Видимая рука топливного рынка
Страна переживает самый сильный с 2004 года скачок цен на авиакеросин и соответственно рост топливных сборов в аэропортах. Очевидное следствие — сокращение туристического потока. Тренд, по словам ведущих туроператоров, уже обозначен.
Катастрофы, безусловно, не случится, но за средними цифрами сокращения скрываются две очень неприятные тенденции. Во-первых, почти полное прекращение роста внутренних авиаперевозок, что резко ухудшает связанность территории страны и снижает мобильность населения. Во-вторых, на фоне сильного роста цен наблюдается неоправданно высокий разброс топливных сборов и тарифов на перелеты из различных аэропортов.
Вне всяких сомнений есть экономические объяснения тому, что перелет из Новосибирска в Екатеринбург стоит почти в два раза дороже, чем перелет из этих городов до Москвы: направление не массовое, окупить издержки получается только увеличением цены и так далее. Но почему тогда стоимость одного только перелета до Сочи равняется полной стоимости поездки в Турцию? Или почему топливный сбор при перелете в Лондон из Москвы составляет 1600 рублей, а из Кольцово в тот же Лондон 7500 рублей? Мы не говорим уже о расхождениях в несколько раз сумм топливных сборов в Екатеринбурге и Челябинске на одни и те же массовые направления. Здравый смысл восстает против такой экономики.
Не далее как 11 июля Владимир Путин пригрозил увольнением руководству Федеральной антимонопольной службы в случае, если в ближайшее время не будет устранен монополизм на рынке авиатоплива. В отличие от призвавших ввести привычное госрегулирование цен на услуги топливно-заправочных комплексов (ТЗК) вице-премьера Сергея Иванова и главы Росавиации Евгения Бачурина, Путин говорил о применении исключительно рыночных механизмов для разрешения проблемы. Это создание альтернативных ТЗК и переход к прямым договорам авиакомпаний с производителями авиакеросина. Той же логики придерживались участники рынка — туроператоры и авиаперевозчики — на круглом столе, проведенном журналом «Эксперт-Урал» в начале июля, предлагая помимо прочего страховать риски роста цен, давать возможность авансирования и хранения авиатоплива. Помогут ли подобные меры?
Единственное в истории Среднего Урала массовое снижение цен на авиабилеты пару лет назад было связано с обострением конкуренции между авиаперевозчиками в Кольцово. Конкурентная ситуация была создана искусственно, и как только сторонам удалось договориться, цены поползли вверх, а один из игроков — компания «Авиапрад» — разорился. И все же именно включение рыночных механизмов тогда пошло на пользу. Возможно, пойдет и теперь.