Как все
Нижневартовск, который иронично называют экономической столицей России за расположенное здесь самое крупное российское месторождение нефти, испытывает такие же финансовые и социальные трудности, как и остальные муниципалитеты моногородов.Из иллюминатора самолета город, второй по численности в Ханты-Мансийском автономном округе, больше похож на плавательный бассейн, поделенный на зоны вместо гирлянд поплавков автодорогами. «Из Нижневартовска если машиной поедете, то только по трассе: пять метров вправо-влево - утонете в болоте», - поясняет пассажир в соседнем кресле. Собеседник гордо называет себя коренным вартовчанином, хотя приехал в Западную Сибирь в 70-х. Тогда с открытием нефтяных месторождений сюда отправляли лучших специалистов СССР. Многие приехали из Башкирии и Татарстана, где на тот момент истощились запасы углеводородов. Поэтому местное население так любит сабантуй.
Определить, что десятки тысяч людей прибыли на этот клондайк (все-таки 20% российской добычи) одномоментно - несложно: город застроен типовыми панельными многоэтажками. Разглядеть местные красоты в бетонной чащобе - проблема.
Я получил в мэрии заверения о том, что город можно обойти минут за 40, но гулял по улицам часа четыре, пока окончательно не заблудился в промзоне - бесконечной веренице складов и предприятий. Расспрашивать прохожих оказалось бесполезно: мигранты и по-русски с трудом говорят. Нашел попутчика. Уроженец Таджикистана, он приехал по приглашению четырехмесячной давности от родственника, который работал в сервисной компании, обслуживающей нефтяников. Теперь компания закрылась, дядю сократили, а мигрант решил попытать счастья в Сургуте.
Полтора часа по пыльным окраинам - и мы выходим на набережную. Это самое красивое место в городе. Воды в реке Обь по-весеннему мутноватые, но местных рыбаков это не смущает. По выложенным плитам гуляют парочки и мамаши с колясками. Городскую идиллию нарушают лишь крики монтажников с соседней стройки и монотонное гудение крана.
Жилой дом вместе со мной рассматривают еще двое - семья Трумаковых. Ее главе, 27-летнему нефтянику, кажется, что здание возводят слишком медленно. Квартиру взяли в ипотеку. А зарплата поскромнела: вроде и не урезают ее, а лишь оптимизируют производственный процесс, но в итоге на руки люди получают меньше. Персонал пока не трогают, но могут перевести на четырехдневку или отправить в отпуск без содержания. Официальные цифры по безработице мизерные - около тысячи человек: для города на 240 тыс. жителей менее 1% трудоспособного населения. Но стоит махнуть рукой на улице и остановится обязательно нефтяник в отпуске без содержания. Вот и получается, что не так уж в городе замечательно. Как везде (см. «Люди за бортом, «Э-У» № 5 от 09.02.09 ; «Питер для бедных», «Э-У» № 16 от 27.04.09 ; «От бокситов к природе», «Э-У» № 17 от 11.05.09 ).
Нефть дешевле - жизнь хуже
Доля предприятий ТЭК в структуре городского промышленного комплекса - около 80%. Падение цен на нефть более чем в четыре раза сделало добычу углеводородов невыгодной. По мнению главы администрации города Бориса Хохрякова, такое положение не могло не сказаться на экономике города:
- Общее падение уровня зарплат привело к тому, что впервые за последние годы сократилась собираемость налога на доходы физических лиц. А это один из основных собственных источников наполнения бюджета. В общей сложности городская казна похудела на треть (доходная часть сократилась с 13,7 до 8,58 млрд рублей, расходная - с 13,7 до 9,05 млрд рублей). Нам пришлось приостановить действие многих муниципальных программ, сохранив главные направления - социальные льготы, своевременную выплату зарплат и пособий.
Нынешняя корректировка бюджета - наверняка не последняя. Нижневартовск - дотационный город, зависит от трансфертов из регионального бюджета. Как будет наполняться бюджет Югры, станет ясно во второй половине года. По мнению губернатора автономного округа Александра Филипенко, в муниципалитетах оставили наиболее стабильные источники доходов, именно поэтому их бюджеты сократились в среднем только на 20%. Основной удар принял на себя бюджет региональный.
