Американские грабли
В 70-х годах прошлого века началась знаменитая массовая миграция американского среднего класса из крупных городов в закрытые загородные анклавы, огороженные шлагбаумами и бетоном от внешнего враждебного мира.
Парадоксально, но одной из важнейших причин этой тенденции, имевшей фоном рост благосостояния всех слоев населения, включая беднейшие, социологи считают либерализацию американскими законодателями «хулиганских» статей, в результате чего полиция перестала обращать внимание на молодежь, баловавшуюся граффити и распивавшую спиртное в общественных местах. Средний класс наконец понял, что его дети не могут спокойно гулять по грязным паркам, и в течение двух десятилетий переехал в пригороды. Часть городских районов превратилась в рассадники преступности, скопления грязи и асоциальных элементов. Только к концу 80-х, когда был восстановлен общественный контроль за безопасностью, начался обратный процесс.
Та же причина сегодня гонит людей с достатком чуть выше среднего в строящиеся в уральских городах островки Европы. Потеря среднего класса для старых районов в долгосрочной перспективе может оказаться смертельной. Значит ли это, что идея комплексного освоения территорий ошибочна? Вовсе нет, тем более что и особых альтернатив в забитых точечной застройкой областных центрах нет. Просто в новой реальности мы на все привыкли смотреть с экономической точки зрения.
Среда обитания зависит не только и не столько от количества вложенных в нее денег, есть и другие критерии измерения ее качества, и важнейший из них — уровень социального капитала. Этот термин введен знаменитым американским социологом Джеймсом Коулманом и обозначает уровень нормальных отношений в сообществе, основанных на взаимопомощи и честности. Как и финансовый, социальный капитал должен воспроизводиться, а если уровень его невысок, нужно искать пути наращивания.
С этих позиций опасность для городской среды представляют спальные и деловые районы, пустеющие поочередно днем и ночью и создающие пространство для криминала и асоциальных элементов, а значит, снижающие социальный капитал. Равно как и окраины вокруг рухнувших промышленных гигантов советской эпохи, теряющие средний класс и все более походящие на анклавы бедности.
Но закрытые зоны проживания среднего класса, как показывает западный опыт, тоже не увеличивают социальный капитал, провоцируя индивидуализм и склонность все купить за деньги, включая отношения…
Реализация проводимых в этом номере (он будет распространяться по всей стране) идей «перемешивания» социальной среды, таких как строительство социального жилья в рамках проектов комплексного освоения и перепрофилирование промышленных зон, осуществима только при активном участии властей и общественной поддержке. И сейчас, на старте проектов комплексной застройки, самое время начать этим заниматься, чтобы не пришлось через 30 — 40 лет решать проблему исправления социальной среды деградировавших кварталов путем их массового сноса, как это недавно случилось с проектами массового строительства монофункциональных районов эпохи 50-х в крупнейших городах Америки