квадратный метр, а потом могут снизиться», — прогнозирует глава ассоциации строительных организаций Сургута и Сургутского района Владимир Ганин.
В отличие от жилищного сектора, сегмент деловой недвижимости, по мнению Владимира Болотова, откровенно «проседает»: новых офисных центров в городе нет и не строится. Есть только переоборудованные здания, раньше принадлежавшие нефтяникам и газовикам, но они не соответствуют запросам бизнеса. «Там нет
Тяга к нестандартным архитектурным и дизайнерским решениям вообще свойственна Сургуту. Особенно она проявляется в офисных зданиях, принадлежащих нефтегазовым компаниям. Жилая застройка состоит в основном из стандартных коробок. Зато местные маляры разрисовывают дом за домом яркими красками — мэрия приняла специальную «Концепцию колористического решения застройки города».
— Еще одна наша задача — обустроить городскую набережную. А то на Оби стоим, а на берег выйти
Пятиминутная Америка
Во время интенсивного освоения Западной Сибири Сургутский речной порт был одной из важнейших перевалочных баз. Короткий период навигации заставлял предприятия обустраивать собственные причалы, в итоге промзоны отделили город от реки. В 90-е грузооборот порта резко снизился (с 12 — 13 млн тонн грузов в год до 1). Теперь акватория перед портом обычно пустует.
Часть трафика приняли на себя сургутский аэропорт и железная дорога. Сургутское отделение Свердловской железной дороги занимает второе место в регионе по грузо— и пассажирообороту. Но местным властям хотелось бы большего. «13 пар поездов, проходящих через Сургут в сутки, — маловато», — пожаловался один из чиновников мэрии.
Вскоре повод для недовольства исчезнет. Как пояснила
Аэропорт Сургут обеспечивает прием 1,2 — 1,3 млн пассажиров в год. «Это вполне соответствует потребностям города, и планов расширения пока нет», — сообщили
Еще один компонент сургутского транспортного узла — мост через Обь, открытый в 2000 году. Длина мостового перехода — 2110 метров, он внесен в книгу рекордов Гиннесса как сооружение с самым длинным вантовым пролетом, его ставят в один ряд с «Золотым мостом»
Деловые круги Сургута считают, что развитие транспортной составляющей — первое стратегическое направление для города. «Весь Север завязан через Сургут. Когда начнется активное освоение Полярного Урала, Ямала, роль города еще больше возрастет», — говорит Владимир Болотов. По его мнению, одновременно будут укрепляться позиции Сургута как крупного торгового центра, обслуживающего регион.
И здесь свою роль должен сыграть несырьевой сектор сургутской промышленности, ориентированный на конечного потребителя. Развитие этого сегмента сургутские бизнесмены считают вторым стратегическим направлением для муниципального образования.
Пива нет
Общаясь с сургутянами, замечаешь: они привычно гордятся «Сургутнефтегазом» и ГРЭС, но нотки настоящего городского патриотизма начинают проскальзывать в их голосе при упоминании о местных производителях продуктов и мебели. Продукцию сургутского мясокомбината можно встретить в магазинах Среднего и Южного Урала. Сургутский молокозавод, перешедший в прошлом году под контроль
Активно развиваются телекоммуникации. По оценке главы сургутского подразделения «Уралсвязьинформа» Степана Никифорова, в Сургуте высокоразвитая телекоммуникационная сеть, а это «один из ключевых параметров успешного бизнеса, значимый для инвесторов». Уровень телефонизации города (26 телефонов на 100 жителей), утверждает Степан Никифоров, в числе самых высоких по России, «а сейчас мы высокими темпами “интернетезируемся”».
Говоря о несырьевом секторе городской экономики, представители горадминистрации особые надежды возлагают на малый и средний бизнес. В городе со средней зарплатой около 30 тыс. рублей практически обеспечен стабильный спрос на услуги ресторанов, кафе, досугового сектора (см. «Не усните на краю», с. 62). «Раньше эта сфера была в зачаточном состоянии. Условно говоря, два года назад вы бы не нашли в Сургуте ни одного
По данным городской статистики, количество малых предприятий постоянно растет, прежде всего в торговле и строительстве. Правда, во многом это обеспечивается за счет индивидуальных предпринимателей: с 2007 года торговать алкогольной продукцией могут только юридические лица, и ПБОЮЛ массово перерегистрируются. Но есть и объективный подъем: в 2006 году оборот сургутского малого бизнеса составил 13,4 млрд рублей, а в 2007 году ожидается уже 15 млрд рублей. Всего в малом бизнесе занято 6,4% от общего числа занятого населения. «Конечно, это немного», — признает мэр. И тут же объясняет: «Где быстрее всего малый бизнес растет? Там, где безработица. А в Сургуте проблемы безработицы как таковой не было ни одного дня».
![]() |
![]() |
![]() |
Когда нефть кончится
По признанию Александра Сидорова, ни городские власти, ни предприниматели не надеются, что
Один из самых тревожных вопросов для югорских городов — как они будут жить, когда нефть кончится. Конечно, снижение объемов добычи не будет одномоментным, и чаще всего сибиряки говорят, что на ближайшие 50 лет нефти точно хватит. Но особого энтузиазма в их голосе не слышно. Пожалуй, единственное исключение — это Сургут. Говоря о будущем города, чиновники, бизнесмены и простые горожане подчеркивают, что жизнь без нефти их не пугает. Ведь у них еще есть газ, электроэнергетика, транспорт, пищевая и легкая промышленность. Инвестпроекты, реализуемые крупными компаниями Сургута, дают основания рассчитывать на стабильный покупательский спрос. Он обеспечит благоприятную среду для развития сферы услуг и строительного рынка, в значительной степени представленных небольшими предприятиями. Синергетический эффект от взаимодействия большого и малого бизнеса даст горожанам работу, а городу — успешное развитие.