Не потерять триллион

В России на всех уровнях власти дана команда внедрять электронные госуслуги. Однако они не получат массового распространения, пока в эту сферу не пустят независимых разработчиков, не создадут общедоступные стандарты обмена данными и механизмы сетевой идентификации населения.

В конце марта вышли два любопытных отчета. Сначала Всемирный экономический форум составил очередной рейтинг стран по уровню развития информационных технологий. По итогам 2009 года Россия заняла в нем 80 место из 133, за два года потеряв сразу восемь позиций и оказавшись позади Тринидада и Тобаго, Сенегала и Вьетнама. Первые пять позиций - за Швецией, Сингапуром, Данией, Швейцарией и США. По уровню готовности органов власти к внедрению ИТ мы на 99 месте, по использованию ИТ в государственном управлении - на 107-м. При этом по качеству образовательной системы наша страна на 56 месте, а по качеству математического и естественно-научного - на 42-м.

Второе исследование, подготовленное департаментом экономического и социального развития ООН, несколько позитивнее: в общем рейтинге глобальной готовности к электронному правитель­ству UN Global E-Government Survey 2010 Россия заняла 59 место (из 192 стран). По сравнению с прошлым годом результат выше на одну позицию. Правда, Казахстан, например, за год поднялся на 35 пунктов, с 81-го на 46 место. Индекс готовности каждой страны к электронному правительству состоит из трех подындексов: развития человеческого потенциала (по нему Россия опустилась с 27-го на 39 место), состояния ИКТ-инфраструктуры (с 62-го на 63 место) и онлайновых государственных услуг (поднялась с 93-го на 68 место).

Главный вывод, который можно сделать из приведенных цифр: потенциал для создания e-government (прежде всего электронных госуслуг) в России есть, а результата - нет. 

Таблица. Состояние порталов государственных услуг субъектов Урало-Западносибирского региона

Президент Дмитрий Медведев в послании Федеральному собранию поставил цель - через два года власть должна предоставлять населению не менее 60 электронных услуг. Новый проект громаден (в течение восьми лет планируется израсходовать 957 млрд рублей: 660 миллиардов - из федерального бюджета, 126 - из региональных). Но можно ли его реализовать? Однажды в России уже пытались внедрить e-government: в проект «Электронная Россия» с 2002 по 2008 год вложены десятки миллиардов рублей. Его координировало министерство связи и массовых коммуникаций. Представители этого ведомства на одном из совещаний у президента осенью прошлого года заявили, что из 60 государственных услуг выделено 20, перевод которых на электронную основу «на продвинутой стадии». После этих слов президент кратко обрисовал истинное положение вещей:

- Какие это услуги? Вы хотите сказать, что все они находятся на продвинутой стадии? Это не так! Они в предварительной фазе. Чего мы продвинули? Ничего мы не продвинули! Объем финансирования

Пока на федеральном сайте gosuslugi.ru размещена информация о более чем 110 федеральных госуслугах и 250 региональных (места их оказания, бланки заявлений, порядок получения того или иного документа или разрешения). Портал имеет статус справочно-информационного. Совсем недавно здесь появилась возможность через интернет подать заявление в правоохранительные органы, проверить действительность паспорта или получить доступ к статистической информации. Осенью должны заработать сервисы выбора управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда, подача документов для регистрации прав на недвижимость.

Вероятно, при помощи денег и волевого усилия руководителей государства федеральный сайт через два года предоставит людям возможность получить некоторые услуги онлайн. А вот смогут ли регионы справиться с этой задачей?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы изучили состояние сервиса электронных гос­услуг в крупнейших субъектах Урало-Западносибирского региона - Свердлов­ской, Челябинской и Тюменской областях, Пермском крае и Башкирии.

Бумажки и только

Министр информационных технологий и связи Свердловской области (ведомство, по сути, создано специально под внедрение электронных услуг) Ирина Богданович на одной из пресс-конференций сообщила:

- В настоящий момент все электронные услуги оказываются в режиме информирования. Пользователь может зайти на портал, выбрать интересующий его раздел, ознакомиться с порядком действий в той или иной ситуации, скачать шаблоны документов и заявлений. В полноценном формате «Электронное правительство» заработает только в 2013 году.

