Время нелюбви

Банковский сектор хорошо усвоил уроки последних кризисов и молниеносно отразил повышение рисков в сегменте кредитования малого бизнеса. Если государственная машина не изменит скорость реагирования, предприниматели в сложный период вновь могут остаться без кредитных ресурсов

На прошлой неделе в регионах прошли конференции и круглые столы, посвященные Дню российского предпринимателя. Наиболее острую дискуссию вызвал низкий уровень доступности банковских кредитов для малого бизнеса. Малый бизнес жалуется: деньги сложно получить не только для инвестиционных целей, но даже на пополнение оборотных средств - банки ужесточили требования к заемщикам и обеспечению, стоимость ресурсов повысилась. Как показало исследование рынка кредитования малого бизнеса, проведенное АЦ «Эксперт-Урал» на основе данных ЦБ, после длительного поступательного роста динамика действительно пошла вниз.

По лестнице вниз

Статистика Банка России выделяет кредиты индивидуальным предпринимателям (ИП) и кредиты юридическим лицам, формально относящимся к сегменту малого и среднего бизнеса (МСБ). В 2012 году рублевые кредиты МСБ увеличились почти так же, как и займы корпоративному сегменту - на 19%, а ссуды ИП - аж на 33%. По Уралу и Западной Сибири динамика финансирования МСБ составила 11%, но кредиты ИП выросли выше среднего по стране - на 38%. Из этой статистики видно, что банки тогда сделали отчетливый выбор в пользу финансирования микробизнеса.

В 2013 году картина изменилась. Прирост кредитов МСБ составил по стране 13,7%, а ИП - 17,1%, на Урале - 10,7% и 16,1% соответственно. Причем некоторые субъекты федерации вообще показали отрицательную динамику. Так, объем кредитов МСБ в Удмуртии за прошлой год упал на 4%, в Пермском кране - на 9,9%. В сегменте кредитования ИП ситуация разнится: в Курганской области ссуды выросли на 4,3%, в Башкирии - на 25,1%, в Тюменской области - на 30,8%. Очевидно, это связано с разными масштабами государственной поддержки малого бизнеса из бюджета субъекта федерации. В первом квартале этого года динамика кредитов МСБ стала опережать ИП - 2,7% против 1,0%, а по Уралу ссуды мелкому бизнесу вообще показали отрицательный прирост.

Динамика рублевых кредитов МСБ и ИП, %
Регион За 1 квартал 2014 г. За 2013 год Доля просрочки на 1.04.14
Кредиты МСБ Кредиты ИП Кредиты МСБ Кредиты ИП Кредиты МСБ Кредиты ИП
Республика Башкортостан 5,7 2,0 16,9 25,1 5,9 4,1
Удмуртская Республика -7,8 -1,8 -4,1 8,1 11,0 4,0
Пермский край 1,8 5,6 -9,9 7,4 9,4 5,3
Оренбургская область 3,4 6,8 16,0 16,6 4,0 4,3
Курганская область 2,2 -3,0 6,6 4,3 6,0 4,0
Свердловская область 0,5 -14,0 9,4 5,2 8,4 5,6
Тюменская область -1,0 0,8 15,4 30,8 4,8 3,7
Челябинская область 0,4 -0,9 15,3 14,4 10,5 7,3
Урал 0,9 -1,1 10,7 16,1 7,0 4,8
РФ
2,7 1,0 13,7 17,1 7,4 5,8

 Источник:Расчет АЦ "Эксперт-Урал" на основе данных Банка России

Именно микробизнес, как правило, ведущий деятельность в форме ИП, был в последние два года чуть не самым желанным клиентом для всех групп банков, именно под него разрабатывались технологии массового кредитования («кредитные фабрики»), создавались специальные продукты (экспресс-кредиты), придумывались маркетинговые ходы. В чем причины внезапной нелюбви?

Скорость реакции

Самый большой соблазн - списать разворот тренда на экономический спад и низкую деловую активность. Попытки объяснить этим сжатие рынка действительно присутствуют. Однако банкиры, плотно работающие с сегментом, свидетельствуют: спрос радикально не меняется. «Динамика однородная, - говорит управляющий директор департамента малого и среднего бизнеса ВУЗ-банка Олег Попков. - По объему поступивших заявок 2013 год сопоставим с 2012-м, и в первом полугодии 2014-го статистика такая же: мы не видим ни резкого роста, ни резкого падения».

