Территория монополии
Финансовые системы большинства регионов Урала развиваются по принципу «сильные предприятия — сильные банки». Такая ситуация характерна для Свердловской, Челябинской, Тюменской областей, Башкирии. В Зауралье, соответственно, слабый промышленный сектор не стал локомотивом для кредитных учреждений. Единственный субъект федерации, где эта логика не работает, — Пермская область. На фоне достаточно продвинутой и мобильной промышленности банковский сектор развит хуже, чем в других субъектах Урала. Причем по количественным параметрам Пермь нисколько не уступает соседям: здесь зарегистрировано 11 региональных банков и 31 филиал иногородних. В Свердловской области, к примеру, 28 самостоятельных банков конкурируют с 21 филиалом других территорий, в Челябинской области — эта пропорция 11 к 34. Однако качественные характеристики значительно хуже: в рейтинг «Эксперт РА» по величине активов за 2004 год вошел лишь один самостоятельный банк Прикамья.
В Пермской области как нигде сильны позиции Сбербанка — это и определяет специфику банковского сектора территории. Нарушить монополию в свое время пытался Александр Смоленский: принадлежавший ему банк «СБС-АГРО» имел в Перми весьма мощный бизнес. Как известно, банк обанкротился после кризиса 1998 года. И если в других областях Урала лучшая клиентура СБС-АГРО разошлась по самым разным учреждениям, в том числе региональным, то в Перми ее перетянул в основном Сбербанк, проводящий агрессивную политику на рынке. Он забирал клиентов не только СБС-АГРО, но и других московских организаций, не выдержавших кризиса, например, Инкомбанка. Более слабые пермские банки не сумели воспользоваться ситуацией. Все это и способствовало резкому усилению влияния Пермского Сбербанка. К 2000 году, когда началась реорганизация филиальной сети Сбербанка, на долю Пермского подразделения приходилось 90% вкладов населения, привлеченных банками, работающими в Пермской области, более 50% средств корпоративных клиентов, находящихся на счетах кредитных учреждений, зарегистрированных в Прикамье, 70% от общего кредитного портфеля банков области. Самое главное — Западно-Уральский Сбербанк единственный, кто имел (и сейчас имеет) разветвленную сеть филиалов в городах и районах области. И тот факт, что он был выбран в качестве опорной территориальной структуры Сбербанка в Западно-Уральском регионе (в него вошли отделения в Пермской области, Удмуртии, Коми-Пермяцком АО и республике Коми), еще больше усилил монопольные позиции.
Сегодня низкий уровень конкуренции во многом определяет и количество, и качество банковского сервиса в Перми. На 1 января 2005 года объемы банковских активов составили 30% от валового регионального продукта Пермской области, тогда как в среднем по России — 42,5%. Такие данные прозвучали на совещании по вопросам развития банковской системы, которое недавно провел еще в должности вице-губернатора Никита Белых. Он заявил, что сектор развивается плохо, его роль в экономике Пермской области мала. По его мнению, необходимо разработать совместную программу действий администрации Пермской области и банковского сообщества, направленную на усиление конкуренции за счет как развития собственно региональных банков, так и привлечения ведущих игроков рынка с других территорий.
Лидеры и аутсайдеры
Между тем практика показывает: именно состояние конкуренции во многом определяет динамику самого перспективного сегмента банковского ритейла — кредитования населения. Пермская область находится лишь на четвертом месте по этому показателю среди субъектов Урала. По информации бизнес-портала «Росфирм Пермская область» (http://59.rosfirm.ru), в Прикамье активно развивают потребительское кредитование около 19 банков, 20 имеют продукты по автокредитованию, пять — ипотечные программы. Точную статистику структуры кредитного портфеля привести сложно, однако практически все банкиры считают, что доля Западно-Уральского Банка Сбербанка на рынке кредитования населения в Перми составляет 60%, на регионалов приходится 10 — 11%, остальное — у кредитных учреждений других территорий. (Для сравнения: в Челябинской области на долю последних приходится примерно 12%, а местные, наоборот, занимают почти половину рынка.) Помимо Сбербанка наиболее заметными игроками в Прикамье эксперты считают филиалы Внешторгбанка, банка «УралСиб», а также местные «Урал Ф.Д.» и «Камабанк». За прошлый год объем кредитного портфеля в «Камабанке» увеличился в 1,5 раза (до 380,159 млн рублей), в его структуре преобладает автокредитование (78,2%), за ним следует потребительский сегмент (10,6%), а на ипотеку приходится всего 1,1%. Пермский филиал «УралСиб» увеличил объемы розничного кредитования в пять раз (с 75 до 350 млн рублей), в планах — нарастить объемы кредитования по Пермской области в течение этого года до 700 млн рублей.
