Время дробить камни
Нарастив активы и отдышавшись после первого рыночного забега, динамичная челябинская компания собирает силы и готовится к новому рывку на высококонкурентном растущем рынке микромрамораВ июле компания «РИФ-Микромрамор» (Магнитогорск) запускает в поселке Джабык Челябинской области первую очередь нового завода переработки мрамора. Планируется, что предприятие будет производить 10 тыс. тонн микрокальцита в месяц. Это совместный проект со швейцарским концерном ОМИА стоимостью 25 млн долларов. На 2015 год намечен пуск второй очереди завода по выпуску наполнителей для производства пластиков.
Микромрамор для российского рынка - относительно новый товар, но в последние годы он динамично завоевывает нишу: увеличение объемов использования микромраморных карбонатов кальция (микрокальцита) во многих отраслях промышленности дает толчок к интенсивному развитию их отечественного производства.
Конкурентными преимуществами РИФ-Микромрамора на рынке производителей микрокальцита и мраморного песка, помимо четко отлаженного технологического процесса, стало наличие собственных сырьевых баз с крупными запасами белого мрамора: Еленинского и Полоцкого месторождений, считает гендиректор Алексей Прохоров. Отличительная особенность добываемого там сырья - 96-процентная белизна и малое содержание примесей. Другие места добычи в России уступают по запасам и качеству сырья.
Основной наполнитель
- Алексей Александрович, насколько пуск нового завода расширит участие компании в рынке?
- Начало производства даст прирост участия на некоторых наших рынках на 6%. Отмечу, что 80% продукции ориентировано на импортозамещение. Поясню. Рынок потребления кальцита разделяется на три основных сегмента. Первый формируют заводы, использующие сухие строительные смеси, так называемый крупный продукт, 60 - 100 микрон (микрон равен микрометру. - Ред.); второй сегмент - это заводы, которым нужны наши наполнители в 2 микрона для производства лакокраски, сейчас 60 - 70% наполнителей завозят из-за границы, в основном из Турции и Чехии. Третий сегмент - наполнителей для производства пластиков. Он в России полностью держится на импортной продукции. Объем поставок в стоимостном выражении превышает 150 млн долларов в год. Отечественные производители пока не в состоянии удовлетворить потребность этой промышленности в высококачественных продуктах. В сегменте сухих смесей иностранных поставщиков нет вообще.
- Как вы оцениваете ситуацию на ваших рынках?
- Рынок, несмотря на сложные времена, не стагнирует, прирастает последние три года то на 5 - 7%, а то на 10 - 12%. Кроме сухих смесей: там рынок наполнен. Хотя, если сравнить потребление сухих строительных смесей или краски на душу населения России и Европы, мы отстаем раза в три-четыре. Но не стоит забывать, что еще в 2007 году, когда наша компания в августе запустила свой первый завод в поселке Еленинка, весь микромрамор завозился из-за границы, российского продукта вообще не было. Рынок специфичный, объемы поставок носят выраженный сезонный характер: крупнейший потребитель микрокальцита - лакокрасочная промышленность - значительно сокращает объемы производства в первом и четвертом кварталах года. А с весны по осень все наоборот: производители не могут обеспечить всех клиентов на рынке.
- Кто основные игроки?
- Швейцарский концерн ОМИА и ЗАО «Коелгамрамор» (Челябинская область) вместе с РИФ-Микромрамором контролируют большую часть внутреннего рынка микрокальцита. Небольшую часть делят около десятка игроков с малыми объемами.
- На какую долю вы претендуете в ближней перспективе?
- В сегменте сухих смесей имеем треть и будем ее удерживать, так как этот рынок растет, придется нам прирастать оборудованием, расширять производство. В сегменте лакокраски попытаемся вытеснить импорт и значительно увеличить долю присутствия: все заполучить сразу не получится. В пластике пуском новой очереди завода попробуем завоевать треть.
- Что движет рынком?
- Спрос диктует нам наращивать выпуск продукции. В лакокрасочной отрасли идет сумасшедший рост, она запрашивает объем, который отечественные производители обеспечить не могут. Поэтому везут импорт. В то же время отечественные производители развивают импортозамещение, а все иностранные компании размещают производство в России - сокращают расходы на логистику.
- Что такое происходит в лакокрасочной промышленности, для чего понадобилось так много вашей продукции?
