Деньги — вперед
Банки уже со следующего года будут отказывать совладельцам в выплате дивидендов в пользу повышения капитализации: в жесткие условия их ставит переход на стандарты Базель III, стимулирующие наполнять капитал реальными деньгами.Итоги годовых собраний акционеров банков в очередной раз подтвердили: банковский сектор при желании может жить параллельно с остальной экономикой. На фоне резкого снижения темпов роста кредитования промышленности банки показали рекордный объем прибыли — более триллиона рублей против 800 миллиардов по итогам 2011 года. Самостоятельные банки Урала и Западной Сибири заработали 1,7 млрд рублей против 1,5 млрд рублей в 2011 году. Понятно, что уровень прибыли, как и способ ее распределения, зависит от размера банка, типа собственников и внутренней политики.
По состоянию на 10 июля 2013 года из 71 самостоятельного банка на территории Урала и Западной Сибири дивиденды из прибыли прошлого года выплатили 18 (скорее всего, их будет больше: еще не все провели собрания акционеров). Максимальное количество платящих дивиденды уральских банков мы зафиксировали в 2007 году: в пользу такого решения на годовых собраниях высказались владельцы 31 банка. Тогда же наблюдалось максимальное отношение дивидендов к уставному капиталу — 10,3%, последующие годы этот показатель снижался, достигнув минимума 4% в 2009-м. Результат 2012-го —10%. В целом по стране соотношение дивидендов к уставному капиталу не поднималось выше 7,2%, лишь 64 банка на протяжении пяти лет (2007 — 2011) давали своим акционерам доход более 10% (стоимость акций по номиналу).
Регулярно с 2007 по 2011 год платили дивиденды 21% уральских банков: в течение пяти лет подряд — 11, в течение четырех — еще четыре банка. Один раз это решение приняли 15 банков, ни разу за период прибылью с владельцами не делились 42 банка. Таким образом, 60% уральских банков предпочитают реинвестировать полученный доход (если он есть). По стране аналогичный показатель — 70%, регулярно платят дивиденды лишь 15% организаций.
Среди открытых акционерных обществ (данные за 2011 год) дивиденды платили 31%, ЗАО — 28%, ООО — 14%. По нашим наблюдениям, доход на акции начисляют чаще всего крупные банки. Так, в 2011 году в среднем по стране дивиденды заплатили 21% организаций, при этом из топ-20 такой политики придерживаются 60%, из первой сотни — 41%.
Таблица. Дивиденды, выплачиваемые банками Урала
Еще одна классификация, помогающая выявить закономерности процесса, — зависимость дивидендной политики от типа банков. Сбербанк и госбанки исправно платят дивиденды, чаще всего в пользу этого решения склоняются собственники средних региональных банков, менее всего любят делиться доходом владельцы малых московских банков.
В зависимости от наличия прибыли и решения о ее распределении мы выделили четыре группы банков. В первую вошли стабильно зарабатывающие прибыль и выплачивающие дивиденды. В целом по стране таких оказалось 15%, на Урале — 11%. Как правило, это банки, имеющие в числе стратегических собственников частных лиц, которые осуществляют оперативное управление организациями. Среди них Запсибкомбанк, Челябинвестбанк, Челиндбанк, «Ермак», Уральский межрегиональный банк.
Банки второй группы прибыль имеют, но дивиденды не платят, предпочитая направлять их на капитализацию. Таких по стране 37%, на Урале — 35%, в их числе Ханты-Мансийский банк, УБРиР, СКБ-банк, «Кольцо Урала», Инвесткапиталбанк, Уралтрансбанк, ВУЗ-Банк, Банк24.ру, Углемет-банк. В основном это организации, входящие в промышленные или финансовые холдинги.
Третья группа — банки, заканчивающие финансовый год без прибыли и соответственно без дивидендов. В некоторых случаях у таких учреждений действительно есть проблемы с рентабельностью, но нередко получение прибыли просто не ставится перед менеджментом как цель. Это самая большая группа банков: 40% по стране и 36% на Урале.
К ним мы относим Меткомбанк, Быстробанк, Форштадт, Социнвестбанк, банк «Оренбург», «Уральский капитал», АФ Банк.
Последняя группа банков имеет очень маленькую прибыль, но при этом, когда она есть, старается хотя бы часть направлять на дивиденды, вероятнее всего, под давлением владельцев. Таких в стране 8%, на Урале — 18%. Среди них Сургутнефтегазбанк, Урал ФД, Экопромбанк, Башкомснаббанк, Нико-Банк, Снежинский.
На наш взгляд, в ближайшей перспективе многие банки вынуждены будут изменить принципам: с этого года началась трансформация банковского регулирования в соответствии со стандартами соглашения Базель III (подробнее см. «Гимнастика по Базелю» , «Э-У» № 23 от 10.06.13). Одна из задач — стимулировать банки наполнять капитал реальными деньгами и в меньшей степени задействовать для этого гибридные инструменты. Некоторые положения в России уже вступили в силу с марта. Так, ЦБ перестал учитывать в капитале субординированные займы, если не оговорена возможность конвертировать их в акции. Крупные банки могут решать эту проблему за счет привлечения капитала на публичных рынках, в том числе зарубежных. У средних и мелких не остается иного пути кроме реинвестирования прибыли. Понятно, что это не вызывает оптимизма у совладельцев кредитных организаций, особенно миноритарных, рассчитывающих на доход. Поэтому регуляторы многих стран настойчиво рекомендуют банкам использовать механизм начисления прибыли не деньгами, а акциями, то есть в расчете на будущие дивиденды. Некоторые нормативы расчета капитала вступят в силу с 2015 года, а это означает, что уже в следующем году многим придется изменить курс дивидендной политики и начать трудные переговоры с миноритариями. Сложнее всего придется банкам первой и третьей групп: первым, акционеры которых привыкли получать доход, придется убедить их подождать до лучших времен, а последним как минимум начать зарабатывать и показывать прибыль.