«Растишка» для ИТ

«Растишка» для ИТ Чтобы сильно не потерять в кризис, ИТ-компаниям необходимо ориентироваться на внедрение проектов с быстрой отдачей, переходить на продукты с высокой добавленной стоимостью и инвестировать старт-апы.

Pейтинг ИТ-компаний Урало-Западносибирского региона подвел итоги 2008 года (см. «ИТ не приоритете», «Э-У» № 17 от 11.05.2009 ). Однако ситуация изменилась радикально. Для ее обсуждения «Эксперт-Урал» собрал за круглым столом представителей крупнейших компаний региона, ИТ-директоров предприятий-клиентов и независимых аналитиков. Тему обозначили так: «Развитие ИТ-рынка: когда начнется новый рост».

Павшие и нетронутые

Генеральный директор компании «Наумен» Александр Давыдов начал с того, что рейтинг компаний за 2008 год слишком позитивен: «Год поделился на две части - до октября и после. Провал в четвертом квартале составил примерно 20% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Конечно, по итогам всего года мы выросли на 30%, но до плана процентов 15 недобрали».

У генерального директора компании «Галактика-Урал» (поставщик комплексных решений по автоматизации) Сергея Осадчикова иное мнение: «Водораздела в 2008 году мы не наблюдали. Предприятия, работающие с крупными проектами, продолжали их реализовывать. Вот в 2009-м мы остро почувствовали влияние кризиса: ИТ-бюджеты зарезаны, новых проектов практически никто не начал».

Менеджер по развитию бизнеса в Уральском регионе компании Columbus IT Дмитрий Мазеин считает, что проектный бизнес за последние полгода просел на 20%.

Однако, по его мнению, позитив возможен:
- Сложно сказать, что рынок растет, но зачатки есть. Наши клиенты, которые до кризиса развивались особенно бурно, используют ситуацию временного затишья для продумывания стратегии выхода на лидирующие позиции, рассматривают внедрение информационных технологий в бизнес-процессы как один из инструментов, позволяющих решить эти задачи.

В целом софтверные компании от кризиса пострадали не слишком сильно. Некоторых он и вовсе обошел стороной. Например, у «СКБ Контура» в первом квартале прирост подключений к бухгалтерскому программному обеспечению (ПО) остался на прошлогоднем уровне, «1С» в мае удалось продать два проекта (это докризисный уровень). Директор компании «Геософт-консалт» (партнер «1С») Олег Бурнейко: «Я могу констатировать только резкое сокращение затрат на поддержку наших систем в сегменте малого и среднего бизнеса. Если раньше они в месяц покупали условно 20 часов, то теперь шесть».

Оптимистично настроены и веб-разработчики. По словам директора компании «Сумма технологий» Романа Рублевского, первый квартал показал две положительные тенденции. Во-первых, рекламодатели начали медленно перераспределять бюджеты в пользу интернет-продвижения (все ждали быстрого перераспределения в конце прошлого года, но его не случилось). Во-вторых, многие обратили внимание на продажу товаров посредством глобальной сети.

А вот дистрибьюторы оборудования жалуются. Директор компании «Эр-Стайл Урал» Владимир Анаскин:
- Банковский кризис начался еще в конце 2007 года, до нас он докатился уже во втором квартале-2008. Если в первые три месяца мы превысили план на 50%, то во вторые три роста не показали. У предприятий возникли серьезные проблемы с рефинансированием кредитов, что отразилось не только на закупке нового оборудования, но и на оплате уже поставленного. В итоге в третьем-четвертом квартале наша выручка снизилась на десятки процентов по сравнению с аналогичным периодом, а просроченная дебиторка на те же десятки процентов выросла. Софтверным компаниям в каком-то смысле повезло. Их главные затраты - интеллектуальная деятельность. Наши - закупка оборудования. Мы работали на 100% постоплаты, в итоге и пострадали больше остальных.