Заявление почти честное: на портале Свердловской области размещена информация всего о 22 региональных услугах и адреса 18 организаций и ведомств. Больше других заполнен раздел «Социальное обеспечение» - здесь семь услуг. Остальные (ЖКХ, здравоохранение, имущественные отношения, образование и т.д.) в лучшем случае позволяют просмотреть информацию о двух. Образцы документов представлены не для всех услуг. Да и в разделе «О портале» сказано однозначно: «Основное назначение портала государственных услуг - предоставление гражданам и бизнесу информации о государственных и муниципальных услугах, оказываемых в нашем регионе».

К июлю, по планам свердловских властей, количество описанных госуслуг должно вырасти до 58. Осенью появится возможность получать информацию о результатах государственной итоговой аттестации выпускников, о зачислении абитуриентов в вузы, через интернет можно будет записываться на прием к врачу, следить за продвижением очереди в дет­ские сады, оформлять некоторые виды пособий. В 2011 году должна быть реализована функция подачи документов в электронном виде и получение информации о стадии прохождения заявлений в режиме онлайн.

Идентичен свердловскому челябинский портал (одинаковый дизайн и функционал), разве что в нем добавлен раздел «Личный кабинет» да количество описываемых услуг больше.

Тюменские власти оказались самыми старательными: на сайте представлено более 830 услуг со всеми необходимыми образцами документов. Кроме того, главная страница портала снабжена новостями и опросом.

В Башкирии электронные госуслуги истолковали по-своему и вместо упрощения подачи всевозможных запросов создали универсальный документ - республиканскую социальную карту. Жители могут брать ее в поликлинику вместо полиса, платить по ней налоги без необходимости заполнять налоговые декларации, расплачиваться в общественном транспорте. Некоторые услуги можно получить на федеральном сайте. Например, предварительно записаться на прием в Управление регслужбы или написать электронное обращение в это ведомство.

Дальше всех продвинулся Пермский край. Сервис электронных госуслуг здесь реализован прямо на сайте правительства. Процедура следующая: физлицо или представитель юрлица печатает необходимые документы, заполняет, затем сканирует и отправляет в нужное ведомство по электронной почте. Специалист проверяет эти документы и либо просит их переделать/дополнить, либо назначает прием, на который необходимо принести оригиналы. По электронке в Прикамье можно встать в очередь в детский сад или записаться на прием к любому чиновнику.

Однако даже пермский опыт - это «полуэлектронные» госуслуги: доступ к ним возможен только при личном присут­ствии человека.

От государства - инфраструктура

Представители ИТ-компаний заявляют, что причины, по которым идея электронного правительства в России до сих пор не реализована (программе информатизации скоро десять лет), очевидны. Первая и главная - отсутствие политической воли. Без министра по информатизации в ранге вице-президента, наделенного чрезвычайными «расстрельными» полномочиями, никакого e-government в нашей стране никогда не будет.

Известно, если крупная корпорация хочет серьезно автоматизироваться, то залог эффективности процесса - наличие вице-президента по ИТ с огромными полномочиями, подчиняющегося непосредственно CEO (Chief executive officer; ще лучше, если внедрением занимается сам СЕО, но это редкость). Такой человек нужен по одной причине - противодействие новациям на всех уровнях громадное. И его уровень возрастает в зависимости от масштабов компании.

А в «корпорации "Россия"» - 143 млн граждан. Заместитель генерального директора «СКБ Контур» (Екатеринбург, разработчик системы электронной бухгалтерской отчетности) Леонид Волков:

- Пока мы видим, как коррупция эффективно убивает электронное правительство, а не наоборот. И это естественно. ЭП при всех прочих прелестях направлено именно на борьбу с коррупцией. Понятно, что та с ним воюет - вольно или невольно, сознательно или бессознательно. Представим, что есть больной с кривой ногой, ему надо поставить аппарат Илизарова, но у него гемофилия. И это - абсолютное противопоказание к лечению. Аналогично: наличие в обществе развитой коррупции - абсолютное противопоказание к внедрению ЭП. Количество посетителей и количество просмотров сайта gosuslugi.ru

