Химию в портфель
Фото - Андрей Порубов |
Новая тенденция — игроки химической отрасли становятся открытыми. «Компании выходят из тени, они начали публиковать реальные финансовые показатели, в том числе прибыль», — подтверждает аналитик ИК «ЦентрИнвест груп» Максим Иванов.
Впереди всех
Самую высокую рентабельность среди уральских химиков второй год демонстрируют единственные российские производители хлористого калия — ОАО «Уралкалий» (Березники, Пермский край) и ОАО «Сильвинит» (Соликамск, Пермский край). Оба продолжают наращивать производство. Первый увеличил выпуск калийных удобрений на 7,6% (до 5,4 млн тонн), второй — на 17% (до 4,94 млн тонн). Отметим, что мощности «Сильвинита» попрежнему растут быстрее. Как говорит гендиректор предприятия Петр Кондрашев, цель «Сильвинита» — в течение двухтрех лет выйти на уровень 5,3 млн тонн. «Урал-калий» к 2008 году планирует увеличить производство до 7 млн тонн.
Калийная отрасль сегодня наиболее прибыльна в химпроме благодаря хорошему спросу на мировых рынках и высоким ценам. Аналитики «Уралкалия» констатируют: «Объем мирового рынка калийных удобрений в 2002 — 2005 годах увеличился на 25%. В течение последних лет рынок периодически сталкивался с дефицитом хлористого калия: это повлекло рост цен. За прошлый год на ключевых рынках мира цены на удобрения выросли на 10 — 20%. Ожидается, что спрос будет увеличиваться ежегодно не менее чем на 2 — 3%. В среднесрочной перспективе ввод в строй новых мощностей по производству хлористого калия в мире не прогнозируется, поэтому тенденция к росту цен на удобрения сохранится». Петр Кондрашев не исключает, что спрос может вырасти и на 5%, при этом динамику цен прогнозировать не берется. А Максим Иванов говорит, что цены и спрос на калийные удобрения останутся высокими до 2010 — 2012 года: на это время анонсируется запуск новых мощностей, в частности в Аргентине.
Одна из серьезных проблем для производителей хлористого калия из СНГ («Уралкалия», «Сильвинита» и ПО «Беларусь-калий») — отсутствие скоординированной политики. Вместе они могли бы консолидировать около 35% мирового рынка калийных удобрений и стать глобальным игроком наряду с североамериканской группой производителей (во главе с PotashCorp.). Предпосылки для этого есть. Еще в 1992 году была создана Международная калийная компания (МКК), через которую все три предприятия вели экспортные поставки. Но в 2000м «Уралкалий» вышел из состава МКК. А в 2005м с этим трейдером расстался и «Беларуськалий»: он создал собственную структуру — Белорусскую калийную компанию (БКК). После переговоров президента Белоруссии Александра Лукашенко с председателем совета директоров «Уралкалия» Дмитрием Рыболовлевым (контролирует 80% акций компании) в БКК вошло и березниковское предприятие. «Сильвинит» предложение получил, но к партнерам не присоединился.
Как говорят в «Уралкалии», смысл БКК — в создании единого канала сбыта для производителей постсоветского пространства: «Уралкалия», «Беларуськалия», «Сильвинита». Такая компания стала бы крупнейшим поставщиком на международные рынки и позволила за счет прямого ценообразования оптимизировать издержки, повысить экономическую эффективность операций, получать оперативную и достоверную информацию о рынке с тем, чтобы учитывать ее в производственной и инвестиционной деятельности.
С 1 января 2006 года «Уралкалий» и «Беларуськалий» должны были перевести свои экспортные товаропотоки на БКК. Поскольку БКК не может договориться о ценах на поставки с рядом мировых потребителей, в частности с Китаем, оба производителя в первом квартале продемонстрировали снижение объемов продаж и финансовых показателей. Максим Иванов оптимистичен: он считает, что китайцы просто закупили большие объемы калийных удобрений впрок и теперь пытаются выторговать для себя лучшие условия. Когда запасы закончатся, ситуация исправится, полагает аналитик. Но гендиректор «Сильвинита» Петр Кондрашев, признавая необходимость объединения усилий трех предприятий, считает, что причины неудач БКК гораздо серьезней (см. «Рынок — вещь управляемая»).
