Где-то есть корабли
С начала 2007 года в Югру поступило рекордное за постсоветский период количество речных пассажирских судов: семь скоростных теплоходов типа «Марс 2000» нижегородской судостроительной компании
Наличие речного судоходства, пожалуй, одна из самых ярких характеристик перевозок в Югре, отличающая ее от других субъектов РФ Уральского федерального округа. Общая протяженность судоходных водных путей, расположенных в ХМАО, более 5,6 тыс. км (крупнейшие речные магистрали — Обь, Иртыш; более мелкие реки — Канда, Казым, Северная Сосьва, Аган, Троняган, Вах, Назым и другие). Речные перевозки играют в ХМАО существенную роль: пассажирские суда обеспечивают связь между крупными и небольшими городами, где нет дорог; грузовые позволяют существенно экономить на транспортировке леса, нефтепродуктов и внутри округа, и за его пределы — в Омск, Тобольск, Салехард, Томск, Новосибирск.
Управлять волнами
Пассажирские перевозки в округе полностью контролирует окружная власть. Главный перевозчик — ОАО «Северречфлот», образованное в 1998 году правительством ХМАО (сегодня владеет 100% акций предприятия). Его работа преимущественно ориентирована на организацию пассажирских перевозок в тех районах округа, где водный путь остается единственным доступным средством сообщения. По данным управления водного и железнодорожного транспорта департамента транспорта и связи ХМАО, ежегодно объем перевозок составляет 330 — 360 тыс. пассажиров. Однако эти показатели нельзя назвать стабильными: они зависят как от объективных, так и от субъективных факторов.
В частности, уменьшение объемов перевозок может быть связано с поздними сроками открытия навигации или перераспределением пассажиропотока на автомобильный транспорт (с вводом автодорог в муниципалитетах).
Грузовыми речными перевозками в ХМАО, в отличие от пассажирских, занимаются только частные компании. Крупных, работающих не только в ХМАО, но и в соседних регионах, не так много: Иртышское,
На территории ХМАО расположено четыре грузовых порта: Нижневартовский, Сургутский, Нефтеюганский и Сергинский. Все построены в 70-е годы, когда в округе бурно развивался нефтегазовый комплекс и шла разведка месторождений. Сегодня порты в частной собственности: принадлежат крупнейшему в Тюменской области перевозчику
Дыры в бортах
Основная проблема речного судоходства в ХМАО — износ флота и плохое техническое состояние портов. Если пассажирские суда постепенно модернизируются и заменяются за счет средств окружного бюджета, то грузовые находятся в жалком состоянии: перевозчики зачастую не имеют и малой доли необходимых для модернизации средств.
Пассажирский флот в ХМАО начал обновляться лишь три года назад. С 2004 года в округе реализуется программа «Развитие внутреннего водного транспорта и поддержание внутренних водных путей
— Помимо скоростных судов «Югорский», с 2004 года мы приобрели семь мелкосидящих теплоходов типа «Иртыш», предназначенных для перевозок в дневное время, теплоход «Метеор»
Состояние грузового речного транспорта значительно хуже.
Покупка новых судов для частных перевозчиков сегодня крайне обременительна, поэтому они стараются хотя бы частично заменить изношенные детали, в лучшем случае — провести капитальный ремонт. Обновить флот полностью могут себе позволить только крупные игроки. «Чтобы приобрести новое судно или хотя бы модернизировать старое, нужны огромные для небольших частных перевозчиков средства — самостоятельно порты практически не в состоянии обновить флот и технику. Например, чтобы купить двигатель на плавучий кран, мне нужно 5,5 млн рублей. А у меня максимальная прибыль за год — не более 10 миллионов. Значит, мне придется либо сократить расходы, либо повысить цены на перевозки (но это вряд ли: в условиях конкуренции заказчики просто уйдут к другой компании), либо, как всегда, отложить модернизацию», — отмечает Жеребцов. Возможность возродить флот, по мнению директора Нижневартовского речного порта, появится с увеличением объемов перевозок.
В отношении технического состояния речных портов, расположенных в ХМАО, проблема та же — изношенность фондов. «За последние
Дайте ходу пароходу
После периода длительного простоя и невостребованности речной флот ХМАО набирает обороты: общие объемы перевозок растут, а пассажирские становятся более комфортабельными и мобильными за счет модернизации и замены судов. Залог развития пассажирского транспорта — отсутствие в ХМАО дорог хорошего качества в отдаленных населенных пунктах: «Руководство округа заинтересовано в том, чтобы у людей была возможность передвигаться. Поэтому власти вкладывают деньги в развитие пассажирского речного транспорта, проводят его модернизацию, вводят льготы, дотации», — считает Геннадий Жеребцов.
Развитие грузовых перевозок во многом зависит от общего подъема экономики ХМАО: строительства дорог, городов, развития сельского хозяйства. «В середине 70-х годов, когда шла активная разведка нефти и газа, речные порты были монополистами на рынке перевозок в ХМАО. Не было ни железных дорог, ни автомобильных. Весь груз шел реками. Появившаяся железная дорога часть грузов забрала себе. Да и у народного хозяйства отпала потребность в больших объемах поставок. В 90-е многие предприятия сокращали производства,
С ним согласен начальник управления эксплуатации флота ОИРП Александр Волков: «Рост перевозок в ХМАО обеспечивает строительство дорог. На следующий год мы ожидаем, что объемы перевозок увеличатся на 15 — 20%».
С реализацией проекта Урал промышленный — Урал Полярный связывает развитие грузовых перевозок Николай Ануфриев: «Мы надеемся, что речной транспорт тоже сыграет свою роль. Проект предполагает развитие производств, которым потребуется массовый завоз груза. А кроме как водным транспортом во многие районы груз доставить нечем. Авиационный — дорогой, автомобильный — не везде можно применить».
По прогнозам перевозчиков и руководства округа, стабилизация рынка и увеличение объемов работ — с одной стороны, износ транспорта — с другой спровоцируют изменения структуры перевозок, главным образом грузовых. На рынке останутся только крупные компании, консолидирующие сервисы хранения и транспортировки груза, работающие на большом обороте и способные обновлять флот. Количество мелких частных перевозчиков сократится: одни уйдут из бизнеса, не в силах поддерживать суда в рабочем состоянии, другие будут объединяться для повышения конкурентоспособности.