Держитесь асфальта
Тобольск доказывает: сохранение исторического наследия можно сделать бизнесом. Однако городу еще многого предстоит добиться. Главное — убедить горожан, что хорошеет Тобольск не для туристов, а для своих.
За те 40 минут, что старый желтый автобус, покачиваясь, едет с железнодорожного вокзала до конечной станции, объявление на стекле я успела выучить наизусть. Оно, мягко скажем, странное: «Внимание! Гастроли Лунапарка! Парк аттракционов по адресу: Красная площадь, дом 5».
В первый момент это кажется стебом над москвичами. А потом понимаешь: в Тобольске, правда, есть и Красная площадь, и Кремль. Там, к слову, конечная остановка нашего автобусика, как и большинства городских маршрутов. К Тобольску, как и к Москве, можно применить песенное «звонят колокола, златые купола» и прочее про «золото икон и летопись времен». Это те самые места, посмотреть на которые в 2008 году приедет около 200 тыс. туристов и экскурсантов. То есть на каждого тоболяка придется примерно два туриста. Что это даст городу и горожанам?
Робинзон Достоевский
Тобольск открыл для широкой публики экс-президент Владимир Путин, приезжавший сюда буквально на несколько часов в марте 2003 года. Что ему вздумалось — непонятно, но, впечатлившись красотами, древностью и сохранившейся архитектурой, он дал распоряжение сделать город центром въездного туризма Западно-Сибирского региона. Разработали соответствующую программу, в Тюменской области нашлись деньги. И доходная часть бюджета Тобольска составила в 2007 году 3 млрд рублей. Из них менее 900 миллионов — собственные средства муниципалитета, остальное дает область. Причем дает на коммуналку, содержание дорог, отселение из ветхого жилья, подготовку площадок, строительство домов. К слову, указатели на дорогах уже дублируются на английском: турист должен понимать, какими именно красотами он наслаждается.
Администрация области вообще нежно любит Тобольск. Городу это сулит немалые дивиденды. Городская газета по-простому приводит слова депутата облдумы Владимира Майера на праздновании Дня города: «Тобольск пользуется симпатией в облдуме, что совсем немаловажно, особенно при распределении средств». Например, на День молодежи представители администрации области подарили этой самой молодежи, участвующей в благоустройстве города, 5 млн рублей. (Для сравнения: такую сумму выделяют на развитие туризма всей Свердловской области, а в Тобольске за последние два года в развитие туризма вложено 1,4 млрд рублей.) Как минимум в трех местах города многочисленные мальчишки и девчонки в красных майках (на спине — «Я люблю Тобольск», на груди — «отряд мэра») убирают немногочисленный мусор. Параллельно с ними работают дворники и спецтехника, пылесосящая улицы. Оранжевые гастарбайтеры моют поребрики. Через каждые 30 метров — урны, поэтому даже полупьяная молодежь доносит до них пустые банки. Все верно: турист должен жить в чистоте.
Эта идиллическая картинка — на первом туристическом маршруте. На нем же — чумовые памятники. Ну, жена декабриста возле мемориального Завального кладбища — понятно: мужественным дворянам выпало в Тобольске и ссылку отбывать и даже умирать. Например, однокласснику Пушкина Вильгельму Кюхельбекеру. Ну, Ершову и героям его единственной книги «Конек-Горбунок» — тоже понятно: автор «народной» сказки в Тобольске и родился, и пригодился, был директором гимназии. В числе его учеников — Дмитрий Менделеев, и ему памятники в городе в ассортименте. Все верно: чем знакомых имен больше, тем турист чувствует себя умнее.
Но вот, скажем, памятник Робинзону Крузо и Пятнице по сибирской моде: один в валенках, второй на лыжах. Какое отношение эти персонажи имеют к Тобольску? Оказывается, во второй книге Даниэль Дефо описал путешествие средневековых экстремалов по Сибири, и будто бы в Тобольске эти люди провели восемь месяцев. За это их и увековечили. Слава богу, хоть не в помпезном мраморе. А скоро поставят памятник Федору Достоевскому. Честно говоря, я сначала не решалась задать вопрос: за что? Оказывается, был здесь Достоевский. Неделю. В остроге. И его навещала жена декабриста Наталья Фонвизина, между прочим — прообраз Татьяны Лариной. Опять-таки правильно: туристам нужны легенды.
