Еще одно время «ч»

Еще одно время «ч»

Крупные западные и российские компании практически вытеснили региональных аудиторов с перспективного и прибыльного рынка МСФО. Чтобы удержаться, локальные игроки отказываются от узкой специализации и осваивают новые виды консалтингового бизнеса.

Рынок аудиторско-консалтинговых услуг на Урале за 2007 год вырос на 43,8%. Это сопоставимо с общероссийскими показателями: по данным рейтингового агентства «Эксперт РА», выручка ведущих аудиторско-консалтинговых групп за 2007 год в целом по стране увеличилась на 40%. По данным компаний, представивших информацию аналитическому центру «Эксперт-Урал», объем рынка региона оценивается в 2,2 млрд рублей. Серьезного разрыва между сегментом аудита и консалтинга нет: они росли примерно одинаковыми темпами — 43,5% и 51,2% соответственно. Связано это с тем, что все больше аудиторских компаний стремятся диверсифицировать бизнес, отходят от узкой специализации и осваивают новые виды консалтинговых услуг. 

Аудируй ся

Динамика роста выручки от аудиторско-консалтинговых услугПо состоянию на 1 апреля 2008 года Минфин РФ выдал 7,2 тыс. лицензий на право осуществления аудиторской деятельности. Это много даже для такой большой страны, как Россия. Предложение на рынке аудита сегодня явно превышает спрос, что естественным образом провоцирует обострение конкуренции. Борьба за клиента, конечно, всегда приводит к улучшению качества услуги. Проблема в том, что на рынке остается много аудиторов, у которых низкая цена складывается вовсе не из-за острой конкуренции. Это так называемый «черный аудит», когда клиенту выдается заключение без проведения надлежавшей проверки его документации. «Низкие цены не гарантируют высокое качество услуг, в результате страдает репутация профессии», — констатирует генеральный директор компании «Инвест-аудит» (Пермь) Егор Чурин.

Предполагалось, что проблему удастся решить с помощью создания механизма саморегулирования, когда сами участники смогут лишать профессии недобросовестных коллег. Саморегулиремые организации (СРО) созданы и уже частично выполняют эти функции. «Процедуры контроля качества организованы практически всеми СРО, и это уже далеко не формальные проверки, а действительно полноценные контрольные процедуры. Сегодня аудиторские компании вынуждены уделять все больше внимания вопросам методологии аудита, стандартизации процедур и организации внутрифирменного контроля качества», — говорит первый заместитель генерального директора аудиторской фирмы «Аудит-Классик» (Челябинск) Наталья Топоркова. Однако полностью заработать этот институт пока не может.

Необходимые изменения в ФЗ «Об аудиторской деятельности» прошли только первое чтение и надолго застряли в коридорах Госдумы. Уже в который раз назначен новый срок перехода отрасли на саморегулирование, теперь это
1 июля 2008 года, однако участники рынка сомневаются, что и на этот раз изменения в законодательство удастся принять.

Мелкий крупному не товарищ

Основной двигатель рынка аудита в последние годы — растущий спрос со стороны компаний на услуги составления отчетности по международным стандартам (см. «На одном языке», с. 40). Однако этот сегмент постепенно отходит к группе аудиторов, именуемой большой четверкой, — Deloitte & Touche, «Эрнст энд Янг», КПМГ и PricewaterhouseCoopers. Генеральный директор аудиторско-консалтинговой компании «АРНИ Polaris International» (Москва) Светлана Золотарева видит несколько причин:

— Прежде всего это дефицит кадров. Специалистов, имеющих необходимую квалификацию и опыт работы, мало, ониСтруктура рынка аудиторско-консалтинговых услуг Урало-Заподносибирского региона дороги и далеко не каждая компания может себе позволить их нанять. Да, сейчас многие учебные заведения предлагают программы обучения по МСФО, но систематизированного подхода к образованию в области международных стандартов нет, в том числе и потому, что не хватает квалифицированного преподавательского состава. Другая важная проблема — языковая. Официальный язык международных стандартов финансовой отчетности английский, освоить его в короткие сроки российским бухгалтерам сложно. На мой взгляд, необходим официальный перевод МСФО.

