Зачем нужны рейтинги вузов

Зачем нужны рейтинги вузов Присутствие вуза в международном рейтинге подтверждает, что его выпускники гарантированно соответствуют высшему уровню образования. Но бонусов экономике региона это автоматически не обеспечивает.

B сентябре прошлого года УрФУ вошел в число 500 ведущих вузов мира по версии рейтинга QS, второго по значимости в мире (подробнее см. «Пятьсот шагов до Кембриджа», «Э-У» № 37 от 19.09.11 ). Вхождение в международные рейтинги - ключевое требование государства к федеральным и научно-исследовательским университетам, отраженное в их программах развития. Акцент на рейтинги в качестве мерила выполнения программы модернизации ведущих вузов - следствие неспособности сформулировать критерии, адекватные целям развития системы высшего образования страны. И это не удивительно: не сформулированы и сами эти цели. В результате выбор международных рейтингов в качестве индикатора по сравнению с созданием собственной системы оценки дает ответственным за реализацию программы два важных преимущества: результаты ранжирования признаются в мире, что снижает претензии к адекватности оценки, а главное - они с трудом поддаются манипулированию со стороны самих вузов. 

В программах развития большинства университетов цель вхождения в топ-200 одного из ведущих рейтингов и во все международные рейтинги отнесена на далекие 2018 - 2020 годы, поэтому говорить о ее достижимости рано. А вот разобраться, есть ли выгода от присутствия местного вуза в рейтинге кому-нибудь, кроме чиновников министерства образования и собственно университета, - можно попробовать.

Необходимо...

Вхождение регионального университета в международный рейтинг дает вузу (помимо законного повода для гордости всех, кто с ним связан) возможность повысить качество подготовки выпускников, а региону - привлекать в экономику выпускников иностранных вузов в случае нехватки собственных. Есть как минимум две объективные причины, чтобы обсуждать повышение качества обучения при одновременном увеличении числа выпускников вузов.
Численность студентов вузов по отраслевой специализации учебных заведений
Первая. Разрабатывать комплекс мероприятий по повышению уровня подготовки студентов придется для достижения цели, заявленной в программе «Стратегия 25х25» (см. «Промышленность в новом формате», «Эксперт» № 43 от 31.10.11 ) и подтвержденной в предвыборной программе Владимира Путина (http://putin2012.ru/ ). Эта цель - создание 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест к 2025 году. 
Численность и половозрастной состав населения России на начало 2011 года
Вторая причина - в ближайшие 15 лет в промышленности будет ощущаться необходимость компенсации убыли сотрудников с высшим образованием, учившихся в вузах в 1950 - 1965 годы, в связи с достижением ими пенсионного возраста. Аналогичная проблема и путь ее решения - увеличение подготовки инженерных кадров - в 2010 году была прописана в программе президента США Барака Обамы.

...И возможно


Увеличить приток выпускников вуза в экономику региона можно за счет либо миграции новоиспеченных специалистов, либо набора абитуриентов из других регионов или стран. Иностранные абитуриенты наиболее желанны и для вуза, и для региона: они обычно приносят вузу больший доход, чем местные, и имеют больше шансов найти себе работу в регионе, чем иммигранты, которых специально туда не приглашали.

А выбирают вуз иностранные абитуриенты и их родители как раз по факту его присутствия в международном рейтинге (при условии, что вуз конкурентен по критериям качества образования и затрат на него - стоимости обучения и затрат на проживание в это время). Заметим, что для жителей региона участие в рейтинге играет меньшую роль, так как основным критерием выбора остается мнение родственников или знакомых, обучавшихся в рекомендуемом вузе. 

Самый быстрый способ привлечь молодых специалистов из числа иностранцев в экономику - наладить студенческие обмены. Они открывают иностранному студенту возможность в течение одного-двух семестров познакомиться с регионом, завести друзей и оценить сравнительные преимущества жизни и работы в другой стране. Заметим, что активно обсуждавшаяся в России Болонская система и европейская программа Erasmus Mundus нацелены на достижение двух задач: обеспечение минимальных гарантий качества подготовки студентов и активизацию студенческих обменов. Повышение числа студентов, вовлеченных в обмены, по мнению европейских политиков, должно приблизить показатели мобильности населения Европы к уровню США. Расчет на повышение мобильности населения строится на том, что молодые люди охотнее меняют место жительства. 

Подчеркнем, однако, что обмены могут способствовать оттоку из региона своих собственных перспективных студентов, если им предложены сравнительно худшие условия по качеству жизни или карьерным перспективам.

Альянсы и мезальянсы 


Повысить качество подготовки выпускников можно, если использовать четыре бонуса, которые вузы способны извлечь из программ студенческих обменов: вознаграждение лучших студентов, налаживание будущими учеными связей для совместной работы в перспективе, демонстрация степени подготовки студентов иностранным профессорам и подтягивание своих преподавателей до уровня вуза, с которым производится обмен.

Бонусы обмена дают тем больший эффект, чем выше разница в уровнях вузов, участвующих в обменах, причем вуз с низким уровнем приобретает больше, чем вуз с высоким. Как следствие, ведущие вузы не заинтересованы в обмене с вузами второй лиги. Рейтинги как раз и играют роль инструмента сравнения своего уровня с уровнем потенциального партнера. Заметим, что создание национальных рейтингов, сколь бы приятны ни были они университетам, не позволяют вузам решить задачу повышения качества выпускников за счет студенческих обменов, а региону - привлечь выпускников иностранных вузов. 