Успокаиваться горожане не собираются — уже нашли дом, где жил в эвакуации известный врач Владимир Виноградов. «Сейчас в Тобольске выявляются дома, где останавливались известные люди. Такие точки могут лечь в основу будущих маршрутов», — отмечает председатель комитета по туризму и инвестициям администрации города Александра Стрункина. «Новые памятники обязательно включаем в туристические маршруты», — как будто слышит ее генеральный директор фирмы «Тобольск-Тур» Олеся Козак. Туриндустрии необходимо, чтобы туристы не кривились, мол, кроме Кремля, смотреть в городе нечего. Памятники, к слову, создают городу и пиар — такой же, как участие в конкурсе «Семь чудес России». Тоболяки проиграли совсем немного, вошли в число 14 чудес России, теперь ворчат: как можно сравнивать Байкал — и их рукотворные чудеса... Трижды верно: туристы должны чувствовать гордость за то, что видели чудо.
Чтобы задержать людей в городе, превратить их из экскурсантов в туристов (первые оставляют минимум денег, потому что не ночуют), объясняется и проведение большого количества мероприятий. За первые две недели июля в городе прошли, например, фестиваль фейерверков на воде и третье по счету «Лето в Тобольском Кремле». Год назад здесь пел Хворостовский, два года — москвичи давали «Бориса Годунова». И теперь в Тобольске проблема — кого пригласить еще? Иностранные звезды не нужны: здесь не устают подчеркивать значение города для истории России, поэтому звезды требуются российские, но мирового масштаба. Да и мероприятия проходят прямо на территории действующего собора, так что музыка должна быть помпезной, классической, государственной. И снова в точку: туристы вправе гордиться Россией.
В этом году на последнее мероприятие пригласили ведущих вокалистов Мариинского театра. Сумму гонораров никто не раскрывал, но и без того ясно: подвинуть плотный гастрольный график можно за не большие, а очень большие деньги. Хотя основная часть билетов ценой до 4 тыс. рублей разошлась, но скорее всего мероприятие не окупилось. На концерт пришли около 2,5 тыс. человек, причем значительная часть, более полутора тысяч, — гости. Из них примерно триста человек привезли организованно, на автобусах. И снова расчет правильный: администрации северных городов Тюменской области тоже нужно подтягивать к культуре.
Дырка в полу
Туристов и вокалистов в Тобольске видно сразу. Только у них вызывает ступор, например, отсутствие ручки на входной двери в гостиницу «Тобол». Не сразу и сообразишь, почему и дверь слишком узкая, и ведет к ней на скорую руку сколоченная лестница. В гостиницу прямо за администрацией города, в семи минутах ходьбы от Кремля, заходят через балконную дверь. В номере не просто нет поддона для душа, и вода сливается в дырку в полу, так еще и слив от раковины выведен туда же. В шкафу, как водится, нет плечиков, зато на стенах в обилии останки розеток. А чтобы турист не пугался электричества, они заботливо заклеены скотчем.
Нехватка гостиниц в Тобольске ощутима давно. Например, первый Госсовет в новой должности президент Дмитрий Медведев решил провести именно в Тобольске. Об этом стало известно буквально за пару недель, пришлось даже перенести детский музыкальный фестиваль. Но все равно не хватило места. Например, пресс-службу губернатора Хабаровского края просто некуда было поселить. «Но у “Тобола” сейчас новый хозяин, он активно ремонтирует здание, и у него есть проект надстройки еще одного этажа, — рассказывает Александра Стрункина. — А через год в городе появятся еще три гостиницы к существующим четырем, уже идет строительство».