Региональные аудиторские компании начинают терять долю рынка, а значит, доходы. Партнер компании «Листик и партнеры» (Челябинск) Юрий Симанков считает, что сегодня челябинские аудиторы делят между собой только 20 — 30% рынка, а наиболее высокооплачиваемые проекты — аудит компаний уровня ММК, Южно-Уральской железной дороги, ТГК-10, Реновы — выполняет большая четверка. «Цена, которую крупнейшие предприятия региона платят за аудит, сопоставима с годовым оборотом средней локальной компании. К примеру, мы проводим аудиторскую проверку по российским стандартам бухгалтерской отчетности (РСБУ) одного из крупных региональных предприятий, и наш гонорар за услуги составляет 420 тыс. рублей, что по региональным меркам является вполне приличной ценой. Это же предприятие заказывает аудит по международным стандартам финансовой отчетности одной из компаний большой четверки. Сумма контракта — в четыре раза больше».

На стадии внедрения МСФО в России предполагалось, что международные аудиторские компании будут сотрудничать с региональными аудиторами, однако, как показала практика, такой потребности у крупных игроков нет. «Если вы сами не будете предпринимать усилия, вы этот кусок рынка потеряете, — предупредил регионалов на конференции, организованной Уральским территориальным институтом профессиональных бухгалтеров и учебным центром «Потенциал» в Екатеринбурге, директор департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности министерства финансов РФ Леонид Шнейдман. — Нужно по кусочкам начинать делать отчетность в соответствии с МСФО своим клиентам, набивать руку». В то же время местные компании должны дать понять крупным игрокам, что они ближе к клиенту. Полезно проработать варианты сотрудничества, например, через организацию встреч, круглых столов.

В этой ситуации аудиторские компании все чаще начинают задумываться о диверсификации бизнеса и формировании комплексных услуг с участием специалистов различных направлений. В частности, многие игроки стремятся освоить due diligence.

Должная добросовестность

Совокупная выручка крупнейших аудиторско-консалтинговых компаний на Урале и Зап.СибириТермин «due diligence» в переводе с английского дословно означает «должная заботливость, осмотрительность». В российской финансовой и юридической литературе due diligence переводится как «проверка должной добросовестности, изучение деятельности компании, исследование бизнеса».

Чаще всего процедуру due diligence заказывают в случаях покупки и продажи бизнеса. Если основное назначение аудита — подтверждение годовой бухгалтерской отчетности, то цель due diligence — формирование полного представления
об истинном финансовом состоянии предприятия и обо всех рисках, которые могут значительно его ухудшить. «В нашей практике был случай, когда акционер продавал 98% акций, то есть фактически весь бизнес, — приводит пример руководитель группы компаний “Левъ & Левъ-Аудит” (Екатеринбург) Елена Артюх. — Предприятие давно и устойчиво работало, не раз проходило различные проверки. Но когда мы в интересах покупателя проводили due diligence, выяснилось, что в процессе создания были допущены неустранимые нарушения. Теоретически оно в любой момент по иску налоговой инспекции могло быть ликвидировано».

Процедура due diligence проводится в несколько этапов: проверяются достоверность и соответствие финансовой отчетности требованиям закона, юридическая чистота компании, правильность применения налогового законодательства, анализируется достоверность сведений об организационно-управленческой системе. Все это необходимо для комплексного исследования не только финансовой благонадежности, но и других принципиально важных характеристик объекта сделки. Законодательно процедура никак не подкреплена, стандартов ее проведения нет. По срокам она может длиться от месяца до года. Все зависит от объемов работы, давности существования предприятия, количества объектов, которые нужно проверять. 

По словам руководителя департамента общего аудита «Листик и партнеры» (Челябинск) Лилии Покровской, в регионе спрос на эту услугу развивается в основном со стороны среднего и крупного бизнеса: «Первые проекты, выполненные нашими специалистами, были связаны с покупкой сельскохозяйственных предприятий, затем у нас появился опыт проведения процедуры due diligence на компаниях химической промышленности, машиностроения, производства металлоконструкций». Первый  заместитель генерального директора аудиторской фирмы «Аудит-Классик» (Челябинск) Наталья Топоркова объясняет этот тренд тем, что такие сделки вызывают много сложностей у продавца, покупателя, их менеджеров и акционеров: «При проведении сделок слияний и поглощений экономические риски значительно выше, чем при других. Так, поглощаемая или продаваемая компания, стремясь завысить собственную стоимость, зачастую идет на всевозможные уловки: пытается приукрасить действительность в документах, которые она предоставляет покупателю, скрывает операции предыдущих периодов, способные повредить ее интересам, искажает факты с выгодой для себя и многое другое. В связи с этим возникает необходимость привлечения квалифицированных экспертов для выработки оптимальных решений, связанных с покупкой компаний, для снижения сопряженных с данным видом сделок управленческих рисков».

