Бум с треском
Сергей Сорвин |
— Налицо бум революционного характера. Вполне естественно, что мы просто не успеваем следить за изменениями, чтобы откорректировать процесс. Нас как регулирующий орган, например, очень тревожит тот факт, что рост объемов кредитования населения сопровождается ростом рисков банковской системы. Возникает необходимость увеличения резервов из-за возможной их недооценки.
Как выяснилось, проблема высоких рисков на рынке потребительского кредитования волнует не только регулятора. Управляющий Екатеринбургским филиалом банка « УралСиб» Вячеслав Григорьев: «Мы должны доводить до населения информацию о том, что, интенсивно включаясь в программу кредитования, оно подвергает свой бюджет экономическим рискам: наступит момент, когда люди просто не смогут рассчитаться по долгам. Банкирам стоит подумать над тем, как эти риски минимизировать».
Заместитель председателя правления Банка24.ру Борис Дьяконов предложил коллегам больше внимания уделять не столько кредитным, сколько операционным рискам: «Если я выдал деньги не тому заемщику, это риск процедуры. Если неправильно работает цикл сбора просроченной задолженности — это тоже операционный риск. Нам, например, очень помогает в этом вопросе инструмент стандартизации бизнес-процессов — система ИСО-9001».
Именно уровень технологий, а не стоимость пассивов — один из ключевых факторов успеха в борьбе за массового клиента. «Чтобы оперативно обслуживать клиента, нужно задействовать больше сотрудников, использовать более сложные технологии, а это — дополнительные расходы», — подчеркивает председатель правления КБ «Драгоценности Урала» Олег Меркурьев. Важнейшая составляющая технологии — информационные системы. Чтобы быть конкурентоспособными, банкам необходимо заменить действующие автоматизированные банковские системы (АБС), потому что они рассчитаны на корпоративную клиентуру. Дело это недешевое, и здесь банкиры единодушны: необходимо объединять усилия в защите интересов перед разработчиками программных продуктов. Инициатива исходила от директора по стратегическому развитию Уралвнешторгбанка Даниила Сандлера: «Банков много, а разработчиков мало. И вопрос стоит так: кто кому будет диктовать условия. Сейчас разработчики говорят: купите серверный комплекс, и тогда разработанная нами программа заработает. Я думаю, банки способны ответить: ваша новая программа должна работать на нашем серверном комплексе». Идею поддержал заместитель председателя правления Свердловского губернского банка Роман Горулев: «Наш банк сейчас не занимается экспресс-кредитами как раз потому, что действующая АБС не способна поддерживать технологии массового обслуживания. Поэтому мы решили приобрести совершенно новую АБС с мощной ритейловой частью стоимостью около 1 млн долларов. Для регионального банка это очень серьезные вложения. Мы с удовольствием объединим усилия для снижения цен».
Еще один пункт, по которому банки увидели необходимость консолидации, — мошенничество. Похоже, банкиры сами не ожидали, что опасность угрожает им с трех сторон — от заемщиков, персонала банков и магазинов-однодневок, созданных для получения кредитов через подставных лиц. Тему поднял директор Уральского территориального управления РОСБАНКА Алексей Мизюлин: «Очень жаль, что за три года развития рынка мы не собрались обсудить этот вопрос. Не надо бояться выносить сор из избы. Нужно постараться вместе предпринять какие-то реальные шаги. Очень скоро мы столкнемся с необходимостью подавать иски в суды на наших должников. Но все прекрасно понимают: наша судебная система не готова рассматривать такой объем заявлений на такие мизерные суммы, которые получают клиенты по программам экспресс-кредитования. И я вас уверяю, если мы ничего не предпримем, то останемся один на один со своими проблемами».
Мы неоднократно говорили о том, что мощная конкуренция стимулирует развитие ритейла в регионе. Теперь, как выяснилось, назрела объективная потребность в том, чтобы банки-соперники сели за стол переговоров. Иначе стремительный взлет потребительского кредитования может обернуться таким же стремительным падением.
Екатеринбург