Факторинг конкуренции
Подъем ставок и ужесточение условий кредитования затормозили рост экономики в первом квартале. В этой ситуации некоторые предприниматели начали пристальнее присматриваться к факторингу, а банки - активнее осваивать этот вид финансовых услугАналитический центр «Эксперт-Урал». Aналитический центр «Эксперт-Урал» составил рейтинг банков Урала и Западной Сибири по итогам первого квартала 2012 года.
В начале года кредитная активность традиционно падает: совокупные активы банковской системы региона за три месяца сократились на 0,1%. Исключение на этом фоне - Сбербанк: плюс 5,2%. Активы самостоятельных банков Урала и Западной Сибири хоть немного (на 1,8%), но увеличились. Основной вклад внесли несколько крупных региональных банков: УБРиР, СКБ, Сургутнефтегаз, «Кольцо Урала». В целом же тенденция схожа с общероссийской: из 72 банков у 34 мы видим сокращение активов. При этом капитал продолжил расти (по всем банкам в совокупности на 2,9%), в основном за счет прибыли - ее на 23% больше, чем в первом квартале прошлого года. Несколько хуже ситуация в малых банках: девять из них показали убытки.
Ставки по корпоративным кредитам, взлетевшие на фоне кризиса ликвидности, по-прежнему держатся на уровне прошлого года, и это во многом объясняет низкий спрос на банковские кредиты со стороны крупных компаний. В целом по России корпоративный портфель не увеличился вообще, на Урале ситуация чуть лучше: региональные банки нарастили его в среднем на 1,1%, но эти цифры опять же сделали три крупных банка, а в 32 мы, наоборот, увидели сжатие.
Чуть лучше ситуация в сегменте потребительского кредитования: среднестатистический показатель - плюс 6,4%, среди уральских банков - 6,9%. Отдельные игроки демонстрируют динамику выше. Например, сегмент кредитов частным лицам в СКБ-банке, имеющем сеть по всей стране, расширился на 13,8%. Поддерживают потребкредиты высокий уровень конечного спроса на товары и услуги, а также благоприятная ситуация на рынке труда.
На фоне низкой динамики кредитного портфеля увеличились вложения банков в ценные бумаги, как в целом по стране (плюс 3,1%), так и по региону (15%).
Объемы средств на расчетных счетах в первом квартале выросли, и снова за счет Сбербанка (+5,6%) и группы госбанков (+15%). Без них остатки на счетах по системе уменьшились бы на 0,6%. Статистику уральских банков, формально выдавших плюс по этому показателю, спасли несколько кэптивов (Сургутнефтегазбанк, Кредит-Урал банк, Углеметбанк), а у 43 мы зафиксировали снижение остатков.
Ставки по депозитам населения по-прежнему велики (9,5 - 11% годовых). Однако несмотря на приличный уровень доходности (инфляция в феврале - марте составляла в годовом выражении 3,7%), темпы привлечения средств во вклады нельзя называть высокими: срочные рублевые для физических лиц выросли по стране на 4,1%, в уральских банках - на 3%. Впрочем, это тоже объяснимо: далеко не всем банкам нужны столь дорогие пассивы, у 29 банков региона объем вкладов сократился. У многих уральских банков мы видим избыток ликвидных активов, который они размещают в МБК и ценные бумаги. Тем самым они реализуют стратегию увеличения кредитного портфеля без наращивания пассивной базы, а путем сокращения ликвидных активов. Вклады до востребования сократились у всех групп банков, что понятно: полученные к новому году премии граждане давно потратили.
Допсервис
Замедление темпов роста кредитования юридических лиц отчасти связано еще с одним фактором - ужесточением требований банков к заемщикам. В этой ситуации определенная группа клиентов, которой постоянно нужны оборотные, начала чаще обращаться к услугам факторинга. Тенденция роста спроса на этот вид сервиса наблюдалась весь 2011 год: по данным специального исследования рейтингового агентства «Эксперт РА», в целом по России рынок вырос на 77%, его объем агентство оценивает в 880 млрд рублей.
Из почти тысячи российских банков по России услуги факторинга оказывают 80. Общий портфель банковского факторинга на начало года составлял 0,7% от кредитного портфеля предприятиям. Правда, оборачиваемость средств у факторинга значительно выше: 5 - 6 раз за год против 1,5 - 2 у кредитов. Отметим также высокую концентрацию рынка банковского факторинга: на начало этого года первые три банка в рейтинге по объему уступленных требований «Эксперт РА» (Промсвязьбанк, ВТБ факторинг и Альфа-банк) удерживали долю в 54%, а первые десять - 80% портфеля.
Как к этому виду услуг относятся лидеры банковского бизнеса? Как выяснилось, из 20 крупнейших банков России семь оказывают услуги факторинга сами, пять делают это через дочерние компании, еще у трех факторинг заявлен в услугах, но объемы невелики, а у пяти (включая Сбербанк и Райффайзенбанк) нет даже упоминания на сайте. Региональные банки тоже не имеют большого интереса к факторингу как к способу зарабатывания. «У нас есть факторинг, но мы рассматриваем его скорее как дополнительный сервис для наших клиентов, а не продукт, который мы активно продвигаем», - говорит член правления банка «Снежинский» Дмитрий Кофанов. Председатель комитета по стратегическому развитию совета директоров ОАО «Челиндбанк» Олег Мишин объясняет небольшой интерес к этому виду сервиса наличием высоких рисков, а те операции, которые сегодня отражены в балансе, по его мнению, носят нерегулярный характер. Из 30 крупнейших уральских банков на сайтах 16-ти факторинг как услуга не обозначен.
