Территория «синих воротничков»
Фото - Андрей Порубов |
— Мы никогда не делили и не делим банки на тюменские, ханты-мансийские и ямало-ненецкие. Это по меньшей мере некорректно. У нас единая банковская система и единый надзорный орган — Главное управление Банка России по Тюменской области.
Действительно, рассматривать банковский бизнес региона в соответствии с административным делением на собственно область и автономные округа сложно. Банки — структуры рыночные, они призваны стоять лицом к клиенту, обслуживать его финансовые потоки. Поэтому работают там, где выгодно и есть спрос на услуги. А поскольку регулирующий орган один, никаких политических, юридических, организационных проблем в развитии сети на территории всей области не возникает. Банки, зарегистрированные в Тюмени, имеют офисы в Сургуте, Ханты-Мансийске, и наоборот. «Для Тюменской области характерно рассредоточение региональных кредитных организаций по всей ее территории, а это 48 крупных и средних населенных пунктов», — подчеркивает Михаил Микульский.
Естественный лидер
По количественному параметру — числу кредитных учреждений (включая региональные, их филиалы и филиалы иногородних) — банковская система Тюменской области считается одной из самых сильных на Урале: она делит третье место со Свердловской областью, уступая только Москве и Санкт-Петербургу. Согласно данным Ассоциации кредитных организаций Тюменской области, на 1 апреля 2005 года здесь зарегистрировано 182 банка, в том числе 25 региональных и 82 их филиала, 42 филиала иногородних, а также 33 отделения Западно-Сибирского банка Сбербанка России. При этом регионалы лидируют практически во всех сегментах. На их долю приходится 57% совокупных активов всех банков, работающих на территории области, 60% ресурсной базы, собираемой на территории, 58% всей ссудной задолженности по выданным кредитам предприятиям и населению. Единственный сегмент рынка, где региональные учреждения уступают первенство Сбербанку, — потребительское кредитование: у первых — 39%, у второго — 46%. Правда, нужно учитывать, что в зону действия Западно-Сибирского Сбербанка помимо Тюменской области и ее округов входит еще и Омская область.
Лидерство тюменцев закономерно: они изначально имели хорошие условия для старта, поднимались и росли на нефтяных деньгах. В их пользу долгое время играли географические особенности области, в частности оторванность многих населенных пунктов от «большой земли»: на локальных банках замыкались потоки предприятий нефтегазового комплекса и населения, работающего на этих территориях. При этом в капиталы «своих» вкладывали средства не только крупные компании, но и весьма обеспеченные финансами местные бюджеты. И до сих пор доля государственных и муниципальных структур в уставном капитале региональных банков Тюмени остается достаточно высокой — 37,9% (2156 млн рублей). Именно эти два фактора — мощные ресурсы предприятий и поддержка властей — способствовали тому, что в области выросли кредитные учреждения, равные по финансовым показателям структурам федерального уровня: Сургутнефтегазбанк, Ханты-Мансийский банк, Запсибкомбанк. На их долю приходится 61% всего совокупного капитала кредитных организаций области.
Погоня за малым
Понятно, что регион, обеспечивающий 10% ВВП страны, привлек внимание банков Москвы. Объективно: даже самые крупные регионалы не в состоянии профинансировать потребности транснациональных нефтяных и газовых компаний, расположенных на территории области. Так что присутствие здесь столичных банков первой десятки рейтингов никого не удивляет. В области давно работают филиалы Газпромбанка, Внешторгбанка, Банка Москвы, МДМ-Банка, Импэксбанка и других.
— Бесспорно, конкуренция в банковской среде возросла. Прежде всего это следствие агрессивной политики московских банков, — констатирует вице-президент ОАО «Запсибкомбанк» Олег Заруба.
Усилению конкуренции способствовал и приход в область банков с Урала: здесь появились филиалы УралСиба, Уралвнешторгбанка, «Драгоценностей Урала», Уралтрансбанка. О планах выйти на рынок Тюмени заявили Уральский банк реконструкции и развития,«Северная казна». Однако тюменцы не видят повода для беспокойства:
— Большое количество региональных кредитных организаций, а также присутствие филиалов банков других областей обеспечивают создание конкурентной среды, что самым положительным образом сказывается на обслуживании клиентов, — убежден Михаил Микульский.
Примечательно, что если московские структуры открывают подразделения в основном в округах, поближе к клиентам из числа предприятий нефтегазодобычи, то уральские банки предпочитают формировать сеть именно на юге области. Заместитель председателя правления Уралтрансбанка Андрей Кремнев объясняет это тем, что банковский бизнес в ХМАО и ЯНАО строится в основном на обслуживании крупных предприятий и их работников. Это кусок лакомый, но давно поделенный, предпринимать попытки кого-либо переманить бесполезно. А в Тюмени и прилежащих к ней городах активно развивается инфраструктура, как следствие — растет число предприятий в сфере торговли и услуг. И ниша пока свободна…
— Всего за один месяц после открытия нашего офиса в Ишиме выдано более 40 кредитов малому бизнесу. Это очень хороший результат, — рассказывает Андрей Кремнев. — Особым спросом здесь пользуются кредиты до 150 тыс. рублей, которые мы предоставляем по технологии Европейского банка реконструкции и развития. По этому продукту почти нет конкуренции.