Не попасть в зону риска
У производителей азотных удобрений — ОАО «Минеральные удобрения» (Пермь) и ОАО «Азот» (Березники) — все сложней, хотя по итогам 2005 года они, как и калийщики, продемонстрировали наивысшие показатели. «Азот» на 3% увеличил объемы продаж, основной вклад в выручку компании внесла реализация аммиачной селитры (45%), карбамида (32%) и товарного аммиака (8%). Мощности по выпуску аммиака на предприятии были загружены на 90%. «Минеральные удобрения» увеличили выпуск аммиака на 3% (до 450 тыс. тонн), карбамида на 5% (до 515 тыс. тонн), уровень загрузки достиг 100% и 114% соответственно. Однако, как отмечают аналитики, за сильными финансовыми результатами стоит в первую очередь повышение цен на азотные удобрения на мировых рынках.
Высокие цены — «закономерный результат роста цен на энергоносители на мировых рынках. Цена на азотные удобрения напрямую зависит от конъюнктуры на рынке нефти и газа. Фактически она сегодня находится на том уровне, когда дешевле продавать просто нельзя», — говорит гендиректор «Минеральных удобрений» Геннадий Шилов. По его словам, падение спроса в ближайшее время не предвидится: «На мировом рынке существует определенный баланс. В целом объемы потребляемых удобрений мало меняются, просто происходит перерас-пределение ниш присутствия среди производителей. К примеру, сегодня закрывают предприятия в Европе, производство уходит в другие страны».
Большим риском для производителей азотных удобрений может стать повышение тарифов на газ на внутрироссийском рынке (сегодня в среднем 36 — 38 долларов за 1 кубометр). Отечественные переговорщики по проблемам вступления России в ВТО заняли достаточно жесткую позицию и настаивают на том, что страна не будет повышать тарифы до международного уровня. Но рост цен внутри России постоянно лоббирует ОАО «Газпром»: на днях концерн обратился в правительство РФ с просьбой повысить цены на газ в 2007 году на 22 — 24% (против предложения Федеральной службы по тарифам в 15%). «Газ — основное сырье для производства аммиака. Но даже при ценах в 60 — 70 долларов за кубометр газа азотное производство в России будет рентабельным. Для сравнения: в Америке кубометр газа стоит 300 долларов», — говорит Максим Иванов. Чтобы не попасть в зону риска, указывают сами азотчики, они проводят серьезную модернизацию производства, направленную на снижение расхода газа и, таким образом, уменьшение затрат на сырье.
В 2006 году на руку российским производителям сыграет повышение цен на газ для Украины. (Напомним, в начале года был подписан протокол, по которому Украина получает газ на границе с Россией по цене 95 долларов за кубометр.) Это приведет к увеличению себестоимости азотных удобрений на украинских заводах (ЗАО Северодонецкое объединение «Азот», ОАО «РовноАзот», ГП «Одесский припортовый завод» и других) и нивелирует эффект от их конкурентного преимущества в виде удобного географического положения — близости к европейским рынкам сбыта и портам. В итоге прогнозируется сокращение производства и экспорта украинской аммиачной селитры.
Другая подотрасль, напрямую зависящая от стоимости газа, — выпуск метанола. По итогам 2005 года ОАО «Метафракс» (Губаха, Пермский край) увеличило производство этой продукции на 19,7% (до 838,8 тыс. тонн). Страховкой от роста цен на газ для предприятия стала реализация проектов углубленной переработки метанола, которые компания начала три года назад (см. «Обратная реакция», «Э-У» № 19 от 24.05.04). А 5 апреля этого года на площадке «Метафракса» открыли новую установку промышленных смол мощностью 30 тыс. тонн в год (см. «Просмолить Урало-Поволжье», «Э-У» № 14 от 10.04.06).
Нацелены на рост
Позитивную динамику производственных и финансовых результатов показали по итогам 2005 года стерлитамакские «Каустик» и «Сода» (оба — под управлением холдинга «Башкирская химия»). «Каустик» увеличил производство кальцинированной соды на 6,5% (до 238,5 тыс. тонн) и поливинилхлорида (ПВХ) на 1,4% (до 161,8 тыс. тонн). На «Соде» физические показатели не раскрывают, но, судя по финансовым данным, год для предприятия также выдался удачным. «Положительное воздействие оказало, кроме благоприятной конъюнктуры на мировом и внутреннем рынках, увеличение объемов производства и реализации основных видов продукции: кальцинированной соды и цемента. Тенденция позитивна, в дальнейшем предприятие нацелено на развитие производства именно этих видов продукции», — считает аналитик ИК «Финам» Анастасия Сарапульцева.