Как признали собравшиеся, вопреки распространенному мифу кризис не «выкинул» на рынок квалифицированные кадры. Искать их не стало легче. Зато гораздо проще набирать молодых специалистов. Заместитель генерального директора компании «СКБ Контур» Леонид Волков: «Каждый год мы объявляем интернатуру для студентов.  2008-м набралось с трудом шесть человек, в 2009-м уже записался 81. Причем из таких экзотических городов, как Ижевск, Псков, и совсем экзотических Москвы и Питера».

Рост в себе

2009 год ощутимо поменяет ИТ-рынок. Произойдет это прежде всего из-за смены приоритетов бизнеса. По словам генерального директора ГК «АСК» Евгения Шароварина, сегодня руководителей предприятий интересуют семь направлений информатизации:

- Первое - ПО, которое решает задачи консолидации отчетности, экономии и оптимизации оборотных средств. Второе - все, что наращивает объемы продаж, формирует новые каналы продвижения, повышает лояльность клиента, снижает зависимость от персонала. Третье - все, что касается экономии ресурсов и сокращения операционных издержек (затрат на электроэнергию, газ, услуги связи, внедрение решений по удаленной работе и т.д.). Когда приходишь к любому директору, он говорит примерно следующее: нарисуешь мне на салфетке выгоду - я подпишу контракт. Четвертое - замена всех приобретенных лицензий на ПО на договоры аренды. Пятое - информационная безопасность. Шестое - ПО, помогающее консолидировать отчетность: для руководителей недостаточно данных «верхнего уровня», они хотят контролировать все до последнего выписанного счета. Наконец, седьмое - интернет-сервисы.

По мнению участников круглого стола, сроки разработки и внедрения программ должны быть максимально сокращены. Клиенты хотят получить отдачу как можно скорее.

Олег Бурнейко: «ИТ-компаниям надо менять технологию внедрения решений. Если раньше стандартная схема включала в себя проведение исследования, описание всех бизнес-процессов, то сейчас это никому не нужно. Нужны технологии, которые внедряются в течение месяца. Чем короче срок, тем меньше затрат».

Необходимость быстро отбить затраты и внедрить технологию, очевидно, уведет заказчиков от комплексной автоматизации - руководители будут решать локальные задачи. Леонид Волков:

- В последние годы многие говорили, что предприятиям непременно нужна комплексная автоматизация. А в качестве антитезы приводили другой подвид - лоскутную, которую изображали, как некий жупел. Но для российских компаний лоскутная автоматизация подходит гораздо больше. И многие руководители сейчас начали это осознавать. Если раньше они внедряли SAP, просто чтобы был или чтобы повысить капитализацию, то теперь начали задумываться о внедрении действительно эффективных решений.

Лоскутная автоматизация, необходимость оперативного внедрения и экономии средств приведут к одному - популяризации отечественного софта. Примеры уже есть. Александр Давыдов: «В этом году на семинар по нашему Service Desk собралось в три раза больше народу, чем в прошлом. Это явный признак того, что интерес к отечественному тиражному софту растет».

Соответственно инвестировать отечественным ИТ-компаниям нужно не в проникновение в растущую отрасль (до конца 2009 года вряд ли что-то будет расти), а в отдельные проекты с быстрой отдачей, максимально соотнесенные с потребностями бизнеса. Причем ставку надо делать на увеличение доли товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью: продавать продукты с маржой не 10% (например, просто поставлять оборудование), а 90% (интеграция, разработка ПО). Занимающимся внедрением проектов это вполне по силам.

Еще одно направление для инвестиций в 2009 году - кадры с идеями. В предыдущие годы внутри крупных компаний шел один и тот же процесс: талантливые сотрудники, проработав пять-шесть лет, уходили и делали собственные старт-апы. Сейчас это движение прекратилось: инвесторов найти сложно, риск потерять все слишком велик. В итоге сложился приятный для покупателя дисбаланс - денег мало, идей много. Соответственно дешево можно купить очень качественный продукт. Как выразился Леонид Волков, «сейчас надо скупать все старт-апы со страшной силой».

