Ближе к аборигенам
Югра обладает уникальным туристическим продуктом - самобытной культурой коренных малочисленных народов Севера (КМНС), сохранившимися в течение веков обрядами и промыслами, нетронутой цивилизацией природой. Чтобы использовать эти преимущества для диверсификации экономики, необходимо поддерживать КМНС и развивать инфраструктуру туризмаПравительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры утвердило концепцию внутреннего и въездного туризма. В документе обозначены основные направления повышения конкурентоспособности региональных туристических продуктов и расширения отрасли в целом. Есть ряд новаций: впервые на системной основе предусмотрены мероприятия по брендингу и маркетингу Югры. В основе - специфика географического положения и ресурсов территории. Другой важный документ - проект закона «О туризме в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» - принят в первом чтении окружной думой.
Среднестатистическому россиянину округ сегодня больше известен как основной регион добычи нефти. Но уже несколько лет подряд добыча углеводородов на севере Тюменской области снижается. Один из потенциальных сегментов диверсификации экономики - въездной туризм. В 2011 году в округе побывало 365 тыс. туристов. Ожидается, что к 2020 году туристический поток увеличится в два раза.
Пока туристическая Югра популярна прежде всего как один из крупнейших центров российского биатлона. После открытия в Ханты-Мансийске крупнейшего в стране биатлонного стадиона впервые в России начали проводиться этапы кубков мира по этому виду спорта. На соревнования в округ ежегодно приезжает до 50 тыс. туристов. Остальные виды туризма - экологический, этнографический, культурно-познавательный, оздоровительный - нужно развивать. Как?
Трудности как бренд
Первым делом необходим эксклюзивный продукт. В этом случае удаленность и труднодоступность Югры рассматриваются не как недостаток, а как особенность территории.
Немногим туристам удается покорить Югру самостоятельно: до вершин Приполярного Урала на семейном автомобиле не доедешь. За билетами на воздушный транспорт даже жители здешнего транспортного узла поселка Саранпауль записываются заранее. Ближайшие железнодорожные станции - за сотни верст. Судоходный вариант путешествия тоже ограничен сроками навигации, расписанием, длительностью. Сами северяне сетуют, что плавание на судах, построенных еще в 50-х годах прошлого века, по комфортности может сравниться с перевозкой ссыльных: или жарко, или холодно, но всегда тесно и долго. Кого-то пугают комары и мошка. Впрочем, кто-то в этом находит экстрим. Зато на Приполярном Урале практически нет змей и клеща: им здесь холодно.
Правда, к приему массового туриста инфраструктура Югры не готова: гостиницы требуют реконструкции, вдоль недавно отстроенных «автобанов» маловато заправок и кафе. Качество обслуживания дорого и неидеально, не хватает кадров.
Зато аборигены добродушны к приезжим, с удовольствием пускают гостей на постой. Как говорят заядлые путешественники, на Кавказе или на Алтае уже давно нет такого ощущения безопасности и комфорта. Но не выйдет ли так, что в итоге на этих берегах и склонах мы станем «любоваться» следами пикников и захламленностью стоянок (как это сейчас наблюдается на большинстве рек Южного или Среднего Урала)? Хаоса местные жители не хотят, и чиновники эти опасения понимают. Одна из предполагаемых мер - создание на территории Приполярного Урала природного парка «Маньинский».
Некоторую экологическую угрозу представляла реализация в северо-западной части Югры мегапроекта «Урал промышленный - Урал Полярный». Железнодорожную ветку планировали проложить по восточному склону хребта, соединив промышленные центры УрФО (Челябинск, Магнитогорск и Екатеринбург) с сырьевыми источниками в ХМАО и ЯНАО. По плану, дорога пересекает десятки нерестовых рек и ручьев. А это - взрывные работы, сброс ГСМ в воду. Сегодня финансирование УП-УП сокращается. Распространено мнение, что дорогу так и не построят: научные прогнозы по объему залегания руд себя не оправдали. Правда, в рамках УП-УП у подножья горы Неройка сегодня добывают кварц, который, по задумке идеологов проекта, должны были вывозить как раз по той самой железной дороге. Пока возят машинами.
А небольшой завод на берегу горной речки Пуйва, входящий в систему проекта, туристы с интересом рассматривают и фотографируют, проходя мимо на байдарках.
Промыслы как бизнес
Гарантировать сохранение исконной среды обитания позволит и вовлечение аборигенов в экономические взаимоотношения, считают в правительстве ХМАО-Югры. Охота, рыбалка и сбор дикоросов получили статус малого бизнеса. Это позволит решить и проблему занятости коренных жителей. Безработица в местах традиционного проживания северян выше среднеокружного показателя в 1,6 раза. Уже сегодня в Югре есть десяток-другой неплохо реализованных проектов в сфере туризма. Как, скажем, охотничий и рыболовный комплекс «Бедкаш» или база отдыха близ горы Неройка в Березовском районе. Посещения стойбищ хантов и манси пользуются популярностью: за последние два-три года поток гостей к аборигенам вырос вчетверо.
Действует программа по поддержке КМНС: семинары, обучение, консультации, обмен методическим и практическим опытом по созданию турпродукта. Предусмотрена финансовая поддержка в виде компенсации части затрат на приобретение снегоходов, лодок и моторов, электростанций. Власти субсидируют и строительство объектов жизнеобеспечения, затраты на реализацию проектов по развитию традиционной деятельности. В результате реализации программы заметно увеличится количество обустроенных участков территорий традиционного природопользования, сохранится количество семей, ведущих традиционную хозяйственную деятельность (сегодня их более 900).
Власть как оператор
Но это только часть задач по развитию туристической отрасли. Есть и другие. Например, за чей счет пускать дополнительные авиарейсы? Где разместить все прибывающий поток гостей? Как обеспечить их профессиональными егерями и качественным снаряжением?
На туризм правительство автономного округа стало выделять больше денег. Окружным турфирмам теперь предоставляются скидки на размещение рекламы в югорских СМИ. А двенадцати местным компаниям выделили гранты по миллиону и больше.
Продвижением туристических возможностей территории занимается департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики автономного округа. В июне по его инициативе был организован пресс-тур «Экспедиция на Приполярный Урал» для туроператоров и специализированных СМИ. Десятидневный тур проходил по территории Березовского и Ханты-Мансийского районов, национальных деревень и общин, рекам Щекурья и Пуйва с посещением системы водопадов, озер Зейка и Мертвого, этнографической деревни Сорни Сэй, национальной деревни Ломбовож, родовой общины «Рахтынья», кварцевого месторождения Додо, гор Приполярного Урала. «По итогам экспедиции будут разработаны новые маршруты, которые позволят привлечь дополнительный поток туристов», - рассказал директор департамента Евгений Платонов. Округу есть что предложить любителям экстремального туризма и охотникам-рыболовам. Здесь и восхождения на местные вершины - Народная, Манарага, Нер-Ойка - самые высокие в горной системе Урала, ловля гигантской щуки, сплавы на байдарках и катамаранах по извилистым рекам.