В разных вариациях
Будущее машиностроения - за интегрированными сетями и альянсами крупных, средних и малых компаний, ориентированных на технические и организационные инновации, но не на рост рыночной капитализации за счет финансовых операций.B мировой экономике происходят важные структурные сдвиги, связанные с перемещением производства стандартной и массовой промышленной, в том числе машиностроительной, продукции в Китай, Индию, Бразилию и другие быстро развивающиеся страны. России предстоит выделить три группы машиностроительных производств.
Выпуск бытовой техники, легковых автомобилей и других видов продукции, не имеющих стратегического значения, может развиваться на совместных или иностранных предприятиях, поскольку Россия в среднесрочной перспективе не располагает здесь передовыми технологиями.
Производство стандартной массовой машинотехнической продукции, прежде всего в аграрном и транспортном машиностроении, целесообразно развивать на российских фирмах при широкой кооперации с партнерами в наиболее развитых странах, а также в регионах и государствах, имеющих соответствующие трудовые ресурсы и рынки.
Наконец, в тяжелом, энергетическом, электронном, оптическом и других особо важных для экономической безопасности страны сегментах машиностроения и, разумеется, в оборонно-промышленном комплексе необходимо восстановить утраченные позиции на внутреннем и внешнем рынках с помощью фирм с участием государства. Во всех случаях предстоит сформировать индустриальные сети и кластеры, состоящие из компаний нового типа. Решение проблем формирования индустриальных сетей и кластеров связано с еще одной значимой задачей - коренным изменением традиционной для отечественных заводов системы специализации и кооперирования. Прежде всего усложнение продукции машиностроения предопределяет разделение стран и регионов на производителей массовой (стандартной) и индивидуально-мелкосерийной (особо сложной и наукоемкой) продукции.
Изменение системы
Рынок сельскохозяйственной техники - один из самых перспективных в мире. Потенциал роста спроса на комбайновую технику и тракторы так высок, что дает шансы для развития местным производителям и позволяет рассчитывать на реализацию инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов. Но сельхозпроизводство во многом зависит от технологической и технической модернизации.
Правительство России, определив пять приоритетных направлений экономики, развитию которых уделяется особое внимание (повышение энергоэффективности и ресурсосбережение, включая разработку новых видов топлива; ядерные технологии; фармацевтика и медицинская промышленность; современные информационные технологии и программное обеспечение; космическая отрасль и телекоммуникации), формально про машиностроение забыло. Но это не означает, что данный сегмент не будет участвовать в общем процессе модернизации экономики. Хотя бы потому, что машиностроение - основа для развития вышеуказанных направлений. А значит, рост приоритетных сегментов неизбежно повлечет за собой и развитие машиностроения.
Массовое производство легковых и грузовых автомобилей, тракторов и других сельхозмашин, бытовой техники и электроники передается в страны и регионы, где сосредоточено большое количество дешевой рабочей силы. Увеличивается доля в мировом машиностроении стран Юго-Восточной Азии - Китая и Тайваня, Индии, Южной Кореи, Малайзии, Таиланда. В России целесообразно переместить трудоемкие производства в регионы с высокой безработицей, оставив в Москве, Петербурге и других мегаполисах наукоемкое энергетическое, электронное, оптическое и другое точное машино- и приборостроение.
Для создания конкурентной продукции прежде всего необходимо изменить саму модель развития машиностроения. Только новые современные предприятия с намного более высокой производительностью труда способны выдержать жесткие условия конкуренции.
Наиболее эффективное средство восстановления отечественного машиностроения - создание технологических цепочек с участием ведущих зарубежных поставщиков комплектующих изделий и технологий. Интегратором и владельцем бренда и другой интеллектуальной собственности в этих цепочках должна выступать российская фирма. При этом отечественная компания обладает контрольным, а иностранные партнеры - миноритарным или блокирующим пакетом.
По такому пути пошли, например, концерн «Гражданские самолеты Сухого» и Тамбовский тракторный завод. Данный вариант взаимодействия способствует покупке высокотехнологичных зарубежных активов. Так, «Росатом» приобрел Energmash и вступил в альянс с Siemens для разработки водо-водяных реакторов нового поколения для сооружения до 2030 года 80 - 90 энергоблоков АЭС в РФ, Китае, ЮАР и ряде других стран.
