Дорого переночевали
Hа Урале прошла очередная Ночь музеев.Лидером по количеству участников, как и в прошлые годы, стал Екатеринбург: двери для посетителей открыли около 50 площадок (в 2010-м - 33). Среди новичков - Областной музей истории медицины, музей истории циркового искусства, музей гимназии № 9, Дом художника. Также посетителей традиционно пригласили Камерный театр, зоопарк, кинотеатр «Салют». Свои музеи организовали телекомпания «Четвертый канал» и оператор «Билайн». Площадки проекта в Екатеринбурге посетили более 65 тыс. человек (год назад - около 45 тысяч). Лидерами посетительского интереса, как и в прошлом году, стали фотографический Музей Метенкова, выбравший итальянскую тему с игрой в «Мафию», поеданием пасты и другими активностями, зоопарк, предложивший увлекательную детскую программу, и Музей истории Екатеринбурга (МИЕ). Здесь сделали ставку на максимальный интерактив. Посетители соревновались, например, в узнавании планет на ощупь (модели находились внутри черных ящиков: тяжеленный булыжник символизировал Юпитер, нечто похожее на сырую изрезанную картошку - Марс; уверенно люди узнавали только Сатурн - по кольцам, а также Землю - внутри ящика лежали камни и текла вода). Там же можно было попробовать настоящую еду для космонавтов и посидеть в бесформенных креслах, обещающих ощущения невесомости.
Интерактивом порадовала Свердловская киностудия: посетители взахлеб фотографировались в киношном реквизите и участвовали в съемках в качестве массовки.
Исключительным позитивом стало то, что организаторы Ночи разработали специальные музейные маршруты - классический (туда, например, вошли Музей ИЗО, краеведческий музей, МИЕ, Дом Метенкова), «арт-гурман» (для любителей изобразительного искусства), молодежный, семейный и «хэви-металл» (в основном музеи технической направленности). Также к плюсам можно отнести работу 24 площадок до пяти утра (в прошлом году подавляющее большинство закрылось до полуночи). Однако справиться с застарелыми проблемами Екатеринбургу не удалось. Во-первых, программы по преимуществу свелись к экскурсионному обслуживанию (иногда с небольшими бантиками). Во-вторых, стоимость билетов, причем на совершенно обычные экспозиции, доходила до 300 рублей (европейская идеология предполагает бесплатное посещение). В среднем Ночь обошлась в тысячу рублей на нос. На наш взгляд, отговорки, мол, если вход сделать бесплатным, то в музеи повалит пьяная бескультурная молодежь, - не аргумент. Таких можно отсечь и пятью десятками рублей. Складывается впечатление, что для большинства екатеринбургских музеев проект служит не средством привлечения посетителей, а возможностью навариться, по сути, не неся дополнительных затрат.
В других городах Урала Ночь оказалась значительно менее масштабной. В Челябинске акция традиционно растянулась на несколько вечеров - с 13 по 20 мая. Посетители могли лицезреть инсталляции Улли Бемельнанн «Переплетения» и «Созерцание», заглянуть в мир кукол, посмотреть на историю Челябинска в фотографиях. Пожалуй, наиболее интересную программу представила Картинная галерея: там прошли историческая игра, костюмированная экскурсия, концерт, а также дискуссия «Имеет ли современное искусство право на существование». В Перми музеи посетили около 10 тыс. человек: работали Пермская художественная галерея, предложившая обширнейшую программу «Музеи и память», состоящую из пяти условных площадок - концерты, мастер-классы, экскурсии, игры, беседы. Дом Мешкова организовал званый ужин с лотереей, музыкантами и файер-шоу. PERMM провела квест, круглый стол и позволила создавать арт-объекты детям. Причем Пермь, несмотря на небольшое количество площадок, показала лучшую организацию: вход был бесплатным, а программы интересными.