Актуальные книги

Актуальные книги Риторика

Жжот глаголом

Речи, которые изменили РоссиюРечи, которые изменили Россию / Сост. Р.И. Гандапас; под ред. В.М. Юфы. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. С. 264.

«Говорить, что большевики пришли к власти благодаря газетам - смешно. Во-первых, 70% «потенциальных избирателей» просто не умели читать, а во-вторых, как обеспечить доставку? Партия захватила власть исключительно благодаря силе ораторского искусства: Ленин, Троцкий, Луначарский, Сталин - гениальные ораторы своего времени. Но были и сотни безымянных ораторов. С ящика из-под патронов или с бочки квашеной капусты они произносили пламенные речи, и тысячи простых людей становились на сторону малоизвестной организации», - такой пример приводил Радислав Гандапас, говоря о значимости риторики во всемирной истории в интервью нашему журналу («В рот мне ноги», «Э-У» № 22 от 07.06.10).

Книга Гандапаса «Речи, которые изменили Россию» - своего рода локализация идеи издания «Речи, которые изменили мир» британского историка и писателя Саймона Сибэга Монтефиоре. «Мировой» прототип 2005 года за пять лет разошелся по миру более чем миллионным тиражом.

Гандапас утверждает, что его книгу не стоит рассматривать как публикацию по истории - это сборник речей, и при составлении он не собирался в полной мере освещать все эпохи существования России, но выбирал наиболее яркие выступления. Поэтому, например, из 48 приведенных в публикации речей 20 приходится на первую половину ХХ века.

Касательно подхода к историческому материалу в книге, Гандапас сообщает, что главной задачей было предъявить читателю объективные документы - тексты речей, а его исторические очерки сознательно очень сдержаны. Автор объясняет: «История, которую мы знаем, не имеет отношения к настоящей. Мы знаем миф, и передаем его из поколения в поколения, при этом постоянно модифицируя. Документы говорят о том, что события происходили по-другому. Или даже не происходили вовсе, но мы о них знаем».

В доказательство этого нехитрого тезиса составитель приводит первую речь - культурно-исторический курьез. Это фраза якобы новгородского князя Александра Ярославича Невского «Кто с мечом к нам войдет - от меча и погибнет». Очевидно, что о жизни реального князя (середина XIII века) достоверно ничего не известно, тем более слова его не задокументированы. Однако после фильма «Александр Невский» 1938 года режиссера Сергея Эйзенштейна вся страна до сих пор уверена в авторстве и историчности этого высказывания. По мнению Радислава Гандапаса, фраза, вложенная режиссером в уста Невского, сыграла важнейшую роль для советского народа в Великой Отечественной войне.

Удивительно, на наш взгляд, что книга заканчивается речами нынешних политических лидеров Дмитрия Медведева и Владимира Путина. Думается, оценить, изменили ли они Россию, пока невозможно.

Вообще говоря, большинство приведенных речей шаблонны: призывы к действию, речи по случаю кончины, обвинения и оправдания, торжественные праздничные высказывания, прощальные речи, etc. Поэтому книга вполне может стать полезным пособием для подготовки собственных публичных выступлений.

Глеб Жога

Экономика

На плечах гигантов

Философы от мира сегоХайлбронер Роберт. Философы от мира сего. Великие экономические мыслители: их жизнь, эпоха и идеи. М.: КоЛибри, 2008. С. 432.

«Философы от мира сего» - одна из самых известных научно-популярных книг в истории экономики, вышедшая в 1953 году и выдержавшая семь переизданий. Во всем мире продано более четырех миллионов ее экземпляров: это немногим меньше, чем у бестселлера в этом жанре - «Экономикса» Самуэльсона.

Роберту Хайлбронеру (1919 - 2005), профессору Новой школы Нью-Йорка и видному летописцу экономической мысли, удалось почти невозможное: написать увлекательную историю развития экономических теорий. Рецепт успеха прост: Хайлбронер сумел вплести прозрачное и живое описание сухих идей в яркий рассказ об их авторах - знаменитых экономистах от Адама Смита до Йозефа Шумпетера. В результате вместо привычных для университетских курсов сочетаний вроде «кейнсианский крест», «невидимая рука» или «шумпетерианский предприниматель» читателя встречает целая галерея удивительных типов: рассеянный шотландский профессор Адам Смит, до конца своих дней живший в доме матери; закутанный в грязные одежды мрачный Мавр - Карл Маркс; сумасбродный искатель приключений Клод Сен-Симон; венский аристократ Шумпетер; вундеркинд Джон Стюарт Милль; странный своенравный норвежец Торстейн Веблен и многие другие.

При этом «Философы от мира сего» - не только и не столько биография знаменитых экономистов, сколько жизнеописание капиталистической идеи сквозь призму их собственных жизней. Хайлбронер объясняет, почему экономическая наука не могла возникнуть ранее XVIII века: господство традиций и диктатуры не способствует появлению идей о свободном рынке и свободе принятия экономических решений людьми вообще. Затем показывает, как мысли о богатстве, алчности, роли предпринимателей и государства трансформировались на протяжении трех веков под влиянием развития общества, технологий, культуры.

В отличие от многих других авторов Хайлбронер не стремится всеобъемлюще пересказать суть научных идей или переложить математические изыскания экономистов на понятый широкому читателю язык. Он, скорее, пытается максимально полно выразить эмоции своих героев, их отношение к рынку, предпринимательству, алчности, торговле и капиталистической системе в принципе. Не испытывая, впрочем, перед ними никакого пиетета: автор с легкостью объявляет те или иные пассажи великих экономистов скучными, нелепыми или просто ошибочными.

Между тем его затея на редкость удачна: пожалуй, никому еще не удавалось в таком сжатом объеме выразить экономический дух всей современной экономической эпохи от появления первых мануфактур до Великой депрессии, превратив скучную историю экономической мысли чуть ли не в художественный роман с множеством чрезвычайно любопытных персонажей.

Аркадий Коновалов