Директор Тюменского филиала КБ «Драгоценности Урала» Андрей Бахматюк согласен с коллегой:
— Тюменская область — самый богатый субъект Уральского региона, а Тюмень — наиболее динамично развивающийся город. Иметь подразделения здесь не только престижно, но и выгодно. Наш тюменский филиал быстрее запланированных сроков вышел на прибыльность.
Своя рубашка
Тюменские банки противопоставляют нашествию традиции, опыт и давние связи.
— Наши преимущества, — говорит Олег Заруба, — это и большее понимание процессов, протекающих на территории региона, и быстрая реакция на изменения ситуации, и тесное взаимодействие с клиентами.
Прочные связи банков, выросших в регионах, и местных предпринимателей характерны для большинства областей Урала. Однако в Тюмени эти традиции проявляются наиболее сильно. Именно по этой причине Уралвнешторгбанк, изначально рассчитывающий на корпоративный сектор, переориентировал тюменский офис на работу с розницей:
— Здесь не просто личные контакты менеджеров банка и предприятия, это связи на уровне корпораций. И для того, чтобы работать с такой клиентурой, нужно стать частью экономики региона. Сюда недостаточно просто прийти с ресурсами, необходимо установить доверительные отношения, а для этого требуется время. А поскольку сегодня вопрос самоокупаемости бизнеса стоит жестко перед любым банком, мы решили сделать ставку на развитие ритейла, особенно — на активные операции, то есть кредитование. И не ошиблись. С начала этого года доходы тюменского филиала удвоились, — говорит директор по стратегическому развитию Уралвнешторгбанка Даниил Сандлер.
Также оптимистично оценивает тюменский рынок ритейла и Андрей Бахматюк:
— Наибольшую емкость имеет рынок автокредитования, связанные экспресс-кредиты в торговых сетях, нецелевые экспресс-кредиты в офисах банков, в том числе кредитные пластиковые карты, а также ипотечное кредитование. Именно на этом сегменте рынка в настоящее время и развернулась наибольшая конкурентная борьба.
Личностный подход в секторе массового обслуживания срабатывает уже меньше, здесь на первое место выходят технологии, на чем и пытаются сыграть банки других регионов. Даниил Сандлер: «Ставки по кредитам в банках области в среднем ниже, чем по Екатеринбургу, но процедура получения кредита проще. Отлаженные технологии позволяют сделать нам продукты доступнее, и они пользуются спросом, хотя и стоят дороже».
Другой интересный сегмент рынка в Тюмени, на который обратили внимание уральские банки, — вклады населения.
— Ставки здесь значительно ниже, чем в Екатеринбурге, — говорит Андрей Кремнев. — Очевидно, это можно объяснить тем, что у банков региона значительную часть ресурсной базы составляют средства на счетах юридических лиц, и мы со своими предложениями весьма конкурентоспособны. Правда, для этого необходимо несколько больше вкладывать средств в рекламу и раскрутку брэнда, чем на Среднем Урале.
При формировании политики привлечения денег населения иногородним банкам приходится учитывать и тот факт, что Тюмень — город «синих воротничков»: здесь много научных центров, институтов, работающих на нефтянку. Сотрудники научных учреждений имеют весьма высокие доходы, однако не склонны к их сбережению — большую часть средств они направляют на потребление. Но если уж такой клиент принес деньги в банк, то средняя сумма вклада превышает этот показатель на Среднем Урале. По словам Даниила Сандлера, в тюменских офисах банка средняя сумма вклада больше, чем в екатеринбургских, на 56%.
Несмотря на явные успехи банков из соседних областей, в целом их доля на рынке потребкредитования юга Тюменской области остается небольшой. Лидерство по-прежнему держат Сбербанк, а также местные Запсибкомбанк, Ханты-Мансийский банк, Сургутнефтегазбанк, Тюменьэнергобанк, «Югра», Сибнефтебанк, Сибконтакт, Сибирьгазбанк. Пока в качестве серьезного конкурента сами местные банки называют только УралСиб.
— Этот банк достаточно мощно представлен на территории области. Доля рынка, занимаемая банками Екатеринбурга, мала, поэтому говорить о серьезной конкуренции пока не приходится, хотя это, конечно, временный фактор, — отмечает Олег Заруба.
Тюменские банкиры понимают: время, когда можно было существовать только за счет дешевых средств на счетах предприятий, уходит в прошлое даже в таком богатом регионе. Поэтому сейчас в Тюмени активно идет процесс консолидации бизнеса, сильные банки покупают тех, кто послабее, расширяют филиальную сеть. Так что база для сохранения собственной мощной финансовой системы в регионе есть. Михаил Микульский убежден: «Чтобы выжить в условиях ужесточающейся конкуренции, самостоятельным банкам придется внедрять новые технологии, новые продукты, наращивать капитал, повышать уровень управления, расширять розничный бизнес».