В 2005 году «Башкирская химия» приняла инвестиционную программу развития входящих в нее компаний. Документ подразумевает, что к 2010 году производство ПВХ на «Каустике» вырастет в три раза до 450 тыс. тонн в год, а кальцинированной соды на «Соде» — в 1,4 раза до 2 млн тонн в год. Если заявленные планы будут выполнены, к 2010 году холдинг сможет контролировать более 50% российского рынка ПВХ и около 70% — кальцинированной соды.
Дополнительный стимул росту «Соды», считает Анастасия Сарапульцева, придаст вступление России в ВТО: «У компании появятся шансы на расширение рынков сбыта, в основном в странах Азии и Восточной Европы. При этом внутренний рынок кальцинированной соды и цемента растет высокими темпами». Аналитик «Финама» не исключает возможность вхождения предприятия в состав создаваемой сейчас «Русской содовой компании», подконтрольной совладельцу «Русснефти» Михаилу Гуцериеву: «Объединение российских содовых производителей позволило бы более эффективно использовать ресурсы предприятий и соответствовать международным стандартам качества, что крайне важно при вступлении в ВТО».
Владельцы «Русской содовой компании» (главный актив — Березниковский содовый завод в Пермском крае: производство кальцинированной соды в 2005 году составило 455 тыс. тонн) вынашивают амбициозные планы. В апреле Михаил Гуцериев заявил, что в 2006 — 2007 годах около 600 млн рублей предполагается вложить в строительство второй очереди на Березниковском содовом заводе. Еще 3 млрд рублей будет направлено на строитель-ство на территории Пермского края завода архитектурного стекла (для его изготовления применяется кальцинированная сода) по технологии американской компании PPG. Проект предполагается реализовать до 2008 года.
Несмотря на заманчивые перспективы, вхождение «Соды» в «Русскую содовую компанию» маловероятно. Общеизвестно, что власти Башкортостана противятся приходу на их предприятия внешних инвесторов.
Выход из тени
Благоприятная конъюнктура рынка, наблюдающаяся практически по всем видам химической продукции с 2004 года, сделала свое дело. За прошедший год капитализация компаний отрасли выросла в 2 — 5 раз: так, рыночная стоимость «Уралкалия» увеличилась в 2,5 раза до 85,8 млрд рублей, «Сильвинита» — в четыре раза до 31,5 млрд рублей. «Химические компании достигли справедливой стоимости», — констатирует Максим Иванов. По его словам, немаловажно и то, что в прошедшие год-два предприятия начали демонстрировать истинные финансовые показатели, в частности, многие стали уходить от трансфертного ценообразования и торговли через аффилированных посредников, на счетах которых оседала значительная часть прибыли.
Совокупность четырех факторов — роста производства, высоких цен, упорядочивания корпоративной структуры и прозрачности компаний — заставила обратить к отечественному химпрому взоры портфельных инвесторов. Так, в конце 2005 года международный инвестфонд Templeton скупил на рынке 3,223 млн акций (0,15% от уставного капитала) «Уралкалия». Рыночная стоимость пакета оценивается в 4 млн долларов. На рынке говорят, что в последние годы в реестре компании появляется все больше портфельных инвесторов из числа крупных инвестфондов.
Небольшие игроки (к примеру, «Азот» или «Минудобрения») пока не привлекательны для международных инвестиционных фондов. По мнению Максима Иванова, «они не прошли листинг на фондовых биржах и торгуются на внебиржевом рынке. Это останавливает осторожных инвесторов». Однако если сами компании займутся проектами повышения рыночной стоимости своих акций, интерес портфельных инвесторов им будет обеспечен.
От крупных компаний аналитики, следуя логике, теперь ожидают IPO: это станет еще одним аргументом в их пользу для портфельных инвесторов. За исключением шинного холдинга «Амтел» никто в химии/нефтехимии первичное размещение акций еще не проводил. Правда, о таких планах уральские компании пока не заявляют.
Участие в подготовке материала принимала Юлия Якушева, АЦ «Эксперт-Урал»
Дополнительные материалы:
Рынок — вещь управляемая
При условии скоординированной политики производителей хлористого калия в СНГ
Впервом квартале 2006 года у крупнейших калийных производителей СНГ — ОАО «Уралкалий» (Березники, Пермский край) и ПО «Беларуськалий» (Белоруссия) — возникли серьезные проблемы с экспортом. Так, изза «временного снижения объема продаж» российское предприятие сократило выручку на 0,8%, чистую прибыль на 11,1%. Объясняется это тем, что не заработала в полную силу Белорусская калийная компания (БКК) — новая структура, созданная для экспорта продукции производителей СНГ.