Развитие машиностроения по этому пути определяется уровнем конструкторских работ и производства компонентов (двигателей, агрегатов трансмиссии, электронного и электрического оборудования, гидравлики, полимерных материалов и т.д.), которые выпускают специализированные фирмы, расходующие до 10% выручки на НИОКР. Производители конечной продукции используют в каждом классе машин узкий набор компонентов (двигатель, агрегаты шасси и трансмиссии, кабины и т.д.), организуют полный цикл изготовления кузова (это резко сокращает транспортные расходы) и предлагают широкую номенклатуру машин, удовлетворяющих разнообразные потребности региональных и отраслевых рынков.
Рентабельность российского машиностроения в 2008 - 2009 годах снизилась с 5,5 до 4,4% (металлургии - с 26,6 до 21,2%). Поэтому развитие по наиболее рациональному сценарию невозможно без господдержки. Ее основными формами должны стать возмещение покупателям двух третей кредитной ставки при приобретении отечественной техники, налоговые льготы и увеличение за счет бюджета уставного капитала лизинговых фирм, а также вывод из налогообложения базы инвестиций на обновление производства, НИОКР и подготовку кадров. Необходимо также предусмотреть снижение страховых взносов при создании высокотехнологичных производств и ускорение амортизации нового отечественного оборудования, сохранить пошлины на импорт конкурирующей техники. Но при этом следует отменить или снизить пошлины на импорт технологий и непроизводственного оборудования и комплектующих. Эти меры особенно актуальны для развития агротехнического машиностроения - сегмента, который в настоящее время в России очень слабо развит.
Сельскохозяйственный акцент
В условиях глобализации и перехода к инновационной постиндустриальной экономике формируются качественно новые условия развития агротехнического машиностроения, во многом обусловленные ростом цен на продовольствие на мировом рынке. Эта долговременная тенденция связана прежде всего с изменением рациона питания населения быстро развивающихся стран, прежде всего Китая (к 2020 году импорт зерна в Поднебесную превысит весь объем мирового экспорта 2007-го), Индии, Египта, которые испытывают недостаток посевных площадей и воды. В 2000 - 2005 годах мировые запасы зерна сократились, однако в 2009 - 2010 годах они стали расти по мере преобразования технологического уклада в этой сфере.
По оценке Европейского банка реконструкции и развития, Россия после введения в оборот не возделываемых в настоящее время земель может увеличить сбор зерна до 126 млн тонн в год и стать вторым после США мировым экспортером. Однако в 2009 - 2010 годах произошли затоваривание внутреннего рынка и резкое падение цен, что снизило спрос на сельскохозяйственную технику. Для решения этой проблемы необходимо активизировать работу Зернового союза России, чтобы именно производители зерна определяли в каждом регионе востребованные рынком виды продукции, взяли на себя соответствующее управление севооборотами, сортоиспытания и районирование сортов, управление качеством продукции с гарантией ее реализации по ценам, обеспечивающим нормальную рентабельность. На этой базе и должны формироваться заказы на соответствующую технику, в том числе для защиты растений, внесения удобрений, переработки зерна.
Государственная поддержка агрокомплекса растет (с 49 млрд рублей в 2007 году до 118 млрд в 2009-м), однако этот показатель намного ниже, чем, к примеру, в странах Евросоюза (с 2005-го по 2009 год он вырос до 83 млрд евро). Безусловно, господдержка должна выражаться не только в дотациях, но и в развитии инфраструктуры, регулировании цен на горючее и удобрения, организации лизинга современной сельхозтехники, поддержке элитного семеноводства, племенного животноводства и производства конечной продукции.
Макромаркетинговая оценка перспектив отрасли агротехнического машиностроения должна учитывать универсальные качества продукции, прежде всего колесных тракторов. Эта техника может использоваться не только в агропроме, но и в жилищно-коммунальном, лесном, дорожном, строительном и других сегментах экономики, которые в современных условиях быстро развиваются.