Пока работающие гостиницы, например единственная в Сибири сертифицированная четырехзвездочная «Славянская», на время проведения фестиваля Мариинки просто увеличила все цены в два раза — на размещение, и на увеселение (здесь находится единственный в городе ночной клуб со стриптизом «Распутин»).
Кто будет работать в новых гостиницах — вопрос отдельный. В городе уже сейчас не хватает подготовленных людей, нет горничных и официантов. Существующих вводит в ступор просьба принести кофе не растворимый «3 в 1», а с молоком и сахаром отдельно. Особая проблема — экскурсоводы. Есть, конечно, Наталья Бублий, которая работала экскурсоводом Путина и Медведева, но она одна ситуацию не спасет. «Сейчас мы к работе с группами привлекаем даже тех экскурсоводов, что уже на пенсии», — отмечает Оксана Козак (Бублий работает именно в ее фирме). Отметим, что такие экскурсоводы пользуются особой любовью у паломников, в основном пожилых людей.
В город их приезжает много: Тобольск — один из трех духовных центров страны (по мнению митрополита Алексия), да и вокруг него немало монастырей.
Переподготовка экскурсоводов на базе Тюменского университета уже идет. Подтянутся, конечно, девочки до подобающего уровня, но пока в городе на счету каждый человек, который хорошо знает историю города, владеет языками и навыками общения с капризными туристами. К примеру, уехала работать в Тюмень директор Информационно-туристического центра Тюменской области Эльмира Туканова — так мне об этом с сожалением сказали сразу три человека, два из которых от индустрии туризма далеки.
Тоболяки еще не верят, что в туротрасли можно зарабатывать. Это не относится к турфирмам: их в городе 11, и это уже наезженная колея — надо только знать, где кормить туристов и брать экскурсоводов. Но чтобы побудить предпринимателей выпускать всякие милые туристскому сердцу магнитики, тарелочки и кружечки, потребовалось специальное совещание на уровне чуть ли не главы города. Проблему решили: сейчас сувениры можно купить и в магазинчиках, и в музеях, и с рук — самый настоящий хендмейд, не штамповку. Художница Лариса Дмитриева прямо на территории Кремля предлагает магнит: на срезе можжевельника тонкой кистью нарисован Тобольский Кремль. Кусочек дерева еще пахнет тайгой и Сибирью. Слава богу, такое китайцы подделывать не научились.
Надо отдать должное властям: для туриста, действительно, делается много. В Информационно-туристический центр Тюменской области я зашла с легендой: мол, приехала на два дня в командировку, что у вас тут посмотреть. Встретили как родную: в музее дали дежурного экскурсовода, предложили тут же позвонить в турфирму, чтобы забронировать место на экскурсиях. Снабдили путеводителями и даже отсоветовали покупать сувениры прямо у них — дороговато.
Но это, так сказать, профессионалы. Простые горожане пока относятся к происходящему в городе — ремонтам, туравтобусам, редким иностранцам и непрерывной уборке — со здоровым чувством юмора. Например, памятник Робинзону Крузо и Пятнице называют памятником Путину и Медведеву: политики тоже вроде необитаемый остров обустраивают.
Двести ступеней вниз
Тобольск на самом деле состоит из двух городов. Верхний, что вытянут вдоль реки и замыкается построенным в конце XVI века Кремлем, — лощеный, туристический. Тут есть «отдельные недостатки», но их обещают устранить: из Тобольска еще только пять лет делают турстолицу. Но даже здесь в микрорайонах разбитые дороги. До них дело дойдет, видимо, позже. Любимое горожан кафе «Ковчег» в пятницу вечером переполнено:
«В “Распутин”? Нет, не ходим, — нараспев рассказывает тоболяк Дмитрий Шинников. — Пусть там туристы шальные скачут.
И вообще, раньше город тише был, спокойнее, а сам Кремль — домашнее, что ли… А тут его ремонтируют постоянно, плитку положили, плитку сняли, дорогу в городе главную перекладывают раз в год. Зачем?».
