Зачем из Башкирии делать Катар

Участники совещания считают, что предпосылка для изменений есть — это избыток относительно дешевого и доступного сырья для нефтехимии (побочных продуктов нефтегазодобычи — этана, пропана, бутана). Но при этом представители отрасли заметили, что из-за технологической отсталости Россия не сможет за счет дешевых ресурсов получить преимущества в себестоимости продукции.
Министр энергетики Александр Новак подчеркнул: внутренний спрос на продукцию отрасли растет, и профицит сырья на мировых рынках (и он будет только увеличиваться — в Северной Америке развивается добыча сланцевого газа, на Ближнем Востоке субсидируют извлечение этана) создает для отечественной нефтехимии дополнительную конкуренцию. Удовлетворить отечественный спрос комплекс может за счет планируемого ввода в строй ряда больших предприятий и наличия в отрасли крупных вертикально интегрированных структур, способных, как считает Медведев, самостоятельно создавать конкурентоспособные производства. В планах Минэнерго — формирование в стране шести крупных нефтегазохимических кластеров, полностью обеспеченных сырьем и призванных в срок до 2017 года закрыть импорт полимеров.
Один из таких кластеров президент РБ Рустэм Хамитов предложил создать в Башкирии, отметив, что до сих пор они значились только на бумаге. Он заявил: «ранее существовавшие технологические цепочки во многом разорваны», а участники нефтехимического рынка «реализуют корпоративные цели, игнорируя отраслевые и региональные интересы». Так, глава республики сообщил, что из-за отсутствия сырья уже неделю простаивает Ишимбайский катализаторный завод, который может производить до 6 тыс. тонн катализаторов в год при потребности внутреннего рынка РФ в 8 тысяч. А также заметил, что на ОАО «Каустик» (входит в группу «Башкирская химия») можно увеличить объем производства поливинилхлорида (ПВХ) с 80 тыс. тонн до 400 тысяч в год и вытеснить с российского рынка ПВХ китайского и американского производства. Для этого нужно развивать пиролизное производство на «Газпром нефтехим Салавате» — увеличить объемы с 300 тысяч до миллиона тонн, а это стоит 100 млрд рублей. По словам президента РБ, нельзя допустить концентрации нефтехимического сырья в руках отдельных монополий, надо взять под контроль цены на полупродукты для нефтехимии по примеру Катара и Саудовской Аравии, что обеспечит конкурентоспособность на внутренних и мировых рынках.