Союз киловатта и килобайта
Если не вдаваться в детали, идеология реформы энергетики, проводимой в России, такова: из АО-энерго, созданных некогда по территориальному принципу, профильные направления выделяются в отдельные бизнесы: генерирующие, сетевые, сбытовые, энергоремонт и так далее. При этом каждое направление должно «считать само себя» и быть экономически эффективным.
Прослеживаются две тенденции. С одной стороны, отраслевым направлениям необходима ИТ-инфраструктура. Она должна предоставить менеджменту инструментарий для принятия тактических и стратегических решений. Информационные технологии призваны автоматизировать основные бизнес-процессы: бюджетирование, учет электроэнергии и затрат, сбыт, управление финансами, персоналом и так далее. В результате появится система, позволяющая предприятиям успешно функционировать в рыночных условиях.
С другой стороны, происходит объединение мощностей — создание оптовых (ОГК) и территориальных (ТГК) генерирующих компаний. Они вберут в себя несколько структур, поэтому актуальность приобретает задача интеграции их корпоративных информационных систем.
Запас карман тянет
Отраслевая специфика — невозможность складирования произведенного продукта (электроэнергии), особая важность оперативного контроля производства, непрерывность сбыта — подтолкнула энергетические предприятия к автоматизации собственных бизнес-процессов много раньше компаний других отраслей. Например, внедрение модулей ERP (система управления ресурсами предприятия) в Свердловэнерго началось еще в 1992 году. «Лоскутная» автоматизация, направленная на решение локальных задач (в основном самописными средствами), стартовала еще 80-е годы. Первый этап автоматизации на предприятиях энергетики уже завершен, второй — комплексная автоматизация управленческой деятельности — близок к окончанию. Энергетики на пороге третьего этапа — создания интегрированных корпоративных информационных систем, нацеленных на автоматизацию сквозных бизнес-процессов.
Ядром корпоративной системы чаще всего выступает тиражируемая система управления ресурсами предприятия. В Свердловэнерго решили выстраивать ERP-систему на базе SAP R/3 (до 1995 года — SAP R/2). Собственно, SAP и зашел в энергетику России через Свердловскую область. АО «Свердловэнерго» получило тогда от компании серьезные скидки на свои услуги. Энергетики провели анализ и пришли к выводу, что по вопросам функциональности и надежности SAP сомнений не вызывает. В результате по соотношению цены и качества решение оказалось оптимальным. Рассказывает заместитель директора по информационным технологиям ОАО «Екатеринбургская электросетевая компания» (ЕЭСК, до 2001 года — подразделение Свердловэнерго) Гавриил Колмогоров:
— Можно было, конечно, купить относительно дешевую отечественную систему. Но эффективность для нас была важнее. Дальнейшая эксплуатация показала, что руководство АО «Свердловэнерго» не ошиблось с выбором. Затраты постепенно окупаются, многие из наших сотрудников, например экономисты, уже не мыслят работы без R/3. Глубоко интегрированная система с изначально встроенной правильной методологией ведения бизнеса позволила нашей компании перейти от традиционной задачи бухгалтерского учета к комплексу задач управления финансами, материальными ресурсами, затратами в рыночных условиях на основе экономических критериев.
ERP-система помогла ЕЭСК серьезно оптимизировать затраты. В частности, по словам Гавриила Колмогорова, был проведен комплексный анализ формирования складских запасов, в результате остатки на складах сократились почти в десять раз, что увеличило финансовый оборот. «Мы перестали омертвлять капитал, — рассказывает Гавриил Колмогоров, — поскольку отпала необходимость хранить про запас чрезмерное количество материальных ресурсов. Была проведена реорганизация складского хозяйства, в ходе которой мы уволили кладовщиков, которые, по сути, выполняли функцию сторожей, а взамен набрали людей с высшим образованием: они занялись управлением материальными потоками на самом современном уровне. Отказ от бумажной технологии позволил ускорить сбор и обобщение заявок, сократить время оформления отпуска со склада».
О сокращении складских остатков как одном из очевидных достижений автоматизации говорят и в ОАО «Пермэнерго». Там шесть лет назад начали внедрять ERP-систему на основе разработки местной ИТ-компании ЗАО «Геликон Про». Продукт получил название «Капитал CSE». Внедрение его стоило порядка 350 тыс. долларов, ежемесячные текущие траты, по словам заместителя директора по информационным технологиям ТГК 9 (в нее вошли генерирующие мощности Пермэнерго) Алексея Шапошникова, составляют около 200 тыс. рублей (80 тыс. рублей — гарантийное обслуживание, примерно 120 тысяч — текущее сопровождение).