Соликамское ОАО «Сильвинит» переключать товарные потоки на БКК пока не спешит. Пользуясь ситуацией, оно наращивает поставки на мировой рынок (прирост выручки за первый квартал — 23,1%, чистой прибыли — 15,3%).
О перспективах рынка, предприятия и нового игрока рассказывает генеральный директор ОАО «Сильвинит» Петр Кондрашев.
— Петр Иванович, каковы ваши прогнозы динамики спроса на калийные удобрения?
— Ежегодное потребление калия в мире будет расти: пессимистический сценарий — на 2% в год, оптимистический — на 5%. Возможности для удовлетворения спроса есть сегодня только у канадских и российских производителей, реализующих проекты расширения производства. Мощности остальных игроков ограничены, а появления новых мы в ближайшие три года не ожидаем.
— Вас не смущает, что «Сильвинит» наряду с другими производителями калийных удобрений слишком зависим от экспорта?
— Конечно, это нельзя признать положительным моментом. Например, наши цены на калийные удобрения за прошедший год выросли на 34 доллара. Мы могли бы получить и большую прибыль, но против нас играло падение доллара по отношению к рублю (на 1,8% за 2005 год). Чтобы не сильно зависеть от экспорта, мы диверсифицируем сбыт: 18% производимого хлористого калия поставляем на внутренний рынок — для нас это «подушка безопасности». Наши потребители — заводы сложных удобрений и сельское хозяйство. Правда, аграрии немного снизили закупки (с 20 до 15 тыс. тонн в 2005 году). Конечно, это незначительно. Но кризис в сельском хозяйстве продолжается уже очень давно и не позволяет реализовать весь наш потенциал.
— Что будет с ценами?
— Прогнозировать сложно: игроков немного, и любое изменение товаропотоков способно привести к непредсказуемым последствиям. Повлиять может действие в Евросоюзе антидемпинговых мер в отношении поставок калийных удобрений из СНГ. «Сильвинит» имеет квоту на поставки в страны ЕС
650 тыс. тонн хлоркалия, после присоединения Восточной Европы, в том числе Литвы и Латвии, часть наших объемов была оттуда выдавлена. «Беларуськалий» лишили квот на поставки в Европу, а раньше белорусы поставляли только в Польшу порядка 600 тыс. тонн. Теперь эти объемы надо кудато пристраивать: как это отразится на рынке?.. Кроме того, создание нового канала — БКК — привело совсем не к тем последствиям, которые ожидались.
— Поясните, пожалуйста.
— БКК и входящие в нее компании позиционируют себя как лидеры. Но могут ли они действительно быть лидерами и наряду с канадцами выстроить рынок? Мировые производители ждут итогов переговоров БКК с китайскими потребителями: они длятся уже более шести месяцев. (Китайцы требуют, чтобы им был предоставлен дисконт в 30 — 40 долларов, который действовал ранее, а БКК настаивает на увеличении цен на 20 долларов. — Ред.). Многие изза отсутствия контрактов с Китаем остановили отгрузки на этот рынок и несут потери. На бразильском рынке, где сотрудники БКК ведут переговоры, наблюдается падение цен. И пока они падают, объемы расти не начнут. Рынок — все равно вещь управляемая. Вот если бы мы работали через БКК, я мог бы рискнуть спрогнозировать рыночную конъюнктуру.
Единственное преимущество «Сильвинита» в том, что объем нашего производства, наша логистика и качество позволяют нам в любой точке мира предложить товарную партию. А на формирование цен мы сегодня оказываем небольшое влияние.
— На каких условиях вы готовы войти в БКК?
— Мы не можем ставить и не ставим никаких условий. Мы делаем предложения, которые, по нашему мнению, поднимут эффективность БКК. Так, мы — за паритетное участие всех учредителей в управлении компании: логично распределить количество акций среди ее учредителей пропорционально объемам их производства. Кроме того, эффективность работы новой структуры могла бы повысить поочередная смена председателя наблюдательного совета БКК. Сегодня, согласно уставу, этот пост закреплен исключительно за представителем «Уралкалия». Прозрачность продаж в новой экспортной структуре, по нашему мнению, могли бы обеспечить три коммерческих директора по одному от каждого учредителя. За каждым был бы закреплен определенный сегмент мирового рынка. Генеральный директор БКК, по нашему мнению, должен быть представителем «Беларуськалия». Но на наши предложения мы пока не получили ответа. Белорусская калийная компания продолжает работать малоэффективно. Зачем мы будем вступать? Чтобы еще больше усугубить ее положение?
— Переговоры с БКК продолжаются?
— Нет, последние закончились в конце февраля.