Развод по-тихому
Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) отказался от покупки австралийской горнодобывающей компании Flinders Mines Limited (FML). Ее основной актив - месторождение Pilbara в Западной Австралии, запасы которого оцениваются более чем в 900 млн тонн железной руды высокого качества. Руду ММК планировал продавать на открытом рынке, чтобы компенсировать затраты на покупку сырья в СНГ.Сделка готовилась долго: cоглашение о реализации было заключено еще 25 ноября 2011 года. Тогда ММК сделал предложение о покупке 100% акций Flinders по цене 0,3 австралийского доллара за акцию (с оплатой денежными средствами). Общая цена выкупа должна была составить 554 млн австралийских долларов (540 млн долларов США) с учетом выпущенных опционов и специальных прав. Условия сделки были одобрены акционерами австралийской компании в конце марта 2012 года, а еще раньше - менеджментом Flinders Mines. Сообщалось, что ММК уже ведет переговоры с рядом банков о привлечении средств для сделки: помимо покупки компании, в ближайшие два-три года Магнитка должна была профинансировать инвестиции в развитие актива в размере 1,1 млрд долларов.
Поводом для расторжения сделки стало затянувшееся судебное разбирательство по иску миноритария Елены Егоровой (владеет менее 0,001% бумаг компании), посчитавшей, что привлечение для сделки дополнительного финансирования в размере 632 млн австралийских долларов с учетом того, что по итогам 2011 года ММК получил убыток, может привести к уменьшению рыночной стоимости принадлежащих ей акций. В конце марта 2011 года арбитражный суд Челябинской области наложил обеспечительные меры, запретив Магнитке совершать сделку. И ММК, и Flinders пытались оспорить это решение, но безрезультатно. Суд в очередной раз отложил рассмотрение иска по существу, на этот раз до 1 августа.
По всей видимости, это стало последней каплей. Австралийская государственная комиссия по слияниям и поглощениям отказалась удовлетворить просьбу FML о переносе крайнего срока по сделке с ММК. Flinders распространила на Австралийской фондовой бирже, что срок действия эксклюзивного периода истек 30 июня 2012 года. Компания освобождается от исполнении обязательства перед ММК и может принять предложение другого покупателя. Магнитка в свою очередь сообщила о расторжении соглашения.
Такая форма отказа от сделки должна быть выгодна в конечном счете самому Магнитогорскому меткомбинату. Как отмечает аналитик ФК «Уралсиб» Валентина Богомолова, сумма сделки была согласована в ноябре 2011 года, когда внутренняя цена на концентрат железной руды составляла 114 долларов за тонну, в то время как уже в мае она была на 22% ниже. «Отказ от дорогостоящей покупки в условиях нестабильности рынка можно считать позитивной новостью для Магнитки: в этом случае компания сможет избежать увеличения долговой нагрузки до опасного уровня и осложнений отношений с кредиторами», - поясняет аналитик БКС Олег Петропавловский. Как следует из отчетности компании, обязательства по кредитам ММК предполагают, что отношение общего долга компании к EBITDA не может превышать 3,5. Привлечение же кредита для сделки грозило увеличением этого показателя до 3,7. Но если бы ММК расторг соглашение о сделке в одностороннем порядке, то должен был бы выплатить неустойку в размере 2,8 млн долларов.
В Flinders Mines исходом недовольны. Компания ставит под сомнение сам факт существования миноритария: «То, что акционер, не обладающий достаточной информацией, может заблокировать взаимно согласованную и выгодную сделку между двумя сторонами, противоречит интересам общественности и эффективности поглощения».
Интересно, что вскоре после срыва сделки Комиссия по слияниям и поглощениям Австралии посоветовала местным компаниям внимательнее подходить к оформлению соглашений с иностранными инвесторами. Ведомство отметило, что договор содержал слишком общее описание возможных судебных рисков, и призвало более тщательно готовить сделки.
