Курс на сближение

Курс на сближение Чтобы поднять качество высшего образования, университеты должны рассчитывать не только на федеральные деньги,
но и на широкое международное и внутрироссийское взаимодействие.

Hа прошедшей в преддверии Российского экономического форума в Екатеринбурге конференции «Россия и Азия в условиях глобальной экономической нестабильности» представители ведущих вузов Москвы, Санкт-Петербурга и Урала собрались на круглый стол, посвященный перспективам создания сети федеральных и исследовательских университетов. Поскольку объявление новых кандидатов на этот высокий статус власть пока затягивает, обсуждение быстро перешло в несколько иное русло: вузам приходится находить другие способы выхода на международный уровень качества образования, рассчитывая в основном на себя, а не на бюджетное финансирование.
Наиболее передовые российские и уральские вузы уже давно поняли, что конкурировать за студентов приходится не только между собой, но и с ведущими мировыми университетами. «Без интеграции в глобальное научное сообщество российские университеты не смогут выжить, - утверждает проректор Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ, Москва) Андрей Яковлев. - Мы уже находимся в ситуации глобальной конкуренции, когда сильные студенты выбирают, куда им поехать учиться: в Европу, в Москву или в США. Если ориентироваться только на свои стандарты, мы просто отстанем».

Взгляд на Запад

Во многом проблема качества образования связана с развитием сильной магистратуры. По словам министра образования Свердловской области Александра Соболева, если в российских вузах магистров около 1,5%, то, к примеру, в Китае их почти 30%, а в одном из наиболее известных университетов США, Массачусетском технологическом институте, - 57%. В российских вузах у развития международной магистратуры - множество проблем.

- Есть два основных препятствия, - говорит проректор Российской экономической школы (РЭШ, Москва) Виктор Полтерович. - Первое: студенты должны знать математику и английский язык. Второе - у нас просто не хватает преподавателей, способных прочитать курсы почти по всем предметам на магистерском уровне, и почти нет учебников.

- Если в 90-х годах мы могли «снять сливки» с рынка преподавателей, то в 2000-х конкуренция между вузами обострилась, - поддерживает коллегу Андрей Яковлев. - Стало не хватать сильных преподавателей. Поэтому с начала 2000-х мы начали выделять ресурсы на развитие и стимулирование кадров.

Один из этих механизмов - научный фонд ГУ-ВШЭ: он выделяет внутренние гранты на исследования и участие в конференциях. Другой - институт междисциплинарных исследований, который позволяет преподавателям приглашать иностранных коллег для реализации совместных программ.

Еще один вариант - обучение собственных молодых преподавателей. Виктор Полтерович:
- Когда школа только открылась, мы приглашали западного преподавателя читать продвинутые курсы. К нему прикрепляли молодого человека, который способен говорить по-английски и усвоить этот курс в качестве ассистента. Если это добросовестный человек, после одного-двух раундов он мог самостоятельно прочитать курс. Так за короткое время вы создаете нового преподавателя.

Поначалу в РЭШ все курсы, за исключением математики, читали западные профессора. Теперь сюда приглашают молодых российских профессоров, которые получили докторскую степень на Западе.

Все свои

Впрочем, для региональных вузов, имеющих ограниченные ресурсы, такая модель подходит не всегда: средств на приглашение иностранных профессоров у них просто нет. Выходом может стать взаимодействие с ведущими московскими или петербургскими вузами.

- У нас есть центр выездных семинаров: РЭШ устроила около 20 таких мероприятий в разных городах России, - рассказывает профессор РЭШ Алексей Савватеев. - Собираются 20 - 30 преподавателей из нескольких городов, оставляют на неделю свои вузы и проходят интенсивный недельный семинар, который ведут наши профессора, после чего прорабатывают курсы для своих университетов. Второй способ - приглашать преподавателей из регионов для модульной стажировки в Москве. Они погружаются в сверхинтенсивное обучение и приезжают домой совершенно другими людьми. Это огромный шаг вперед для регионального университета.

Еще одна проблема во взаимодействии с иностранными вузами - неразвитость российского рынка труда и экономики в целом.
- Дело в том, что лучшие западные университеты готовят специалистов для глобального рынка, в то время как российские ориентируются на внутренний рынок труда и на его особенности, - говорит профессор Европейского университета (Санкт-Петербург) Владимир Матвеенко. - В 80-х годах западная экономика проходила через процесс внедрения научных методов в массовое производство и управление. Российская экономика еще не дошла до такого уровня. Мы делаем ставку на Российскую академию наук, которая не распалась за эти годы, продолжает вести сильные исследования и имеет связи с государственными структурами.

На взаимодействие с Академией наук рассчитывают и в Екатеринбурге: здесь работают почти два десятка институтов РАН.

- Чтобы переходить на новый уровень качества образования, нужно магистратуру делать массовой, - говорит проректор Уральского государственного университета Алексей Иванов. - Но в таком случае профессоров просто не хватит. Где их взять? Нам повезло, что в Екатеринбурге есть отделение РАН: это постоянный источник высококвалифицированных научных кадров и преподавателей.
Впрочем, даже в этом случае остается проблема региональной замкнутости и притока свежей крови. Для поддержания высокого уровня университетам в любом случае придется сотрудничать, обмениваться преподавателями и передовым научным и образовательным опытом, иначе конкурировать с мировыми лидерами они будут не способны.


Материалы по теме

Одной идеи мало

Эх, раз. Еще раз?

Креатив на потоке

Тяга к переменам

Две большие разницы

Научить рисовать за полчаса