Вероятно, срабатывают другие факторы. Среди объективных - сокращение ресурсной базы банковского сектора. Падение рубля, массовые кампании по отзыву лицензий спровоцировали отток средств с банковских счетов. Поскольку доступ к другим источникам, в частности трансграничному финансированию, для российских банков и компаний ограничен из-за политической ситуации, велика ставка на внутренний ресурс. А он тает. В частных банках за три месяца этого года средства на рублевых срочных вкладах граждан уменьшились на 3,5%, на депозитах юридических лиц - на 2,8%, на расчетных счетах предприятий и организаций - на 2,7%. У Сбербанка отток вкладов физлиц значительно меньше и, как следствие, показатели кредитования МСБ выше: именно этот банк вносит вклад в поддержку статистики сегмента. Например, Уральский Сбербанк за первый квартал увеличил кредиты малому и микробизнесу на 7%.

Дефицит ресурсов вкупе с целенаправленной политикой ЦБ сделали свое дело: кредиты подорожали. Банк России, выбрав приоритетом монетарной политики удержание инфляции, пошел на повышение учетной ставки на 0,5% сначала в марте, затем в апреле. «Мы вынуждены незначительно скорректировать ставки по некоторым видам вкладов и кредитов (в пределах 0,4 - 0,75 п.п.). Очевидно, что до осени понижения уже не будет», - объясняет реакцию банковского рынка управляющий Уральским филиалом ВТБ24 Сергей Кульпин.

Следствием удорожания кредитов становится ухудшение качества их обслуживания. «Сегмент МСБ можно сравнить с розницей. Предпринимательство - очень часто «бизнес одного лица». К тому же небольшие компании плотно завязаны в субподрядную цепочку с другими крупными компаниями и организациями. Все это при кризисных явлениях снижает их финансовую защищенность. В 2013 году просрочка в банковской системе росла, и иллюзий насчет 2014 года испытывать не стоит», - подтверждает и Олег Попков.

Реагировать на быстро меняющиеся условия банковский рынок России научился: уроки кризисов усвоены хорошо. «Необходимо четко понимать рыночную ситуацию, чувствовать менее "устойчивые" к кризисным явлениям отрасли и создавать специальные кредитные продукты для этих отраслей, с учетом их специфики и возможных рисков. Мы видим выход в оперативном реагировании на рыночную ситуацию, умении в сжатые сроки ранжировать риски с учетом уже полученного опыта в кризисы 1998, 2008 годов, принимать соответствующие меры и экстраполировать их на ситуацию в будущем. Необходимо иметь надежный инструмент для регулирования рисков (например, применение более жестких требований по залогам для "слабых" отраслей, предоставление индивидуальных условий погашения кредита, применение более взвешенных подходов при расчете долговой нагрузки на выручку, на прибыль). В конце прошлого года наш банк пересмотрел рисковую политику и ограничил выдачу экспресс-кредитов, теперь мы их даем только хорошим заемщикам. Учитывая экономическую ситуацию, нет самоцели увеличивать объем высокорисковых активов. Именно это сказалось на темпах выдачи кредитов. За 1 квартал 2014 года портфель кредитов малому бизнесу ВТБ24 в УрФО вырос на минимальные 1,3%», - объясняет политику в новых условиях Сергей Кульпин.

Понятно, что число «хороших» клиентов» сильно поубавится и за них развернется борьба: программы рефинансирования кредитов других банков получат еще большее распространение на рынке.

- Крупные банки снизят ставки на фоне борьбы за качественных заемщиков на 1 - 1,5 п.п. На это пойдут и средние банки, которые обладают капиталом для активного наращивания кредитного портфеля, они могут снизить ставки на 0,5 - 1 п.п. Возможно, это произойдет в июле - августе 2014 года. Средние банки, не рассчитывающие на активный рост кредитного портфеля, будут держать ставки на уровне 2013 года и, не исключено, даже чуть повышать их за счет более гибких индивидуальных подходов по другим условиям кредитования, - прогнозирует начальник управления развития корпоративного бизнеса банка «Урал ФД» Ольга Свиридова.

Клиенты, у которых нет достаточного обеспечения, уровня выручки и необходимой прозрачности, как раз и попадают в число тех, кому в ресурсах будут отказывать или давать их дорого. Да, объемы кредитования снизятся, но для системы в целом это не критично. Как уже не раз показывала практика, банковский сектор уверенно преодолевает кризисы, живя параллельно с реальным сектором: на фоне катастрофического спада 2009 года банки умудрялись зарабатывать прибыль. Сейчас они, вероятнее всего, направят усилия на совершенствование расчетно-кассового обслуживания, услуг «в пакете», депозитной линейки. «В наших планах - предлагать сегменту малого бизнеса те продукты, которые позволят предпринимателям в первую очередь накопить и сохранить свои средства. Особенно это актуально в связи с тем, что три четверти наших доходов от обслуживания юридических лиц формируется именно за счет комиссий за расчетно-кассовое обслуживание. Кроме того, будем активно развивать каналы дистанционного обслуживания для малого бизнеса», - описывает план действий Сергей Кульпин.