Чтобы понять недоумение, спустимся по двумстам деревянным ступеням, по Прямскому взвозу от Кремля в Нижний Посад. И сразу попадем на стройку. Слава богу, строят не стеклянные 20-этажные халабуды, которые загораживали бы вид на реку и город, а небольшие современные домики. Поплутав немного по грязи, выходим на единственный пока цивилизованный тротуар — с современными фонарями и урнами. В этом году на обустройство этой улочки потратят еще 210 млн рублей из тех 300, что дополнительно выделены правительством области. В остальном эта часть Тобольска — совершенная деревенька с покосившимися частными домиками и многочисленными церквями. Некоторые еще не реставрированы, а на дверях чудесные объявления: «Выключайте мобильники» и «Пожертвуйте овощей». Неподалеку вокруг закрытой часовенки начала ХХ века гуляют томные сибирские коровы.
Жители небольшого поселка речников спешат на пристань: другой дороги в поселок нет. В магазинных пакетах — игрушки, шампунь. Все отмахиваются от мошки. В лесу с многочисленными помоечками да над множеством луж она чувствует себя вольготно: это тебе не в Кремле летать, там территорию обрабатывают. На набережной из достопримечательностей — знак «Разводные мосты», как в Питере. Знак стоит перед глиняной дорогой, в ее колеях блестят лужи. И на обратном пути уже я с видом знатока советую туристам: идете на пристань — держитесь асфальта. Иных примет того, что эта дорога ведет к месту, куда в свое время причалил теплоход с семьей последнего русского царя, нет. К этой же пристани прибывают и туристы, в этом году запущен теплоходный маршрут по Иртышу из Тюмени до Омска.
Здешние коммерсанты не прочь по-быстрому подзаработать на истории. «Не мешают вам туристы?» — спрашиваю тоболячку Татьяну Жилову, что торгует рыбой возле магазина «Лабазъ». «Так они до нас и не доходят почти. Что тут смотреть-то?». Вот в этом вы, дорогие тоболяки, не правы. У вас на каждом углу — памятник. Покосившийся деревянный особнячок, а на стене — табличка: памятник резного зодчества, охраняется государством. Кстати, в свое время в Тобольске такие таблички щедро вешались на все дома, что отличались от хрущевок и брежневок. А теперь ни тобольские власти, ни региональные инвесторы не могут их снести, даже если очень нужно: чтобы исключить дом из списка памятников историко-культурного наследия, требуется разрешение федерального центра. Тех, кто не успел пройти эту процедуру и начал строительство на свой страх и риск, немилосердно штрафуют. Так, на полмиллиона каждая были оштрафованы компании «Сибирь» и «Яшма»: обе строят небольшие гостиницы.
В Тобольске, честно говоря, приходится искать, что и где еще не сделано. «Темп преображения города поражает. Я тут год и четыре месяца, и за это время вижу, как город шагнул далеко вперед. Такого я не видел нигде», — удивляется Николай Кулешов, замгенерального директора «Тобольскнефтехима» по социальным вопросам. И действительно: вокруг часовни с коровами вот-вот сделают нормальный парк, на пристани поставят памятник семье последнего царя, церкви отреставрируют, дома достроят, улицы осветят. К 2011 году Нижний Посад будет не узнать. Верхний город тоже изменится: дух старого Тобольска подновят мастерком гастарбайтера. Однако мало ли в регионе городов с новоделом? Один только Хантымансийский музей природы и человека, оснащенный плазменными телевизорами, чего стоит, его тоболякам точно не перещеголять. Да и не надо: все больше туристов хотят наслаждаться именно историей. Для этого в Тобольске надо лишь проложить кое-где дороги — даже лишних памятников не требуется: все же городская скульптура — удел новых городов, чья история насчитывает десятки лет, а не четыре сотни, как у Тобольска. Да, пожалуй, еще пустить с железнодорожной станции нормальный автобус. И туристам, и тоболякам нужны вещи, которые будут свидетельствовать: в лучшую сторону изменяются не столько памятники, сколько инфраструктура, которой могут пользоваться как живущие, так и приезжающие