Самые значительные изменения в Нижневартовске претерпела программа строительства: она уменьшена на 1,89 млрд рублей и составила всего 606 миллионов. По словам мэра, главная задача - сохранить объемы строительства. Темпы возведения жилья за пять лет увеличены более чем в три раза, по итогам 2008 года введено в эксплуатацию свыше 120 тыс. кв. метров жилья. Но чтобы закрыть жилищный вопрос, необходимо еще около 1,5 млн квадратов. Это практически треть от существующего жилфонда.
Не на месте
Понятно, что жизнь города целиком зависит от положения добывающих предприятий - «ТНК - Нижневартовск», Нижневартовского нефтегазодобывающего предприятия, Самотлорнефтегаза. Несмотря на массу договоренностей о встречах, получить комментарии от них не удалось. В ход шли телефонные звонки, ссылки на окружную администрацию и уральское полпредство. Только на одном предприятии меня согласились принять. Часа два его искал, потом часа три ждал, наблюдал, как перед офисом плитку кладут, но директор так и не явился. А уже на выходе разговорился с менеджером среднего звена. Так вот, по его словам, о ситуации на производстве никто не распространяется: «Зачем сеять панику, причем не только среди горожан, но и среди всего населения России. Подождите, вот вырастет нефть в цене, тогда и поговорим. Про увольнения и сокращения информация преувеличена».
Разъяснения удалось получить только в московском офисе ТНК-ВР:
- Падение цен на нефть и мировой финансовый кризис заставили нас несколько пересмотреть бизнес-план на 2009 год. По сравнению с 2008 годом капитальные затраты сокращены примерно на 10%. В то же время выделены приоритетные проекты, финансирование которых не сократится. Среди них инвестиции в геологоразведку и добычу на зрелых месторождениях, на которые приходится основной объем добычи. Прежде всего речь идет о Самотлоре (Нижневартовск). ТНК-ВР поставила задачу в ближайшие годы сохранить на нем объем добычи (в последнее время - около 30 млн тонн в год: это достижение для столь зрелого месторождения).
Не стоит напрямую связывать кризис и оптимизацию численности работающих: совершенствование оргструктуры - процесс непрерывный. Эта работа проводилась в компании и до кризиса, продолжится и в дальнейшем. Другое дело, что неблагоприятная экономическая среда по объективным причинам заставила более энергично решать вопросы, которые ранее тормозились. Еще в октябре был прекращен прием на работу, закрыты вакансии. Массовых высвобождений благодаря заблаговременно проделанной работе удалось избежать.
Изменения носили не глобальный, точечный характер. Это подтверждает и уровень безработицы в Нижневартовске, где ТНК-ВР - предприятие градообразующее.
Чем бизнес пахнет
Никогда бы не поверил, что в нефтяном городе развит малый бизнес. Казалось бы, зачем? И так доходы приличные. Но здесь к предпринимательству сложилось особое отношение. Старожилы рассказывают, что вартовчане всегда, еще до открытия месторождений, обладали особой коммерческой жилкой. А когда в 90-х многие потеряли работу, большинство ушло в бизнес. Вчерашние юристы и управленцы заставили с собой считаться не только городские, но и региональные власти, рассказывает президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Нижневартовска Сергей Землянкин:
- Почему такое сообщество не сложилось, например, в Сургуте или Нефтеюганске, где торговлей преимущественно занимаются мигранты? Все просто, эти города находятся на магистралях, там миграция населения всегда была высокой. А Нижневартовск расположен в стороне, случайные люди сюда практически не приезжают. Наверное, во всех городах есть китайские рынки, а у нас нет. Пять лет назад местный бизнес принял решение не пускать иностранцев на рынок в целях безопасности. До этого события Федеральная миграционная служба выписала 115 разрешений для китайцев в обход города. До сих пор эта цифра не выросла, причем граждане КНР торгуют в павильоне, а не на рынке. Мы полгода отстаивали сокращение упрощенки (единого налога на вмененный доход) в десять раз. После этого нас стали приглашать в качестве экспертов в Госдуму для оценки Налогового кодекса.