Нельзя сказать, что на взаимодействие вузов с существенно различающимися рейтингами наложен какой-то запрет. Но обычно топовые вузы берут существенную сумму в обмен за неравное партнерство. Пример взаимодействия за плату - альянс Сингапура и MIT. 

Таким образом, вхождение УрФУ в рейтинг QS в 2011 году - это пропуск в мир равных академических обменов с вузами - соседями по рейтингу. Возможность привлечения качественных иностранных студентов появится, когда УрФУ сможет войти в рейтинги ARWU или THE (см. «Ведущие рейтинги вузов»). Но конвертировать высокие места в рейтингах в высокий уровень подготовки и увеличение выпускников университет сможет только в том случае, если регион будет готов обеспечить приемлемый уровень жизни и доступность перспективных рабочих мест. ?

Дополнительные материалы:

Ведущие рейтинги вузов


Цель самого известного академического рейтинга университетов мира - Шанхайского (http://www.arwu.org ) - определение, в каких вузах-лидерах необходимо учиться молодым китайцам за государственный счет. Шанхайский рейтинг - самый престижный в мире, он отражает сумму достижений вуза за всю его предыдущую историю. 

В этот рейтинг входят только два российских вуза - МГУ и СПбГУ. Перспективы прочих можно оценить по числу публикаций, отраженных в индексе цитирования Web of Knowledge компании Thomson Reuters. Без существенного увеличения динамики числа публикаций российских университетов до 2020 года рейтинг пополнится только одним вузом.

Для вхождения в Шанхайский рейтинг в 2011 году необходимо было набрать не менее 60 баллов (расчет на основе данных по источникам составления рейтинга). Две трети баллов вузы, расположенные в последней сотне рейтинга, получают за счет числа публикаций (около 50 публикаций в 2011 году давали один балл). Если предположить, что вуз, имеющий более 2 тыс. публикаций в год, может обеспечить набор остальной трети баллов, то скорость роста числа публикаций вузов сохранится и будет линейной. Если также предположить, что порог вхождения в рейтинг не изменится, то можно рассчитать год вероятного появления вуза в рейтинге. 

Таблица. Прогнозный год вхождения университетов России в Шанхайский рейтинг

В таблице приведен список, в который вошли вузы, число публикаций которых больше 10% от числа публикаций СПбГУ (исключения - НИУ ЮУрГУ и НИУ ВШЭ - лидеры скорости роста числа публикаций за 2005 - 2010 годы), с указанием их прогнозного года вхождения в рейтинг (по расчетам автора). В срок, заявленный в программе развития вуза, укладывается только новосибирский университет.

Второй по значимости рейтинг QS-THES в 2010 году разделился на два: QS World University Rankings (http://www.topuniversities.com ), который составляется группой Quacquarelli Symonds (QS), и THE World University Rankings (THE), составляемый газетой The Times. Оба ориентированы на привлечение иностранных студентов, прежде всего из стран Азии, для обучения в европейских университетах. Результаты рейтинга британских вузов по версии THE используются правительством Великобритании каждый год для изменения суммы финансирования университета. 

Особенностью QS является экспертный опрос с преобладанием в числе экспертов европейских преподавателей и работодателей, чем и обусловлено превалирование в рейтинге европейских университетов. С увеличением числа экспертов из других регионов мира распределение университетов, вошедших в рейтинг по регионам, будет похоже на два остальных рейтинга.

Составители THE основной упор сделали на измеримые показатели развития вуза с отслеживанием их динамики за последние 5 - 10 лет. Расширение числа вузов, входящих в рейтинг, с 200 до 400 позволило войти в него двум национальным вузам России: МГУ (276 - 300 место) и СПбГУ (351 - 400).

Особенность всех рейтингов - сбор данных о вузе только из внешних по отношению к нему источников, что делает невозможным манипулирование информацией с целью «нагнать» место в рейтинге. Основные факторы известности вуза в мировом академическом сообществе - число упоминаний вуза при опросах представителей академического сообщества и работодателей; нобелевские премии или их эквиваленты, полученные сотрудниками и выпускниками; научная продуктивность; число цитирований работ ученых вуза, отнесенное к численности сотрудников; результаты опроса работодателей и ученых; результаты выдачи поисковых систем.

В последние годы в университетском сообществе усиливается критика результатов, представляемых рейтингами. Критика может быть разделена на три группы: неприятие результатов рейтинга, исследование воспроизводимости результатов и указание на то, что развитие элитного образования не может поднять общий уровень остальных университетов. Наиболее четко и последовательно позиция против увлечения развитием элитных университетов отражена в статье «GLOBAL: Do rankings promote trickle down knowledge?» (русский перевод http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=41637 ), написанной Эллен Хезелкорн, вице-президентом, деканом Graduate Research School, главой Центра изучения политики в области высшего образования Dublin Institute of Technology, автором книги Rankings and the Reshaping of Higher Education. The Battle for World-Class Excellence (2011).             

Материалы по теме

Одной идеи мало

Эх, раз. Еще раз?

Креатив на потоке

Тяга к переменам

Две большие разницы

Научить рисовать за полчаса