- В этой отрасли краски алкидные, масляные стремительно заменяются более экологичными водно-дисперсионными, без вредных химических добавок, влияющих на организм человека. А основные наполнители водно-дисперсионных красок - это микромрамор и вода.
Сидим на базе
- В чем сила позиции компании на рынке?
- Первое, как уже отмечалось, - качество сырья, которое мы добываем. Исторически у нас были сначала только карьеры, потом мы создали производство. Толчком послужили два фактора: наличие уникальной сырьевой базы и растущий спрос на рынке. Очень мало у кого из игроков есть свои сырьевые базы. У большинства серьезные проблемы с сырьем, не только у российских производителей: в определенные моменты поставщики начинают диктовать условия. Во-вторых, у нас высокое качество переработки по самым новейшим технологиям, мы для себя поставили очень высокие планки. Обеспечить качество может только дорогостоящее оборудование европейских компаний. Технологий, аналогичных нашим, в России нет: нестандартное оборудование для заводов изготовлено в Европе с учетом специфики сырья для нашего производства. Иностранцы помогали запустить оборудование, обучали персонал, контролируют его работу онлайн.
Еще одно важное преимущество - у нас на каждом заводе располагается лаборатория. Каждые полчаса осуществляем контроль качества каждой линии. Огромным плюсом для РИФ-Микромрамора стало то, что мы без границ работаем с Казахстаном, рынок которого тоже осваиваем, так как находимся рядом географически.
- Как вашей компании удается расти быстрее рынка?
- Не стесняемся вкладываться в технологии - это во-первых. Во-вторых, важен точный выбор ниши.
- За семь лет компания оснастила оборудованием и запустила несколько новых производственных площадок: каковы источники финансирования столь интенсивной реализации проектов?
- Нас кредитовали зарубежные банки. Срок окупаемости новых промплощадок - 5 - 7 лет. Гиперрост объясняется тем, что мы изначально взяли очень высокий темп наращивания объемов производства. В 2009 году компания получила мощное развитие, когда мы направили много инвестиций в производство.
- По данным аналитического центра «Э-У», с 2008 по 2012 год включительно РИФ-Микромрамор демонстрировал высокий прирост выручки: со 111,9 до 674,5 млн рублей. Но далее темпы прироста снизились. Почему?
- За пределами 2012 года в итоге бурного роста у нас уже не хватало сил наращивать объемы именно качественного продукта: исчерпали кредитные деньги и все остальные ресурсы. Сказалось и то, что мы очень долго готовили площадку под строительство запускаемого в июле завода: энергоресурсы в стране монополизированы, это сдерживало реализацию проекта. Но, я думаю, в этом году покажем новый рост.
- Каким образом российскому среднему бизнесу удалось привлечь западные кредиты?
- У австрийской компании «Семтес», у которой мы брали оборудование, есть система кредитования покупателей оборудования на пять лет под 4%. Нам повезло: такие длинные деньги под такие проценты российские банки, конечно, не дают.
Ничего глобального
- Как вы ощущаете в этом году влияние внешних факторов?
- Очень сильно, потому что такие отрасли, как строительная, особенно чувствительны к стагнации: сокращается потребление нашей продукции. Просадку здесь замещаем расширением предложения другим отраслям. Дело в том, что пока нам не видны перспективы, непонятно, будет ли рынок далее проседать.
- Какие сегменты будете расширять?
- Лакокрасочный и пластиков. Объем рынка лакокраски и пластика будет прирастать. Именно в этих отраслях мы видим и свой будущий рост. Лакокраска может легко скакнуть до 10 - 15%. Одно но: получение таких продуктов требует огромных инвестиций, привлечения новых кредитных средств. Пока мы выбрали для себя одно направление приложения усилий - пластик. В нашем портфеле заказов лакокраска занимает 20%, все остальное - сухие смеси. Для пластиков пока не производим ничего, в этот сегмент мы намерены попасть в следующем году. Предстоит очень тяжелый вход в рынок, потому что нужно соблюдать все химические процессы, чтобы продукт получался именно такой, какой нужен потребителю. Проблема здесь в том, что в России нет научной базы для работы компаний в этом сегменте, нет специалистов. Нам придется проходить все этапы полностью с нуля, отправлять сотрудников на обучение в Европу, хотя это очень затратно.
- Есть сегодня возможность для нового рывка, развития бизнеса?
