Эх, зеленая, сама пойдет
Агломерация — слово, которое не сходит с повестки дня региональных и федеральных властей с конца 90-х. За 15 лет проектов было немало: от создания агломераций на территории страны в количестве то пяти, то 20 штук, до намерения дать им формироваться естественным путем и не вмешиваться.Первая агломерация возникла в России еще в XVIII веке при возведении Санкт-Петербурга: практически одновременно создавались спутники-резиденции (Петергоф, Царское Село, Ораниенбаум, Павловск, Гатчина), крепости (Кронштадт), промышленные центры (Колпино, Сестрорецк). Возникали и более дальние города-сателлиты — Лодейное Поле, Петровская слобода при железоделательном и пушечнолитейном заводе.
Сегодняшнее стремление изменить систему расселения России объяснимо. После распада СССР из каркаса исчезли важнейшие составляющие — столицы национальных республик. Потери нужно было возмещать.
Одновременно экспертам стало понятно, что денег на гармоничное развитие всей территории страны не хватает. Поддерживать вымирающие городки и села с неэффективным производством — глупо. Нужна концентрация. И идея создания агломераций как нельзя лучше подходила под эту политику. Хотя пока до властей эту мысль донести не удается: руководство страны и регионов для снижения социальной напряженности по-прежнему занимается спасением дышащих на ладан предприятий и низкопроизводительных рабочих мест.
Если в новостной ленте поисковиков ввести слово «агломерация», то в выдаче мы увидим, что в нашей стране их якобы уже существует больше двух десятков, самая активная — Абакано-Черногорская (Хакасия). На Урале обсуждения в основном сконцентрированы вокруг Екатеринбурга. Некоторые градостроители предлагают даже выстроить конурбацию с Челябинском: мол, в России больше нет двух миллионников, настолько близко расположенных, и этим нельзя не воспользоваться.
Вместе с тем поисковики выдают ссылки, общий смысл которых сводится к вопросу «а зачем нам вообще агломерации». Вопрос не праздный. Подавляющее большинство граждан не понимают ни сути самого термина, ни пользы от объединения городов. Жители и власти сателлитов и вовсе видят в агломерации одни угрозы, и главная — потеря самостоятельности. В итоге все муниципалитеты, и крупный, и мелкие, пока развиваются в отрыве друг от друга.
Схема Екатеринбургской агломерации