Инфраструктуру строит бизнес
Павел Бруссер |
- Павел, можно ли оценить потребность регионов в инфраструктурных инвестициях?
- По мнению экспертов, занимающихся темой развития инфраструктуры в регионах, потребность в таких инвестициях в целом по стране оценивается в 1,2 трлн долларов до 2015 года и 6,8 трлн долларов до 2030 года. Основные фонды в ряде инфраструктурных отраслей (к примеру - в ЖКХ) требуют обновления, а государственным органам (прежде всего на муниципальном уровне) зачастую сложно в полном объеме финансировать капвложения в социально значимые отрасли, которые традиционно считаются государственной «зоной ответственности» (ЖКХ, дорожное строительство, транспорт и т.д). Финансовые ресурсы есть у частного сектора, однако здесь существуют определенные сложности. Инвестиции в инфраструктурные проекты это, как правило, серьезные объемы «длинных» денег, вкладывать которые в таких масштабах (и соответственных рисках) зачастую не могут позволить себе даже крупные финансовые структуры - без должной проработки проекта и определенного формата государственно-частного сотрудничества в этом направлении. -
-Сегодня много говорится о государственно-частном партнерстве. Чем отличается участие в ГЧП-проектах от традиционных отношений государства и бизнеса?
- Это партнерство подразумевает, что каждая сторона в нем делает свою часть работы, наиболее эффективно используя те ресурсы, которые она имеет в своем распоряжении. Государство (в лице региональных, муниципальных органов управления) определяет стратегию и приоритеты инвестиций в инфраструктуру, а также дает бизнесу определенные гарантии и преференции. Бизнес же предоставляет кредитные средства, снижая нагрузку на бюджет, и выстраивает эффективную систему управления проектом (с более широкими правами, чем при традиционном госзаказе), принимая при этом на себя часть рисков. Но для того, чтобы инфраструктурный проект был проинвестирован, его сначала нужно грамотно «упаковать» (оптимально структурировать, определить инструменты финансирования), обеспечить гарантиями, привлечь инвесторов и организовать, собственно, сам процесс финансирования.
В РФ используются три основные формы ГЧП: концессия, соглашение о ГЧП в соответствии с региональным законодательством и приватизация (вхождение в капитал государственных компаний). Инструменты же могут использоваться самые разные - инвестиционный кредит, инфраструктурные облигации, акции, а также любые формы структурирования проекта, в том числе - не использующиеся пока в России, но успешно применяющиеся при реализации инфраструктурных проектов на Западе.
В общем случае применение механизма ГЧП подразумевает проведение конкурсных процедур по отбору частного партнера. Однако в настоящее время в регионах практически отсутствуют «упакованные» проекты для объявления ГЧП-конкурсов. И, к сожалению, знания и экспертиза региональных органов власти в этой сфере находятся на недостаточно высоком уровне - просто в силу того, что опыта работы с такими проектами в регионах практически нет. -
-Газпромбанк - один из немногих российских банков, который работает с масштабными инфраструктурными проектами. Какова роль ГПБ (ОАО) в этих проектах?
- Газпромбанк обладает развитым инвестиционным бизнесом (в том числе - и в области проектного финансирования), мы имеем уникальный опыт в сфере реализации крупнейших инфраструктурных проектов страны. Практически все крупнейшие инфраструктурные проекты в России прорабатывались при участии ГПБ (ОАО). Среди проектов - Западный скоростной диаметр (участие в 2 этапах, 2008, 2011 - 2012 годы, общая стоимость сделок 10,5 млрд долларов, участие в качестве инвестора, финансового соконсультанта, организатора финансирования), платная автомагистраль Москва - Санкт-Петербург, М-10 (2010 год, 2,2 млрд долларов, роль банка - финансовый консультант одного из консорциумов на стадии конкурса), строительство платного съезда с федеральной трассы М-1 (2010 - 2011 годы, 750 млн долларов, банк выступал в качестве инвестора, финансового со-консультанта, андеррайтера по облигационному займу), реконструкция аэропорта «Пулково» (2010 год, 1,2 млрд долларов, финансовый консультант одного из консорциумов на стадии конкурса), проект строительства терминала по перевалке сжиженного газа в порту Усть-Луга (2010 - 2012 годы, 700 млн долларов США, банк - инвестор, финансовый консультант, организатор финансирования). Особо хочу отметить те ГЧП-проекты, где Газпромбанк выступает на стороне госсектора, являясь финансовым консультантом правительства региона. Это реконструкция аэропорта Омск - Федоровка (300 млн долларов) и платная дорога Шали - Бавлы», Татарстан (3 млрд долларов).
Немаловажным фактором является наличие доступа к длинным (более десяти лет) рублевым ресурсам через одного из акционеров банка - одного из крупнейших НПФ страны «Газфонд». За время реализации этих проектов мы наработали определенные компетенции, и сейчас инвестиционные эксперты Газпромбанка активно работают в составе советов ГЧП, созданных при властных структурах: Государственной думе, МЭР, Минфине, Минтрансе, министерстве регионального развития РФ, внося свои предложения по совершенствованию законодательной и нормативной базы. В частности, подписаны соглашения о сотрудничестве с Центром ГЧП Внешэкономбанка и ГК «Автодор».
- Каким первоначальным критериям должен соответствовать регион, чтобы на его территории мог быть реализован инфраструктурный проект на основе ГЧП?
- Прежде всего регион-инициатор проекта должен иметь развитую локальную нормативно-правовую базу, обладать высоким кредитным рейтингом и достаточным объемом кредитных ресурсов либо возможностью привлечь федеральное финансирование. Основные критерии, предъявляемые к проекту, определяются его социальной значимостью и экономической эффективностью для региона, а также привлекательностью для частного инвестора, иными словами финансовой эффективностью. Естественно, что проект должен иметь четко проработанную техническую концепцию и достаточно высокую стоимость, поскольку затраты на подготовку проекта довольно существенны и целесообразны лишь при масштабных объемах привлечения средств.
На региональном уровне должна быть «политическая воля» для реализации проекта, наличие проектной команды (лиц, ответственных за проект со стороны региона), а также желание и способность региона нанять профессиональную команду консультантов (юридический, технический, финансовый, трафик-консультант).
- Какие регионы лучше всего готовы к такой работе?
- В настоящее время региональные законы о ГЧП (с той или иной степенью проработанности) приняты в более чем половине субъектов Российской Федерации. «Пионером» в сфере ГЧП-проектов является Санкт-Петербург, где и сосредоточена основная масса инициированных и планируемых к реализации проектов. И тот объем средств, который идет в регион, говорит о том, что государственно-частное партнерство - эффективный инструмент работы с инвестициями.
- Какие проекты на основе ГЧП, по вашему мнению, могли бы быть реализованы на Урале?
- Одним из наиболее важных для региона проектов, которые могли бы быть реализованы на принципах ГЧП, должно стать строительство платного участка ЕКАД (южный обход - от Московского до Челябинского тракта). Мы обсуждали этот вопрос с руководством региона, вели переговоры с представителями министерств правительства области, и мы видим заинтересованность со стороны региона в сотрудничестве. Газпромбанк в данном проекте готов выступать на стороне госсектора - в качестве финансового консультанта правительства Свердловской области для того, чтобы правильно «упаковать» проект и представить его рынку. В настоящее время мы ожидаем решения по созданию совместной компании между Свердловской областью и ГК «Автодор», курирующей крупнейшие проекты строительства платных автомобильных дорог в России.