С точки зрения продуктового ряда рынок Прикамья развивается классически. До 2004 года были представлены только связанные экспресс-кредиты (за 30 минут прямо в торговых залах). Их развивают преимущественно инорегиональные банки — «Русский стандарт», Home Credit & Finance Bank, «Драгоценности Урала» (Свердловская область). Затем распространились более совершенные технологии кредитования в офисах наличными: такие услуги появились не только у иногородних («Внешторгбанк», «УралСиб»), но и местных учреждений («Камабанк», «Урал Ф.Д.»). Довольно распространен кредит на потребительские нужды (до двух лет) под поручительство других лиц. Наконец, постепенно начинает завоевывать рынок и самый современный вид кредитования — по пластиковым картам. Правда, в отличие от других регионов, где овердрафт уже приближается к категории массового продукта, в Перми его предлагают единицы.
Растущий автокредит
Банки, работающие в Прикамье, больше всего продвинулись в сфере автокредитования, полагает заместитель директора некоммерческой организации «Пермский банковский союз» Илья Георгадзе. И все потому, что активность начали проявлять региональные структуры — «Урал Ф.Д.», «Камабанк». Конкуренция заставляет участников рынка совершенствовать продукты, упрощать оформление документов, словом, делать кредиты все более доступными.
Как показало исследование регионального рынка автокредитования, проведенное Пермским банковским союзом, на нем работают больше половины банков, представленных в регионе. В среднем они дают кредит на 80% от стоимости автомобиля, средняя процентная ставка — около 18% годовых, максимальный срок кредита — пять лет. Как правило, банки кредитуют физических лиц на покупку новых автомобилей. Лишь единицы дают заем на приобретение подержанных машин.
С пермскими банками в сегменте жестко конкурируют инорегиональные, причем не только московские и екатеринбургские. Так, Райффайзенбанк не имеет филиала в Перми, но является официальным партнером Toyota, поэтому автомобиль этой марки в пермских салонах можно купить в кредит, который обслуживает ближайший филиал Райффайзена в Екатеринбурге.
Управляющий пермским филиалом банка «УралСиб» Константин Долонин отмечает, что кредиты на иномарки вообще востребованы: «Раньше были популярны изделия отечественного автопрома, сейчас спрос на кредиты начинает уходить в сегмент дорогих машин. Автосалоны в принципе охотно идут на сотрудничество, так как их владельцы заинтересованы в увеличении продаж и их устраивают выгодные условия банка». «Предоставление покупателям возможности приобрести машину в кредит становится чем-то вроде правила хорошего тона», свидетельствует Илья Георгадзе. По приблизительным подсчетам, в кредит реализуется более 50% автомобилей, продаваемых в торговой сети области.
Ипотека дремлет
Менее активно в области развивается ипотека. Основной игрок на этом рынке — опять же Сбербанк. Он располагает долгосрочными ресурсами и работает по собственной программе, в итоге за 2004 год рост ипотечных кредитов по Западно-Уральскому банку Сбербанка составил 247%.
У региональных банков длинных ресурсов нет. Единственный способ для них зайти на этот рынок — участие в федеральной программе Агентства ипотечного жилищного кредитования, то есть рефинансирование сделок через его оператора, Пермский областной ипотечный фонд жилищного кредитования. Однако Сбербанку они пока не конкуренты. По данным Пермского банковского союза, в 2004 году через фонд выдано ипотечных кредитов всего на сумму около 55 млн рублей. Константин Долонин связывает это со сложностью оформления документов, жесткими условиями отбора заемщиков, повышенными требованиями к обеспечению и самому оформлению кредита. Илья Георгадзе считает, что в целом развитие ипотеки тормозит тот факт, что многие люди получают зарплату неофициально, «в конвертах», и не могут подтвердить доход справками.
Между тем спрос на жилье в Перми очень высок. Ведущий специалист отдела маркетинга «Урал Ф.Д.» Елена Ильиных говорит, что ежемесячная сумма аренды квартир приблизительно равна ежемесячному платежу по ипотечному кредиту и составляет около 7 тыс. рублей. Это дает основания экспертам рассчитывать на рост популярности ипотеки.
Впрочем, низкая активность не мешает развитию общих для рынка негативных тенденций, например — мошенничества. Пермские банкиры констатируют: на рынке кредитования участились случаи невозврата кредитов. Единственный эффективный способ борьбы с этим явлением — участие в кредитных бюро, а впоследствии создание скоринговых систем.