Забуксовали

Можно сколько угодно обвинять в безответственности банковский сектор, но он живет по законам, которые устанавливает регулятор. А задачи и функции ЦБ не изменились: он отвечает за стабильность банковской системы, а не развитие бизнеса. Логично, что в этой ситуации на первый план должны выйти другие ведомства, предложив меры и ресурсы для поддержки сегмента. В теории инструменты есть: это субсидии из федерального бюджета, распределяемые на конкурсной основе среди регионов; предоставление гарантий; кредитные линии, выделяемые через банки специальным институтом развития - МСП Банком. На практике их применение постоянно буксует. В конце мая коллегия Счетной палаты представила результаты аналитического доклада по эффективности использования субъектами РФ субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в 2012 и 2013 годах. Один из главных недостатков, на которые указывают аудиторы, - слишком долгий путь бюджетных средств.

- Бюджетные средства перечисляются субъектам Российской Федерации во втором полугодии, по мероприятиям капитального строительства - вообще в четвертом квартале, - рассказывал на совещании по этому вопросу аудитор Сергей Агапцов. - В 2013 году заседания конкурсных комиссий начинались в мае и заканчивались в декабре. В ряде случаев на освоение федеральных средств у субъектов Российской Федерации оставалось меньше десяти дней. Кто может объяснить, каким образом за эти несколько дней субъект должен не только освоить выделенные средства, но и достигнуть установленных показателей результативности?

Другая причина, о которой говорят уже не один год, - отсутствие информации у предпринимателей. «На мой взгляд, меры государственной поддержки сейчас достаточны, условия получения тех же грантов вполне лояльны, но активное их стимулирование - нет. Целевая помощь зачастую не доходит до адресатов в силу малого продвижения», - считает Олег Попков.

Довольно критично банки в регионе оценивают и партнерство с МСП Банком. Опять же - ресурсы есть, но эффективность их использования низкая, считает Ольга Свиридова:

- Программы банка имеют большое количество ограничений в части сроков кредитов, цели кредитования, способа предоставления денежных средств субъекту МСБ. Кроме того, кредиты МСП Банка довольно дороги (9,75 - 10%). Поэтому на начало этого года нами через партнерские программы с МСП Банком выдано до 1,85% от общего объема кредитов в сегменте МСБ в 2013 году.

В условиях кризиса эти стандартные проблемы обостряются еще и неповоротливостью бюрократической машины. В отличие от банков, государство слишком медленно реагирует на появление новых рисков. В начале года правительство анонсировало создание ряда инструментов, расширяющих возможности региональных фондов поддержки бизнеса, предоставляющих клиентам банков гарантий по кредитам. В регионах не хватает лимитов, чтобы удовлетворить спрос, и федеральная помощь позволила бы частично снять проблему недостатка обеспечения. Постановление о создании Агентства кредитных гарантий подписано только в мае, и вряд ли оно реально заработает до конца года. Другие анонсированные инструменты, в частности возможность долгосрочного кредитования субъектов МСБ с использованием средств Фонда национального благосостояния, фондирование банков под пулы кредитов, находятся в стадии дискуссии.

Влияние новых мер господдержки вряд ли отразится на рынке до конца 2014 года, полагают аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА» в последнем исследовании банковского кредитования МСБ. Прирост портфеля кредитов в лучшем случае, при динамике ВПП около 1 - 1,5%, составит 10 - 12%. Если проблемы с трансграничным финансированием банков и крупных предприятий обострятся, а реальный ВВП снизится на 1 - 2%, то сегмент вырастет всего на 6 - 8%. Так что о высокой эффективности говорить не приходится.

Дополнительные материалы:

Точечный инструмент
Как институт развития, МСП Банк должен поддерживать тех, кому сложнее. Сейчас это предприятия, которые проводят модернизацию, внедряют инновации и энергоэффективные технологии, утверждает заместитель председателя МСП Банка Надежда Мартынова
 Надежда Мартынова

 

Материалы по теме

В погоне за малым

Расти большой

Завершен первый этап исследования «Кредитование малого бизнеса на Урале»

Искусство малых форм

Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства возьмет на себя риски по кредитам

Поднимаемся медленно в гору