Пожалуй, наиболее серьезно в ТГК 9 продвинулось внедрение модуля «Капитал CSE», отвечающего за планово-финансовую деятельность. На предприятии автоматизированы составление и контроль исполнения консолидированного бюджета, а также контроль исполнения бюджетов подразделений. Главными результатами автоматизации начальник бюджетного управления компании Алексей Балховских также считает сокращение складских остатков, а кроме того — экономию денежных средств и более эффективное планирование: система позволяет оперативно вносить изменения в бюджет. В итоге документ перестал быть формальным, он отражает реальное состояние дел. Следующим этапом, сообщает Алексей Балховских, будет детализация бюджетов подразделений по видам расходов, контрагентам и договорам: с тем чтобы прозрачным было не только исполнение, но и планирование затрат в отдельных подразделениях. Тогда, говорит Балховских, все предприятие будет как на ладони.
Система автоматизации планово-финансовой деятельности окупила себя едва ли не в тот момент, когда была передана в промышленную эксплуатацию. Только складские запасы и остатки удалось сократить на сумму, в несколько раз превышающую цену разработки и внедрения системы. Текущая экономия денежных средств достигается за счет управления доходными и расходными частями бюджета практически в реальном времени. Рассказывает Алексей Балховских:
— Руководителям подразделений теперь приходится вовремя отчитываться за каждую потраченную и заработанную копейку. Если отчет не подан в срок, система просто не позволит ввести данные задним числом, как это нередко делалось на бумаге. Такая небрежность приводила к большим кассовым разрывам. Сегодня мы подобного не допускаем, потому что планирование поступлений и выплат автоматизировано. Внедрение системы позволило нам избежать дефицита денежных средств, тем самым повысить ликвидность компании. Благодаря тому, что процесс планирования денежных средств был автоматизирован, отклонения фактических показателей от плановых нам удалось снизить до 2%. Управляемость компании, таким образом, повысилась.
В процессе внедрения не все шло гладко. Особенно пришлось потрудиться над тем, чтобы увязать два вида учета: бухгалтерский и управленческий. Они принципиально отличаются по целям, форме, уровню детализации информации, а главное — оперативности. Полный финансовый отчет организация составляет по итогам года, менее детальный — по кварталам. В управленческом учете детализированный отчет делается ежемесячно, а по отдельным видам деятельности, если требуется, — еженедельно и даже ежедневно.
Чтобы решить проблему, разработчикам и внедренцам из ЗАО «Геликон Про» пришлось взять на себя функции, не вполне свойственные ИТ-специалистам. Так, с их помощью план бухгалтерских счетов АО «Пермэнерго» существенно переработан таким образом, чтобы данные финансистов и бухгалтеров было проще сопоставить: обычно подобную работу проводят консультанты. Но и это не самое сложное. Труднее всего, по словам директора по внедрению информационных систем ЗАО «Геликон Про» Сергея Федосеева, оказалось убедить бухгалтерию делать «лишнюю», с ее точки зрения, работу: вносить в систему данные, не нужные в бухгалтерском учете, но необходимые финансистам. Доходило до открытых конфликтов, внедренцам приходилось настаивать — без активного участия в проекте бухгалтерии эффект от системы будет заметно меньше. Впрочем, Алексей Балховских склонен называть эти разногласия «рабочими моментами». Тем более что консенсус достигнут. Так, заместитель главного бухгалтера, начальник сектора учета производства и составления отчетности ТГК 9 Ольга Кандыба отмечает: после формирования ТГК объем работы у бухгалтерии существенно вырос, но благодаря автоматизации и повышению производительности труда с ним удалось справиться без увеличения штата.
Периметр учета
Реформа энергетики, а именно разделение энергосистемы по отдельным видам услуг (генерация, транспортировка, сбыт и т.д.), требует от участников рынка, особенно тех, кто владеет сетями, серьезного похода к учету полученной и отпущенной потребителю энергии. Здесь наиболее интересен опыт Свердловэнерго и выделившихся из его состава компаний. В ЕЭСК автоматизированная информационно-измерительная система коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ) готова к опытной эксплуатации, а система технического учета уже функционирует. В ТГК 9 и ОАО «Пермэнерго» (сетевой компании, наследующей брэнд АО-энерго) тендеры на разработку подобных систем пока только планируют.