В мой приезд бизнес ополчился против повышения арендных ставок от 2 до 10 раз. В одном из торговых павильонов хозяин минут 40 доказывал, что не в состоянии платить большую сумму: цены на продукты тогда тоже взлетят в разы. Чтобы успокоить предпринимательское сообщество, окружная администрация десантировала в Нижневартовск одного из замов губернатора. Вероятно, и в этот раз ТПП удастся настоять на своем.
Предприниматели долго находились в конфронтации с мэрией. Общий язык нашли только с последним главой. Власть не вмешивается в бизнес, но рыночные отношения регулирует.
Борис Хохряков подчеркнул, что власть и бизнес выступают в роли равноправных партнеров, розничная и оптовая торговля входят в тройку лидеров по присутствию в экономике города:
- У нас есть такая шутка, что расписание авиарейсов диспетчеры отслеживают по запаху, - все самолеты, которые улетают из Нижневартовска, пахнут колбасой и хлебом. Эта продукция пользуется спросом. Разумеется, малый бизнес производит не только продукты питания, сегодня трудно назвать виды экономической деятельности, которые еще не охвачены субъектами малого и среднего бизнеса. В городе работает около 2 тыс. предприятий сегмента. По этому показателю Нижневартовск в Югре лидирует. Последние годы предприниматели все чаще выступали в роли инвесторов, вкладываясь в развитие города.
Куда дальше
Понятно, что только на малом бизнесе экономику города не вытащить. Как сказал один из бизнесменов, автомобили мы делать не умеем, компьютеры тоже, а вот нефть добывать или дома строить в 50-градусный мороз - это пожалуйста. Будущее города так или иначе завязано на нефтянку. Власть и крупный бизнес вынашивают идею развития нефтеперерабатывающих отраслей. Существуют перспективы утилизации попутного нефтяного газа, а он есть на каждом нефтяном месторождении. Планируется строительство завода битума, что позволит в разы повысить качество и увеличить долговечность автомобильных дорог.
Ограничения в развитии власть усматривает только в несоответствии объемов полномочий, переданных муниципалитетам, и средств на их реализацию. Расходные обязательства возлагаются на региональные и местные бюджеты федеральными законами без предоставления источников их финансирования - это характерно не только для Нижневартовска, но и для большинства муниципалитетов РФ. «Мы неоднократно поднимали вопрос, что изначально при распределении полномочий был нарушен принцип реформы «мой мандат - мой бюджет». Многочисленные изменения в распределении полномочий ни разу не сопровождались изменением финансовой базы», - подводит итог Борис Хохряков.
...Уже на железнодорожном вокзале я познакомился с семьей потомственных нефтяников: они дедушку к родственникам в Казань отправляли. Сначала все собирались уехать - жить и работать, потом - только старшее поколение. В итоге сошлись на 80-летнем дедуле. Спрашиваю, отчего не уехали. Говорят: «Подумали как следует. Красиво у нас здесь все-таки. Зарплаты меньше стали, но все равно больше, чем в соседних регионах». Так вот, тот самый дедуля наотрез отказался в поезд садиться, остался в Нижневартовске. Пришлось чемодан через окно отдавать...
О безработице в Югре
Правительство Югры приняло программу стабилизации ситуации на рынке труда. Документ регламентирует численность и категории кандидатов на профессиональное обучение и переподготовку, организацию общественных работ и временного трудоустройства, стажировку безработных, в том числе выпускников. Есть положения об оказании адресной поддержки, включая организацию переезда для трудоустройства в другие регионы, о содействии развитию малого предпринимательства и самозанятости. Общее число участников программы - около 12 тыс. человек, на ее реализацию направляется 311 млн рублей, в том числе 289 миллионов - из федерального бюджета. Документ направлен на сохранение кадрового потенциала в социально значимых отраслях и сдерживание роста безработицы в пределах 2,4%.