Индикаторы рынка металлов
Мировые цены на цветные металлы снижаются под влиянием избытка предложения и перехода потребителей на более дешевые материалы. Сталь продолжает дорожать: этому во многом способствует дефицит проката из-за восстановительных работ после землетрясения в Китае
Черные металлы. Со второй половины апреля по июнь цены на полуфабрикаты росли быстрее, чем на конечную продукцию. Причина — дефицит заготовок в Китае из-за восстановительных работ после землетрясения в провинции Сычуань. Это событие косвенно повлияло и на цены российской черной металлургии. Так, заготовка и слябы из стран СНГ подорожали на 41,1% до 1,2 тыс. долларов за тонну и на 23,5% до 1,1 тысячи соответственно, холоднокатаный и горячекатаный листы — на 16,7% до 1,4 тыс. долларов за тонну и на 18,6% до 1,2 тысячи.
Играли роль и другие факторы, в частности взлет цен на сырье (уголь, железную руду и ферросплавы) примерно в два-три раза с начала года. Особый вклад внесло подорожание металлолома, что увеличило себестоимость продукции в бурно развивающейся электрометаллургии. В основном увеличение мировых цен на вторсырье в марте — июне обеспечили японские металлурги, нарастившие его долю в шихте дуговых печей из-за необходимости снижения выбросов углекислого газа в рамках Киотского протокола.
Потребители металла не сразу оправились после стремительного взлета подъема на прокат в марте: апрельский уровень производства стали в России (6,1 млн тонн) был на 8,9% ниже. Для отечественных потребителей черных металлов повышение оказалось более болезненно, чем для зарубежных: при сопоставимой рыночной конъюнктуре
мировой выпуск стали в апреле сократился по отношению к марту всего на 2,8%.
На рынке цветных металлов сильных ценовых колебаний после разгула стихии в Сычуань не наблюдалось, хотя именно там ежегодно производилось 730 тыс. тонн алюминия и 300 тыс. тонн цинка: металлургические предприятия региона почти не затронуты. Большие складские запасы этих металлов по всему миру привели даже к снижению их рыночной стоимости по итогам марта — июня. Так, цинк подешевел на 32,6% до 1,9 тыс. долларов за тонну. Эту динамику можно объяснить снижением спроса на оцинкованную сталь со стороны крупнейших автоконцернов, переживающих нелучшие времена. Продажи в США сократились в июне по отношению к аналогичному месяцу прошлого года у General Motors на 18%, Toyota — на 21%, Ford — на 28%.
Первичный алюминий за рассматриваемый период подешевел на 7,8% до 2,6 тыс. долларов за тонну. По данным Международного института алюминия (International Aluminium Institute), в первом квартале 2008 года мировое производство составило 9,7 млн тонн, а потребление — только 9,3 миллиона. Ситуация объясняется плавным снижением стоимости глинозема, что делает возможным расширение производства алюминия.
Никель упал до уровня 21,7 тыс. долларов за тонну (минус 32%) к началу марта. Главная причина — перепроизводство. Аналитики Международной группы по изучению рынка никеля (International Nickel Study Group) отмечают: в 2008 году выпуск этого металла в мире превысит потребление на 70 тыс. тонн. Только крупнейший мировой производитель «Норильский никель» за прошлый год увеличил производство в натуральном выражении на 36%. В то же время растет доля безникелевых сплавов в общем объеме выпуска нержавеющей стали: потребителей никеля не устраивают постоянно колеблющиеся цены на этот металл, им крайне сложно разработать оптимальную производственную программу.
Выбилась из общей тенденции только медь: плюс 2,5%, рост до 8,8 тыс. долларов за тонну. Подъем обеспечен ожиданием забастовки на рудниках компании Codelco в Чили и Перу, а также приостановкой работ на ряде рудников в Чили из-за оползней. Но и этому металлу пророчат падение цен. Международная группа по изучению рынка меди (International Сopper Study Group) прогнозирует в текущем году его излишек в 85 тыс. тонн, вызванный переходом производителей проводов на другие материалы.