Банально, но факт: чтобы инвестировать, надо откуда-то взять деньги. Кредиты на инвестпроекты, по признанию участников круглого стола, сегодня банки не дают: у ИТ-компаний нет ликвидных залогов. На деньги предприятий-заказчиков надеяться тоже не приходится. Выход один - уповать на государство.

Через посредника

Взаимоотношения государства и ИТ-компаний развиваются в трех направлениях. И в каждом есть недостатки. Первая точка пересечения - реальный сектор экономики. Как заявил Сергей Осадчиков, если правительство в срочном порядке не станет вкладывать в предприятия деньги, ИТ-компаниям тоже не поздоровится: «Наши разработки в мире не востребованы, они пользуются спросом на внутреннем рынке. Соответственно выйти за рубеж мы не можем. На мой взгляд, сейчас нужно больше запускать инфраструктурных объектов, они потянут за собой остальные».

Александр Давыдов выдвинул радикальную идею - лишить госмонополии выбора подрядчиков ИТ-проектов:
- Всем известно, что, например, РЖД используют Service Desk компании Hewlett Packard. То есть госмонополия может выбирать, какой технологией пользоваться.

А я выбирать, какой железной дорогой передвигаться внутри страны, при этом не могу. Нужен четкий запрет от государства: госмонополия не должна использовать иностранные разработки, если есть отечественный аналог.
Вторая точка пересечения - госзаказ.

И здесь самая большая проблема - организация тендерной системы. Олег Бурнейко: «Госзаказчик выбирает подрядчика с закрытыми глазами. Главный критерий тендера - не качество продукта, а цена. Мы пишем какие-то сравнительные таблицы, просчитываем эффективность, но все это не имеет значения. Кроме того, на этапе входа в проект мы практически ничего не знаем о заказчике».

Участники обсуждения уверены: технологию тендеров нужно менять. Идеальная модель - западная. Крупному заказу должны предшествовать несколько мелких. По их исполнении госзаказчик может определить подрядчика большого проекта.

Олег Бурнейко считает, что государству сегодня стоит задуматься, почему у нас катастрофически низкий уровень управления предприятиями. «На Западе любой управленец знает, что такое бюджетирование, а у нас таких очень мало. Недавно я был на предприятии, где на 300 работников 15 бухгалтеров. Зачем? Чтобы на бумажках как-нибудь объяснить руководству, что происходит с финансами на заводе. Государству надо выделять кредиты не на закупку станков, а на развитие ИТ-инфраструктуры и на повышение образованности в этой сфере руководства».

Владимир Анаскин указывает, что проблема госзаказа даже не в плохих управленцах, а в отсутствии контроля за исполнением: как расходуются средства, какие решения внедряются и т.д. Еще лучше - ввести личную ответственность за управление госзаказом.
Третья точка пересечения - государственные инициативы в области ИТ. Эта составляющая вызывает у ИТ-специалистов больше всего вопросов. Например, директор НП «Клуб профессионалов АСУ Урала» Светлана Целовальникова указывает на закон о персональных данных (вступает в силу с 1 января), по которому все они должны быть защищены. «Соответственно, все, у кого есть клиентская база, попадают в зону риска. Неожиданно на предприятие может нагрянуть прокуратура (как она это делала в случае с нелицензионным Windows) и приостановить его работу. Закон написан очень непонятно, придраться силовикам будет легко. И самое опасное, что об этом нормативном акте мало кто знает». Внедрять новые системы безопасности должны лицензированные ИТ-компании, но как это грамотно сделать, пока вопрос.

Леонид Волков более радикален: этот закон, да и все инициативы государства в области ИТ появляются либо ради наживы, либо из-за непонимания процессов, происходящих в отрасли (см. «Деньги в никуда»).

