Стартовые нюансы
Екатеринбург на голову опережает конкурентов в развитии выставочной инфраструктуры, но впереди самое сложное — научиться ею пользоватьсяЕкатеринбург только выходит на глобальный выставочный рынок, и поэтому все его достижения и трудности обращают на себя особое внимание. В таких условиях руководству города и области важно четко представлять стратегию развития и уметь исправлять ошибки. Получается ли, мы узнали в беседе с первым заместителем главы администрации губернатора Свердловской области Алексеем Багаряковым.
— В чем заключаются основные преимущества Екатеринбурга в части развития выставочного бизнеса перед другими крупными городами?
— Во-первых, за пределами МКАД у нас лучшая инфраструктура для того, чтобы проводить выставки. Я говорю о МВЦ «Екатеринбург-Экспо»: не каждый регион сегодня готов вложить деньги в такой проект. Во-вторых, мы уже проводим крупную выставку, привлекающую к себе внимание и на федеральном, и на международном уровне, — Иннопром. Если в 2010 году на ней было зафиксировано чуть больше 20 тыс. посещений, то в 2012-м — 60 тысяч. В этот раз существенно вырастет количество иностранных делегаций, уже заявились представители 72 государств. Во многих странах наблюдается спад экономики, компании вынуждены искать новые рынки сбыта. Третье преимущество — политическая поддержка. И экс-губернатор Александр Мишарин, благодаря которому был построен выставочный центр, и нынешний руководитель области Евгений Куйвашев считают выставочную деятельность одним из перспективных направлений роста. Такое же понимание есть у федеральной власти.
— Но количество выставок в Екатеринбурге в 2012 году по сравнению с 2011-м не выросло, а сократилось.
— Давайте с разных сторон на этот вопрос смотреть. Компания «Уральский выставочный центр», управляющая «Екатеринбург-Экспо», в 2012 году показала выручку в 60 млн рублей. На 2013-й запланирован двукратный рост. Загрузка центра повышается: исходя из календарного плана на текущий год, условно не заняты мероприятиями не более семи-десяти дней в месяц. Да, выставка, единовременно занимающая весь «Екатеринбург-Экспо», пока одна — Иннопром. Но проводится много мероприятий регионального масштаба. Есть возможность разместить каждое из них в отдельном павильоне, и в одни и те же даты провести несколько выставок. Пусть в 2012 году их количество не выросло, но они становятся более емкими.
— Почему у нас пока не получается привлечь еще одну крупную выставку, сравнимую с Иннопромом?
— Главный сдерживающий фактор — незаконченный выставочный центр. В этом году будет достроена половина входной группы, в следующем — вторая половина. Еще останется участок под конгресс-центр и гостиницу: это перспектива 2017 — 2018 годов. Мы провели огромное количество переговоров с крупными выставочными операторами, с компаниями, управляющими выставочными центрами. Большинству нужен законченный комплекс. Пока это наше слабое место. Но если бы мы вообще ничего не начали строить, это бы сделал какой-нибудь другой субъект. Мы встречались с немецкой компанией Deutsche Messe AG. Еще два года назад переговоры с ней заканчивали ничем, а в этом году мы ожидаем подписания рамочного соглашения. Выставочная деятельность в Европе стагнирует, игроки ищут новые рынки. Но у всех одно требование — закончить комплекс.
— «Екатеринбург-Экспо» уже сейчас крупнейший выставочный центр в регионах. Работоспособный, пусть и недостроенный. Неужели дело только в этом?
— Нет. Еще одно препятствие — это вложения, которых требует любое крупное мероприятие. Пример — мы общались с РЖД на тему переноса выставки «Транспортная неделя» из Жуковского (Московская область) к нам. Для этого нужно построить до «Екатеринбург-Экспо» трехкилометровую железнодорожную ветку с тупиком. Представляете объем затрат ради семи дней в году? Еще один вопрос — качественное планирование. Операторы и экспоненты продумывают свою деятельность на годы вперед. Екатеринбург еще не успел в полной мере влиться в этот процесс.
— В СМИ активно обсуждается тема высоких затрат на МВЦ и их окупаемости. Как вы считаете, рассуждения корректны?
— Мы однобоко судим об окупаемости подобных проектов. С 2014 года «Екатеринбург-Экспо» выйдет на самоокупаемость операционной деятельности. Он не будет ни копейки просить на содержание, но придется обслуживать миллиардный кредит, что самостоятельно центр делать не сможет. У нас нет на этот счет никаких иллюзий. Надо понимать, что эффект от выставок синергетический. Мы выделяем на Иннопром 100 млн рублей, в чистом виде они в бюджет не вернутся. От заключенных контрактов, от потраченных участниками и посетителями денег, от повышения узнаваемости города — вернутся.
— В разное время звучала идея создания в Екатеринбурге выставочного центра международного масштаба. Это реально?
— Мы сильно рассчитываем на участие в «Экспо-2020». Оно станет новым этапом в развитии Екатеринбурга и Свердловской области. Безусловно, форум не поможет создать насыщенную выставочную программу, но станет толчком для этого. Город, принимавший «Экспо», будет гораздо интереснее для международных операторов.
— Вам не кажется, что многое сейчас зависит от людей, курирующих выставочную деятельность? Тот же Иннопром можно делать лучше.
— Согласен. Но мы работаем по федеральному закону № 94, в этом году выделили 150 млн рублей. Все, кто посчитал нужным, приняли участие. «Формика» в итоге опустилась до 100 млн рублей и выиграла. Дешевле этой суммы сделать выставку нереально. В прошлом году у нас было много вопросов к компании: по питанию, организации движения транспорта, логистике внутри павильонов и т.д. Посмотрим, как Иннопром пройдет в этот раз. Часть вопросов мы постарались решить сами — на четверть увеличили количество парковочных мест, сделали выезд на Тюменский тракт.
В Свердловской области сейчас проводится два крупнейших в стране мероприятия — Иннопром и Russian Expo Arms. Да, над ними нужно работать. Но кто еще кроме Московской области добился такого результата?
Партнер проекта