- Все в России чего-то выжидают, чего именно - никто не понимает. А наша компания в этом году, как я уже отметил, готовит рывок по выпуску продукции и по денежному доходу. И на следующий год запланирован рост производства.
- Будет ли в перспективе динамично растущую компанию интересовать выход на глобальный рынок?
- Останемся на локальных, глобальный нас не будет интересовать по соображениям экономии затрат на логистике. На рынках Европы мы не конкурентоспособны: транспортные расходы значительно превышают невысокую стоимость самого продукта. Российский потребитель теперь ориентируется на стабильность поставок, это ему очень важно, потому что держать дорогие склады никто не хочет. Всех интересует сокращение затрат на логистике. Все хотят получать в определенное время и место строго определенный объем. Российский микромрамор выходит дешевле импортного - транспортное плечо короче.
- Так вы тесните импорт?
- Да, стабильностью поставок и более низкой ценой из-за того, что у них транспортное плечо длиннее. Например, у турок продукт в Россию идет морем. А год назад Азовское море почему-то замерзло... Сорвались все производственные планы. Планировать, когда производитель близко, легче. Мы берем стабильностью поставок и ценой. Это наше преимущество на внутреннем рынке. За последние два года совместными усилиями российских игроков мы на 25% заменили импорт.
- Как выстраиваются стратегии конкурентов?
- Конкуренция ведется жесткая. Основной метод борьбы - к сожалению, демпинг. Тем самым игроки рушат свою рентабельность, уменьшают доходность, но другой инструментарий пока не развит.
- Какие рынки вы считаете своими?
- Стран Евразийского экономического союза. Рынок Украины очень емкий, туда мы ориентировали значительные объемы, в том числе нового завода, но в связи с военными событиями мы на нем не присутствуем, слишком высоки риски.
- Каким видите бизнес через пять лет?
- Стратегия рассчитана на то, что наш продукт должен полностью заместить импорт. Стать более дорогим, технологичным. Будем широко привлекать науку, чтобы производить более интересные продукты, выходить на другие рынки.
- Но вы указывали меньшую стоимость как одно из конкурентных преимуществ.
- Я имел в виду себестоимость. Чем мельче измельчен продукт, тем больше ты вложил затрат, тем твой товар дороже. Но все же лучше производить меньше по объемам, но более глубокой переработки. В итоге и цена будет выше. То есть вал гнать уже неинтересно.
- Какие риски для развития компании видите и как планируете с ними бороться?
- Риск один: в России будет кризис, если доллар упадет, нефть перестанут продавать в таком объеме. Потому что российская экономика полностью нацелена только на это. Много производителей другой продукции закрываются, бизнесу становится неинтересно работать в России. Очень мало поддержки государства.
Справка "Э-У":
ООО «РИФ-Микромрамор» (Магнитогорск) Производит высококачественные микромраморные наполнители с 2003 года. В 2007-м запустила новый завод в поселке Еленинка, в 2008-м — начала производство фракционированной мраморной крошки, в 2009-м, запустив новое оборудование, увеличила выпуск всей номенклатуры мрамора молотого до 13 тыс. тонн в месяц. В 2011 году заработали две новые линии в реконструированном цехе производства мраморных песков, что позволило нарастить мощности до 28 тыс. тонн /месяц наполнителей. Сейчас выпускает 23 тыс. тонн /месяц микромраморных наполнителей и 5000 тонн/месяц фракционированной крошки. Продукция используется при производстве лакокрасочных материалов, пластмассовых и резинотехнических изделий, бумаги, линолеума и прочего. |
Справка "Э-У":
Микрокальцит мраморный (микромрамор) — экологически чистый продукт, получаемый путем дробления кускового мрамора и последующего измельчения механическим путем (помола на профессиональном измельчительном комплексе). Помол длится до получения микроскопических кристаллов кальция, в размер производимой фракции. Микроизмельченными считаются дисперсные горнорудные материалы с размером фракции менее 0,3 мм (300 микрометров; мкм). Продукты более грубого помола относятся к измельченным. Микрокальцит представляет собой микропорошок тонкого помола с выдержанной классификацией от 1 до 500 микрометров, и таким немаловажным параметром, как выдержанная влажность, которая на складе завода не должна превышать 0,2 — 0,3%. Отличается от других минеральных наполнителей, таких как каолин, силикаты, кремнеземы, белизной и меньшим водопоглощением. |
Партнер номера: |