Но, несмотря на очевидные и ощутимые недостатки, практически все руководители ИТ-компаний считают, что взаимодействовать с государством необходимо. Хотя бы потому, что у него единственного есть деньги. Евгений Шароварин: «Все говорят, что госзаказы сложные, неприбыльные. Неправда, мы работаем с госзаказами. Нормально. Выгодно. Государство - особенный заказчик, с ним надо играть по иным правилам».

В качестве примера господдержки участники круглого стола привели Китай (опустим пока разницу в ментальности, горизонтах планирования и т.д.). Там ИТ-компаниям дают длинные деньги, поэтому они могут, не упираясь в рентабельность, развивать бизнес (например, в Китае при 30-процентном пересыщении рынка банки все равно кредитуют производство микроволновок). В итоге китайские производители, повысив качество продукции, выходят на мировой рынок со 100-процентной маржой и сметают всех конкурентов. Нечто подобное в России позволит ИТ-компаниям вырасти на внутреннем рынке, чтобы, наконец, стать конкурентоспособными на мировом.

Дополнительные материалы: 

Деньги в никуда

Леонид ВолковГосударственные инициативы поддержки ИТ-отрасли либо носят «распилочный» характер, либо отражают непонимание чиновниками современного состояния рынка, считает заместитель генерального директора компании «СКБ Контур» Леонид Волков

- Условно все инициативы можно поделить на три группы. Первые носят откровенно «распилочный» характер. Например, программа «Электронная Россия» (целевая программа информатизации страны. - Ред.). В ее разработку вкачаны огромные деньги, но по сути ничего не сделано.

Недавно мне попалась на глаза записка о мерах поддержки малого бизнеса, составленная Набиуллиной на имя Шувалова (министр экономического развития РФ и первый зампред правительства РФ соответственно. - Ред.). В ней сказано: предприятия малого и среднего бизнеса, ведущие электронный документооборот с госорганами, имеют право на возмещение затрат на организацию данного процесса. На первый взгляд, мы все должны прыгать от счастья. Но если задуматься, то не дай Бог этой мере заработать. Тут же будет создана карманная компания-оператор документооборота, которую государство будет настоятельно рекомендовать всем малым и средним предприятиям, претендующим на льготу.

Вторая группа инициатив носит скрытый «распилочный» характер. Например, закон о персональных данных, который накладывает на все структуры, вплоть до детских садов, обязательства по их защите. Это означает, что практически всем предприятиям придется внедрять новые системы безопасности. Наверняка во всех госзаведениях интеграцией будут заниматься определенные компании.
В то же время принимается решение о передаче функций лицензирования деятельности в области защиты информации в регионы. Теперь я вместо одной лицензии должен получать 83. Очевидно, что все это делается в рамках некого ЗАО «ФСБ».

Третья категория инициатив отражает, вероятно, прекраснодушное и полное непонимание государством реалий ИТ-рынка. Например, налоговые льготы для экспортеров софта. Но наши разработчики еще внутри страны вырасти не успели. Мертвому припарка: ИТ-компании (кроме Касперского, у которого и так все хорошо) ничего не приобретут, государство ничего не потеряет.

Или обратный пример - освобождение от НДС софтверных компаний. Разработчики инициативы полагали, что федеральный бюджет не досчитается всего 250 млн рублей. Но только мы в прошлом году сэкономили 150 миллионов. Нам, конечно, хорошо, но из-за просчета чиновников госказна лишилась немалой части поступлений.

Два последних показательных примера в этой категории - инициативы создания национальной операционной системы и распространения в школах софта с открытым кодом. Зачем? Microsoft мы не победим, а бурное развитие веб-сервисов через два-три года сотрет с лица земли понятие свободного программного обеспечения. Впечатление такое, что нас отбросило в лучшем случае на десять лет назад.

Подготовил Сергей Ермак


Материалы по теме

Иногда нужно изобрести велосипед

Сохраняйте спокойствие

Мелкий и мягкий

Ловцы сетью

Кульманы — в музеи

Чушь собачья