Эффект оживления
Среди студентов из Казахстана, а в Екатеринбурге они есть практически в каждом вузе, можно выделить «индивидуалов» и «договорников». Четыре государства «ближнего зарубежья», в том числе Казахстан, по межправительственному соглашению имеют право обучать своих граждан в вузах России на общих основаниях. Если ребята хорошо сдают вступительные экзамены, то будут учиться на бюджетных местах, при этом платит за учебу их родное государство. Поэтому часть казахских абитуриентов поступает в высшие учебные заведения Урала самостоятельно. Уральский государственный университет в основном работает с индивидуальными контрактниками. Эта группа имеет обыкновение из иностранцев частично превращаться в россиян: происходит естественная миграция. Другая часть приезжает к нам учиться по договору между предприятиями и образовательными учреждениями и уже с дипломами возвращается на родину.
В УГТУУПИ из примерно 400 обучающихся иностранцев 120 — граждане Казахстана. Эта страна держит здесь второе место по количеству иностранных студентов после Узбекистана. Технический университет имеет представительство в Костанае, через которое набирает абитуриентов. По оценке проректора по международным связям Сергея Шанчурова, образовательные контакты с Казахстаном будут расширяться. Потребность в разных специалистах в соседнем государстве растет. При этом по ряду актуальнейших направлений, например современным методам добычи металлов, специалистов там никогда не готовили, и привычнее ориентироваться на Урал.
В Уральском государственном горном университете (УГГУ) казахстанцы лидируют в числе иностранных студентов, и в основном это «договорники». Недавно сотрудники уральского вуза проехали по казахской земле, провели презентации в школах, техникумах и на предприятиях.
В результате были сформированы две группы (по 40 и 20 человек), которые на следующий учебный год приедут в Екатеринбург для получения высшего образования.
Подробнее об урало-казахстанских контактах рассказывает начальник управления международной деятельности УГГУ Владислав Беляев:
— В Казахстане наблюдаются «ножницы» между потребностями в специалистах, особенно горного и горнодобывающего профиля, и их наличием. Мы в состоянии помочь эти «ножницы» ликвидировать.
У России, Урала в частности, есть мощные конкурентные преимущества. Первое — традиция. Мы близки географически, отношения между гражданами дружелюбные, толерантные, нет проблем психологической совместимости разных национальностей. Наконец, нас не разделяет языковой барьер. Я знаю, свои услуги сейчас активно предлагает Китай. Там образование дешевле, однако два года у студентов уходит на освоение языка.
Второе преимущество — техническое единство. В Казахстане наш еще советский парк техники, обслуживающий персонал включен в эту инфраструктуру. Во многом техника устарела, требует обновления, но те же процессы протекают и у нас, техническое перевооружение идет параллельно.
Третий момент связан с самим образованием и его качеством. Уральский государственный горный университет имеет авторитет на просторах Казахстана. Дело в том, что мы поставляем специалистов «под ключ», им не требуется время на переучивание и привязку к местности: практику и стажировку в заключительный период учебы они проходят на своих или родственных предприятиях.
— Вы в основном сотрудничаете с крупными предприятиями?
— Не только. Но направление движения указывают именно крупные концерны: корпорация «Казахмыс», которая входит в пятерку мировых лидеров по добыче меди; концерн «Казатомпром»; градообразующее предприятие Джезказганский горнометаллургический комбинат; Казмунайгаз; Экибастузуголь…
Возможны разные подходы к решению проблемы специалистов. На некоторых предприятиях идут путем более быстрым и дешевым, чтобы заполнить пустующую нишу: краткосрочные курсы, переподготовка работающих. Можно привезти готовых специалистов из России — тоже выход. Ежегодно в рамках горно-промышленной декады в университете проводится ярмарка выпускников, их «покупают» и казахстанские предприятия. Но те руководители, которые мыслят стратегически и думают о перспективах, выбирают путь целевой подготовки.
У меня вызывает уважение, например, такой факт. В районе Балхаша открыто новое месторождение меди — Актогайское. Проведены расчеты, какие специалисты, в каких количествах понадобятся с ходом его разработки. Учитывается также то, что для старых месторождений требуются новые способы добычи полезных ископаемых и квалифицированные в этом вопросе специалисты. Возможно, «казахское чудо», о котором сейчас много говорят, и заключается в умении смотреть вперед.
— Сколько стоит образование для иностранцев?
— Если для россиян оно колеблется в пределах 46 — 52 тыс. рублей в год, то для иностранцев нижняя планка в УГГУ установлена в 60 тыс. рублей в год, верхняя зависит от специальности и объема образовательной услуги.
— Ваш прогноз на перспективу?
— Пока все работает на увеличение спроса. Это огромный рынок, который важно не упустить. Но, знаете, и нам есть чему поучиться у Казахстана. Например, отношению государства к сфере образования. Речь идет не о разовых финансовых вливаниях, а о регулярности, о долгосрочной государственной стратегии. Стране для дальнейшего развития и процветания нужны грамотные люди; ставка на образование делается в государственном масштабе. Образованный человек сам по себе меняет социум и служит катализатором движения общества — это все лучше понимают в соседнем Казахстане.