Продовольственная безопасность
Еще один фактор, определяющий перспективы агротехнического машиностроения, - его оборонный потенциал. Как показывает опыт, заводы, выпускающие транспортные средства и другое оборудование для аграрного, лесного, коммунального и дорожного комплексов, обладают большими мобилизационными возможностями.
От агротехнического машиностроения во многом зависят реализация принятой в 2010 году Программы обеспечения продовольственной безопасности России, а также возрождение овощеводства на основе современных технологий. Площадь тепличных хозяйств в Китае, например, составляет 1,7 млн га, в Турции - 41 тысячу, в Голландии - 10 тысяч, а в России - лишь 2,1 тыс. га. В зимне-весенние месяцы 95% овощей и 85% плодоовощных консервов импортируется в основном из Турции, стран ЕС и Китая - мирового лидера по переработке овощей.
Доля сельского населения в РФ примерно такая же, как в США, Канаде и государствах ЕС (20 - 28%). По площади пригодных для сельского хозяйства (17 млн кв. км) и пахотных земель (220 млн га) Россия превосходит США (187 млн га) и страны ЕС, однако по валовой продукции уступает в четыре-пять раз из-за низкой продуктивности и уровня технологий. По данным Минсельхоза РФ, в последние годы порядка 20% тракторов и комбайнов находилось в нерабочем состоянии, а две трети имели отклонения от технических условий, так как из-за отсутствия средств на профессиональное обслуживание ремонтировались в самих хозяйствах.
Устойчивый спрос на тракторную технику тяговых классов 3 и 5 в России достигает 5 тыс. единиц в год. Необходимы мощные тракторы, комбайны, широкозахватные машины, выполняющие за один проход восемь-девять операций: подготовку почвы, внесение семян, удобрений, прикатывание и т.д. Неэффективно гонять технику по полю 10 - 12 раз, расходуя горючее, труд, уплотняя почву. Однако отечественные сельхозмашиностроители проигрывают зарубежным конкурентам из-за устаревшего оборудования (на Волгоградском трактором заводе, к примеру, некоторые станки работают с 30-х годов прошлого века), замкнутой структуры производства (устаревшее литейное и кузнечно-прессовое производство, полный набор вспомогательных цехов), нехватки квалифицированных рабочих.
Дотационный задел
Во всех развитых странах агрокомплекс получает средства из бюджета на совершенствование сельской инфраструктуры, технологической базы и охрану окружающей среды, поскольку сельское хозяйство рассматривается не только как товаропроизводитель, но и как база для сохранения национальной культуры и муниципального хозяйства. И формы господдержки многообразны. Общая сумма бюджетных дотаций за последние годы сократилась за счет прямых ценовых субсидий, однако при этом растут выплаты на улучшение экологии, консервацию земель для природных парков, увеличиваются льготные кредиты на освоение новых технологий и покупку продукции агротехнического машиностроения.
Первостепенное значение для отечественного сельскохозяйственного машиностроения имеет поддержка платежеспособного спроса российского АПК с помощью лизинга, ипотеки, государственного субсидирования новых технологий. Аграрная реформа в ЕС направлена на постепенный отказ от прямого субсидирования аграрного сектора (сокращение дотаций на 3% в год) при сохранении субсидирования на приобретение новой техники (на 60% - с помощью лизинга).
Фермер в развитых странах интегрирован в систему, снабжающую его с помощью государства комплексом машин, высокими технологиями, льготными кредитами, страхованием и другими рыночными услугами. Россия долгое время не имела ни стратегической программы, ни средств для создания инфраструктуры и агромашиностроительного комплекса, позволяющего переориентировать АПК на принципиально новый тип хозяйства.
Кроме того, в России прямые субсидии и кредиты сельхозпредприятиям себя не оправдали. Наиболее целесообразно целевое финансирование лизинговых компаний, закупающих современную технику у отечественных предприятий, развития инфраструктуры, семеноводческого и племенного хозяйств. Восстановление аграрного сектора страны зависит от поддержки его платежеспособного спроса на сельхозтехнику, интеграции агрохозяйств с пищевой промышленностью, а также развития экологически чистого земледелия, новых технологий и методов обогащения почв.