Сегодня региональные игроки позиционируют due diligence как vip-услугу. По мнению руководителя направления коммерческой безопасности бизнеса консалтинговой группы «Лекс» (Тюмень) Елены Подаруевой, это связано с тем, что на рынке не так много компаний, которые могут позволить себе предложить полный спектр услуг due diligence, а не частично или какими-то отдельными секторами, что происходит сейчас. Дело в том, что due diligence достаточно дорогая услуга, провести процедуру квалифицированно в состоянии только те аудиторско-консалтинговые компании, которые существуют в виде группы и имеют в штате специалистов различных направлений: аудиторов, экспертов по налогообложению, консультантов по бухгалтерскому учету, юристов, оценщиков.

По мнению Юрия Симанкова в долгосрочной перспективе количество аудиторских компаний сократится как минимум раз в пять. Кроме того, станет более очевиден разрыв между крупными и небольшими игроками, специализирующимися на оказании услуг малому бизнесу. Аудиторы сходятся во мнении, что рынок так или иначе будет укрупняться. Будущее за сильными брендами, располагающими эффективными методиками, высокопрофессиональной командой, а главное — наибольшим набором услуг. 

Дополнительные материалы:

На одном языке

Виктор АкулянПотребность в дешевых и длинных ресурсах стимулирует рост рынка аудиторских услуг в сегменте МСФО, отмечает директор Екатеринбургского филиала Уральского регионального центра ЗАО «КПМГ» Виктор Акулян

— Виктор Робертович, как вы оцениваете уровень спроса на проведении аудита отчетности по международным стандартам?

— Он растет (что видно по объему запросов, которые приходят в нашу компанию от предприятий региона), причем тенденция сохранится. Это связано с развитием экономики: бизнес находится на том этапе, когда необходимы крупные капитальные вложения, инвестиции в модернизацию. Для этого требуются длинные ресурсы под более низкий процент, а они доступнее на западных рынках. Чтобы привлечь капитал, нужно иметь прозрачную отчетность, понятную иностранным инвесторам.

— Какие компании чаще всего обращаются к вам за этой услугой?

— В основном крупные, которые готовятся к выходу на международный рынок или к сделке на рынке капитала для дальнейшего роста и поддержания конкурентоспособности. Средний бизнес в большинстве своем пока этого себе позволить не может: услуги по проведению международного аудита стоят недешево.

— Насколько активно крупные аудиторские фирмы будут выходить на уральский рынок? Каковы возможные методы экспансии?

— Аудиторские компании идут в регионы, чтобы приблизиться к клиентам и повысить эффективность предоставления услуг, а также воспользоваться возросшими возможностями из-за роста и развития экономики в регионах. У нашей компании в регионах много точек интереса, в том числе на Урале. Да, конкуренция здесь высокая, но это и способствует росту рынка, повышению качества услуг. Наиболее распространенный метод продвижения в регионы — открытие филиалов и представительств. Хотя не исключаю, что могут быть сделки слияний и поглощений, схемы заключения партнерских соглашений с региональными аудиторскими компания.

Интервью взяла Ирина Перечнева

Мера ответственности

Государство никогда не откажется от функций контроля за бухгалтерской и аудиторской деятельностью, уверен директорЛеонид Шнейдман департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности министерства финансов РФ Леонид Шнейдман

— Леонид Зиновьевич, на какой стадии сейчас проект федерального закона о внесении изменений в ФЗ «Об аудиторской деятельности»?

— В Государственной думе идет отработка отдельных механизмов саморегулирования. Ожидаем, что в этом году закон будет принят.

— Готово ли аудиторское сообщество использовать элементы саморегулирования?

— Аудиторская профессия в уникальном положении: фактически институт саморегулирования в ней действует с 2001 года. Поэтому переход к саморегулированию, думаю, окажется значительно легче, чем в других отраслях. 

— Пойдет ли речь о полной передаче функции регулятора на уровень саморегулируемых организаций? 

— Так вопрос не стоял никогда. Государство не уйдет из сферы бухгалтерского учета и аудита: речь, по сути, идет об установлении и поддержании системы гарантий пользователям в доступе к надежной и объективной информации о деятельности хозяйствующих субъектов. Это защита интересов каждого человека. Поэтому государство будет регулировать этот бизнес, осуществлять часть функций, в том числе надзорных. Задача сегодняшнего дня — определиться, какая это часть, найти приемлемую меру распределения.

Интервью взяла Ирина Перечнева

 

Дополнительные материалы

Рынок аудиторско-консалтинговых услуг: статистика по итогам 2007 года

Материалы по теме

Хотите научиться управлять — читайте Толстого

Рейтинг крупнейших аудиторско-консалтинговых компаний Урала и Западной Сибири