АИИС КУЭ — это сложная многоуровневая система. В ее основе (нижний уровень) — комплекс приборов учета, расположенных во всех точках, через которые электроэнергия поступает в сеть компании и отпускается потребителям. Датчики измеряют количество пропущенной электроэнергии и по каналам связи передают информацию в центр сбора и обработки (верхний уровень), откуда она в удобном виде направляется службам, занимающимся транспортом и сбытом, для расчета с контрагентами. Сначала в ЕЭСК развернули временный канал передачи информации с датчиков на базе сотовой связи (транспортный уровень). Теперь договорились с АО «Уралсвязьинформ» о создании кабельной сети передачи данных специально для АИИС КУЭ, а сотовый канал станет резервным. Причем сеть связисты будут сдавать ЕЭСК в аренду. «Большая часть наших подстанций находится в таких зонах, где жилья не особенно много, поэтому сетей Уралсязьинформа там почти нет, — поясняет Гавриил Колмогоров, — просто так развивать их связистам не интересно, а при наличии стабильного покупателя услуг связи, каким является ЕЭСК, проект становится выгодным».
Сегодня в тестовом режиме АИИС КУЭ работает на семи подстанциях ЕЭСК, к концу июля их будет 20, а к завершению текущего года в систему включатся все 56 подстанций, расположенных «по периметру», то есть учитывающих вход и выход электроэнергии (всего у компании более 60 подстанций). Основное назначение АИИС КУЭ — предоставлять достоверную, оперативную информацию для осуществления коммерческих расчетов транспортной компании с поставщиками и потребителями электроэнергии. Кроме того, она дает инструмент для локализации источников потерь электроэнергии. Снижение потерь — крайне важная в условиях рынка задача. Мы делим потери на два вида: коммерческие (когда ее крадут с помощью нелегальных подключений) и технические (в проводах и трансформаторах).
Полученная в итоге система позволит точно знать, где и по чьей вине произошли потери электроэнергии, а значит, кто должен за них платить. (В энергетике на этот счет существует даже специальный термин — «покупка потерь».) «Правила энергорынка таковы, что выигрывает тот, кто имеет наиболее точный инструмент учета электроэнергии: он несет самую меньшую нагрузку по потерям», — отмечает Гавриил Колмогоров. ОАО «ЕЭСК» планирует, используя АИИС КУЭ, сэкономить на потерях в течение ближайших трех лет около 160 млн кВт (это значительный объем, учитывая, что при «покупке потерь» 1 кВт стоит 1 — 1,2 рубля).
Второе направление, которым ЕЭСК по праву гордится, — ремонт (и его планирование) электрооборудования. В ТГК 9 это направление, признает Алексей Шапошников, одно из проблемных. В Екатеринбурге вся информация об оборудовании была перенесена с бумаги в электронную базу данных еще в 90-х годах. Сегодня автоматизированная система «знает», где произошла поломка, что именно вышло из строя, какие детали необходимы для ремонта, нужен ли ремонт вообще или эту часть оборудования дешевле заменить. Так гораздо легче и быстрее справляться с авариями. Это, как подчеркивает Гавриил Колмогоров, критически важно для бизнеса: электроэнергия — товар, который можно продавать непрерывно, и простой даже в несколько часов оборачивается существенными убытками. Кроме того, система позволяет более эффективно планировать текущий ремонт, выявлять «узкие места» в сети и тратить средства, выделяемые на развитие технической базы, именно там, где они нужнее.
Клиенту — время, компании — деньги
В мае этого года в Пермской энергосбытовой компании (ранее Энергосбыт, филиал Пермэнерго) запущена уникальная для Урала электронная система платежей за электроэнергию посредством карт «Энерго-Экспресс» (разработана совместно со специалистами все той же «Геликон Про»). Суть проста: потребитель приобретает карту номиналом 200 или 500 рублей и посредством телефонного звонка, SMS или через интернет может направить их на погашение задолженности перед энергосбытовой компанией.