Еще одна особенность сегмента - примерно равное соотношение банковских и небанковских организаций, оказывающих эти услуги. Так, из 35 участников рейтинга «Эксперт РА» 18 относятся к первым, 17 - ко вторым. Впрочем, это деление весьма условно: большинство факторинговых компаний созданы при банках, а значит, можно говорить лишь о разных формах участия банков в этом бизнесе.
Опрос экспертов выявил две основные причины создания специальных структур, оказывающих клиентам услуги факторинга. Во-первых, это высокие требования ЦБ к качеству задолженности и оценке рисков (необходимость создавать резервы при малейшей просрочке, производить оценку рисков в соответствии с требованиями ЦБ), во-вторых, конкуренция с обычным кредитованием. Нередко продажу этого продукта передают тем же подразделениям, которые занимаются кредитованием, и при отсутствии мотивации продвигаются кредиты, а не факторинг.
Таким образом, на рынке факторинга в регионе в основном работают крупные игроки - специализирующиеся на этом виде услуг банки, имеющие штат, опыт, программное обеспечение (в этом виде сервиса важной составляющей является электронный документооборот). Они предлагают клиентам не только финансирование под уступку дебиторской задолженности, но и системы управления этой задолженностью. Кроме того, в пакет услуг крупных игроков входят дополнительные, например реверсивный и тендерный факторинг. Многие позиционируют факторинг как комплексную услугу, которая помогает компаниям оптимизировать расходы, однако, как показывает практика, пока бизнес чаще всего интересует возможность профинансировать сделку или поставки в кратчайшие сроки. Именно в расчете на такого клиента на рынок в последнее время вышло много игроков, в результате конкуренция выросла, а стоимость факторинга вниз пошла. Еще несколько лет назад он был дороже кредита, а сейчас практически сравнялся в цене. Правда, по критерию ценообразования сопоставлять компании невозможно: у каждой свои особенности. Мы попросили директора дивизиона «Уральский» НФК Валерию Вялкову привести в пример формулы расчета:
- У нас существуют две структуры комиссий. В первом случае стоимость факторинговых услуг складывается из стоимости предоставления денежных средств (годовая процентная ставка). Она определяется средневзвешенной оборачиваемостью финансирования и стоимостью факторингового обслуживания, которое в свою очередь зависит от объема требований, переданных на обслуживание клиентом НФК. Во втором случае, при безрегрессе, комиссия включает в себя комиссию за использование денежных требований и выглядит как процент от накладной. Величина этой комиссии также будет зависеть от средневзвешенной оборачиваемости и объема переданных требований.
В расчете на новый спрос
Основной спрос на факторинг на Урале уже много лет предъявляют торговые компании. Похоже, эта тенденция не меняется. По словам Валерии Вялковой, 98,6% клиентов НФК в регионе - это торговые и производственные компании, отгружающие продукцию в адрес покупателей с отсрочкой платежа, совсем незначительное количество клиентов (1,14 %) - компании сферы услуг.
- Исследование НФК, в ходе которого были опрошены представители многих отраслей сферы услуг, таких как кейтеринг, клининг, рекрутинг, BTL, ИT, показало: интерес к факторингу есть не только в традиционных отраслях-пользователях. По нашим оценкам, работа с компаниями сферы услуг принесла бы российскому рынку факторинга дополнительные 100 млрд рублей, - говорит Валерия Вялкова.
В этом году и аналитики, и игроки роста рынка на 70% не ждут, в лучшем случае он увеличится еще на четверть. Во-первых, скажется эффект высокой базы, во-вторых, рынок будут тормозить законодательные ограничения. Год назад, в июле 2011 года, вступили в силу новые правила регулирования оборота алкогольной продукции, в соответствии с которыми договоры с условием исполнения обязательств в пользу третьих лиц, договоры об уступке требований стали считаться ничтожными. Участники рынка пролоббировали изменения, они внесены в Госудуму, однако сколько времени уйдет на их принятие, не ясно. Между тем, как говорит Валерия Вялкова, по приблизительным подсчетам, объем оттока финансирования из алкогольной отрасли по этой причине достиг примерно 10 млрд рублей.
Второй подарок законодателя - изменения с июля этого года банковских нормативов (инструкция № 110). По ним, перечисление средств для целей финансирования клиента со счета одного банка на счет другого, что происходит при факторинге, считается рискованной операцией, соответственно, вводятся повышающие коэффициенты. Это естественным образом приведет к стоимости факторинговых услуг.
В целом рынок достаточно стабилен, на нем работает определенный круг заинтересованных игроков. А значит, ни резкого всплеска, ни резкого падения здесь ожидать не стоит.