Не в деньгах счастье, а в людях
«Дайте денег — получите качество жизни» — стандартный лозунг глав некоторых российских городов.
Позвольте не согласиться. Например, бюджет российской столицы сопоставим с расходами и доходами Нью-Йорка. Что с того? Мэру упомянутого американского мегаполиса Майклу Блумбергу удалось вывести город в десятку лучших по качеству жизни, а Москва, извините, занимает непочетное 173-е место. (По данным ежегодного рейтинга городов мира американской компании Mercer Management Consulting, качество жизни определяется по 39 параметрам. Всего специалисты ММС оценили 215 городов мира, на первом месте Цюрих, на последнем Багдад.)
Почему? Ответ короткий: у нас не город деньгами «рулит», а наоборот. Разница в том, что там решающую роль играет мнение жителя. Попробуйте без его согласия поставить во дворе мусорный бак — узнаете всю мощь и всевластие общественных ассоциаций. Элиты осознают, насколько важно учитывать позицию горожанина. А главное — понимают: считаться с ней — значит быть конкурентоспособным в борьбе за человеческий ресурс. У нас же — «народ безмолствует». Редкие митинги вокруг неугодных застроек объясняются совсем не протестным настроением, а умением отдельных корпораций использовать население в своих целях. Участие горожан в проектах планирования и развития муниципалитетов стремится к нулю. Один из немногих положительных примеров: в Миассе Челябинской области есть сильные инициативные группы, но и их сейчас не воспринимают как полноценный институт влияния на городскую политику.
Правда, ужасы урбанизма, которые переживает сегодня большой город, его привлекательности в глазах людей не снижают. Прежде всего из-за доходов. Но так будет не всегда. Рано или поздно человек сделает выбор в пользу качественной среды обитания, которая может сложиться в менее крупном соседнем муниципалитете. Поэтому, чтобы выработать полноценную стратегию развития, городу нужен диалог с социумом. Местной власти придется найти механизм, который позволит задействовать горожан в планировании городского развития.
Необходимо в корне изменить стратегическое планирование. Стратегирование — это такой инструмент, когда вы отказываетесь от многого хорошего в пользу чего-то одного лучшего. И выиграет тот город, который поставит во главу угла человека