Система позволяет, во-первых, ликвидировать временной разрыв между потреблением услуг и их фактической оплатой, во-вторых, сократить затраты на открытие новых пунктов оплаты электроэнергии и накладные расходы на сборы платежей. Кроме того, по мнению директора департамента ИТ Пермэнерго Олега Папко, внедрение электронной системы позволит увеличить собираемость платежей. Как показали исследования энергетиков, значительная часть злостных неплательщиков — вовсе не бедняки. Это вполне состоятельные люди, но не гасят они задолженность потому, что не могут найти времени на заполнение квитанций и поездку в банк. С помощью карточек экспресс-оплаты проблема будет решена. В Пермской энергосбытовой компании планируют, что на электронную форму оплаты сразу переориентируется около 20% клиентов.
Роль информационных технологий в реформировании энергосистемы страны переоценить невозможно. Статус ИТ-подразделений энергетических компаний за последние годы существенно вырос. Многим предприятиям отечественной промышленности, вероятно, стоит поучиться у энергетиков налаживанию взаимодействия топ-менеджмента, финансовых и планово-экономических служб со специалистами в области информационных технологий. (В Екатеринбургской электросетевой компании, например, успешно работает совет по информационным технологиям, куда входят не только специалисты АСУ, но и руководители бизнес-подразделений: он обсуждает долгосрочные информационные проекты.) Информатизация в процессе энергореформы — одно из непременных условий ее успешного осуществления.
Дополнительные материалы:
Разделяем компании — объединяем стандарты
Сергей Казбан |
— Сергей Алексеевич, в чем специфика внедрения ИТ-решений на предприятиях электроэнергетики по сравнению с другими отраслями?
— Она обусловлена особенностями как самого «производимого продукта», который не может быть складирован, так и его сбыта, отличающегося непрерывностью. В связи с этим эффективное управление всеми технологическими процессами на энергопредприятиях немыслимо без специальных ИТ-решений. Это в первую очередь автоматизированные системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ), диспетчерско-технологического управления (АСДТУ), управления технологическими процессами (АСУ ТП). Территориальная удаленность и разнопрофильность структур, входящих в состав энергетического предприятия, учет отраслевых требований, нормативов и стандартов, необходимость обеспечения высочайшего уровня отказоустойчивости и надежности — все эти факторы определяют специфику построения информационной системы предприятий электроэнергетики.
— Эта специфика одинакова для всех компаний отрасли?
— Отличия существуют и в будущем, на мой взгляд, только усугубятся. В результате реформирования электроэнергетики в самостоятельные бизнесы выделяются структуры с выраженным направлением деятельности — производство, транспортировка и сбыт электроэнергии, энергоремонт. До реструктуризации РАО «ЕЭС России» политика развития ИТ диктовалась этим предприятиям сверху, а вместе с «суверенитетом» они получают возможность разрабатывать собственную ИТ-стратегию. И хотя базовые стандарты автоматизации предприятий электроэнергетики, безусловно, сохранятся, эти новообразованные компании вероятнее всего будут формировать спрос на ИТ-решения, отражающие специфику их бизнеса. В то же время созданные объединенные генерирующие компании заинтересованы в интеграции собственных корпоративных систем на основе единого стандарта управления. Это позитивная тенденция. Внедрение ERP-систем и использование единых стандартов должны свести к минимуму число предприятий с «лоскутной» автоматизацией.
— Какие задачи автоматизации будут наиболее актуальны для предприятий области в ближайшее время?
— В связи с созданием конкурентного рынка электроэнергии, энергопредприятия оказались в довольно жестких условиях, так как одна из серьезнейших проблем отрасли — износ оборудования. В настоящее время он составляет 60%, а к 2020 году по прогнозам экспертов достигнет 97%. Поэтому в ближайшее время автоматизация процессов ремонта и техобслуживания, а также сбора информации для анализа эффективности проведенных мероприятий, пожалуй, главный «фронт работ» для энергетиков. Кроме того, внедрение ЕАМ-систем, позволяющих управлять основными фондами, особенно актуально для предприятий электроэнергетики как одной из самых фондоемких отраслей. Тем более, как показывает мировая практика, инвестиции во внедрение ЕАМ-систем окупаются в первые полгода эксплуатации.
Также в перспективе энергетика станет одним из активных потребителей BI-решений (аналитических систем), так как невозможность хранения такой продукции, как электроэнергетика, требует от менеджмента предприятий точного прогнозирования сбыта.
Подготовил Юрий Немытых