Спорный никель
На прошлой неделе Роснедра официально назвали Медногорский медно-серный комбинат (дочернее предприятие УГМК) победителем конкурса на получение лицензии на разведку и разработку Еланского и Елкинского медно-никелевых месторождений (Воронежская область). Это последние крупные неразработанные месторождения этих руд в Европе. Ресурсы Еланского месторождения - 54,1 тыс. тонн никеля, 5,6 тыс. тонн меди и 1,7 тыс. тонн кобальта; Елкинского - 393,8 тыс. тонн никеля, 54,6 тыс. тонн меди, 14,4 тыс. тонн кобальта.
В борьбе за недра УГМК, которая никогда никелем не занималась, обошла крупнейшего производителя никелевого концентрата в стране «Норильский никель» (подконтролен «Интерросу» и Русалу). Норникель намеревался оспорить итоги конкурса, утверждая, что комиссия проигнорировала апрельское поручение Владимира Путина - заменить по месторождениям конкурс на аукцион, но после официального объявления результатов отступил.
Теперь УГМК, по словам директора по рудному производству Григория Рудого, намерена вложить в разведку месторождений более 50 млрд рублей. Работы планируется завершить в 2016 - 2017 годах. Если запасы не подтвердятся или цена на никель упадет ниже 15 тыс. долларов за тонну, работы на этой стадии могут быть прекращены. Если цены не подведут, первую руду на месторождениях получат в 2022 году. Добычу будут вести шахтным способом, здесь же построят обогатительные мощности. По предварительным оценкам, в 2024 году ГОК будет выдавать до 800 тыс. тонн руды в год, а к 2027 году выйдет на показатели около 2 млн тонн руды и 300 тыс. тонн концентрата. По прогнозам, запасов месторождения должно хватить на 45 лет.
Как заявил гендиректор УГМК Андрей Козицын, содержащиеся в воронежской руде медь и металлы платиновой группы будут перерабатывать на Уралэлектромеди (Верхняя Пышма). Для переработки никелевого концентрата УГМК собирается построить в Кировграде (Свердловская область) новый завод мощностью 50 тыс. тонн катодного никеля в год.
Интересно, что Норникель не оставляет надежды на сотрудничество с УГМК. Ранее глава «Интерроса» Владимир Потанин заявлял о возможности партнерства компаний в разработке месторождений: УГМК не занималась прежде сульфидными медно-никелевыми рудами, содержащими также платиноиды и кобальт, а Норникель работает именно с ними. Последний предлагал перерабатывать концентрат воронежских месторождений на высвобождающихся мощностях одной из двух своих производственных площадок - Кольской ГМК. Андрей Козицын заявил, что УГМК готова к диалогу.
Никелевый завод в Свердловской области может стать самым эффективным на территории Большого Урала. Работающие здесь производства нуждаются в серьезной модернизации, выходят за грань рентабельности уже при цене 20 - 24 тыс. долларов за тонну (сравните: у передового Норникеля - 9 тыс. долларов). В итоге в ноябре 2011 года практически остановилось одно из старейших никелевых предприятий страны Режникель (входит в Highmetals KDS, Свердловская область). Не смогли в 2011 году выйти из убытков прошлых лет и два других производителя: Уфалейникель (входит в Highmetals KDS, Челябинская область) и Южуралникель (входит в Группу «Мечел», Оренбургская область). Причем последний буквально
1 июля 2012 года, после очередного снижения цен на никель до 16,7 тыс. долларов за тонну, был вынужден частично остановить производство. Пока - на месяц. По официальной информации, из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры в июле объемы производства ферроникеля здесь сократятся на 25%, снизится и добыча никелевой руды на рудниках.
Как отмечает аналитик ИК «Грандис Капитал» Андрей Кучеров, ситуация на рынке никеля сегодня для уральских производителей сложная: котировки находятся на уровне декабря 2009 года (для сравнения - в августе 2008 года превышали 24 тыс. долларов за тонну). И разворота цен до августа не предвидится: инвесторы опасаются рецессии мировой экономики - замедления развития экономики Китая, долгового кризиса в Европе. Не слишком оптимистична и статистика в США.
Партнеры проекта: |