Вторая проблема рождается из первой - страсть к распилу. Власть как не допускала бизнес к проекту ЭП, так до сих пор и не допускает. На федеральном уровне разработка проекта и ответственность за внедрение возложена на госкомпанию Ростелеком. Оператор даже подготовил системный проект, который Волков характеризует однозначно: 450 млн рублей за 760 страниц ни о чем. Другой пример - в апреле 2009-го глава Федеральной налоговой службы разослал письмо, в котором говорится, что крупнейшие налого­плательщики должны сдавать отчетность через специализированных операторов связи с использованием программных комплексов ГНИВЦ-ПРИЕМk и ГНИВЦ-ПРИЕМ Регионk. Таким образом, структура ФНС забрала под свое крыло крупнейших налогоплательщиков страны. По прикидкам Волкова, речь идет примерно о семи сотнях компаний, с которых ГНИВЦ собирает около 100 млн рублей, что в пять раз выше рыночных цен. Генеральный директор ГК «ХОСТ» Константин Суслов: «Рынка госуслуг нет. Нет инфраструктуры, которая бы обеспечивала низкий порог вхождения, чтобы любая компания могла предлагать свои решения на базе рыночной модели. Сейчас действует командно-административная система, когда по приказу сверху реализуются какие-то проекты».

Третья глобальная проблема - отсутствие универсальной системы обмена данными, системы общедоступных форматов и стандартов (наподобие американского каталога data.gov). Пример - счета-фактуры, которых в стране ежегодно производится около 10 - 13 миллиардов. Перевод только этой небольшой сферы в электронный вид снизит затраты компаний в десять раз, то есть сэкономит сотни миллиардов рублей. Кроме того, прозрачность этих процедур поможет государству повысить собираемость налогов, позволит отслеживать контрафакт. Однако пока эта цель недостижима. Причина - помимо прочего нужен всероссийский справочник номенклатуры видов товарной продукции (где каждому товару присвоен код).

На первый взгляд, задача нереальная (например, в одном только автомобиле 30 тыс. деталей). Однако в Европе она решена. Да, понадобится очень опытная бюрократия, огромное количество специалистов по сертификации, стандартизации, метрологии, паспортизации. Но как раз они-то у нас есть: со времен СССР мы в числе мировых лидеров (наравне с США) по количеству таких работников на душу населения.

Пока в стране нет механизма, который сделал бы так, чтобы добавление любой новой формы в любом ведомстве происходило по универсальному шаблону, чтобы эта форма могла сразу обрабатываться и без проблем перемещаться из ведомства в ведомство. Более того, некоторые чиновники планируют самостоятельно разрабатывать стандарты и не делать их общедоступными. К такому варианту, например, склоняется Фонд социального страхования, который уже шесть лет пытается построить собственную систему отчетности. Региональный менеджер по Свердловской области ЗАО «НТЦ СТЭК» Николай Репин: «Фонд так и не разработал регламент электронного документооборота. Поэтому разговоры о том, что необходимо представлять отчетность в территориальные органы ФСС по установленным форматам в электронном виде с электронной цифровой подписью, пока остаются только разговорами». Однако передавать функции сторонним операторам ФСС до сих пор не согласился.

Насильно мил

Помимо инфраструктурных проблем в процессе внедрения электронных госуслуг нужно решить множество других. Например, разработать способ идентификации пользователей. Директор «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский еще года три назад настаивал на проведении интернет-паспортизации. Однако на подобный шаг государство до сих пор не пошло. Будет ли каждому жителю в принудительном порядке выдаваться электронная цифровая подпись (ЭЦП)? Будет ли она бесплатной (или стоить 65 евро, как, например, в Эстонии)? Ответа нет.

Второй вопрос - готово ли к ЭЦП и электронным госуслугам население? Директор департамента инвестполитики и господдержки предпринимательства Тюменской области Вадим Шумков предлагает смотреть на проблему как раз в этой плоскости: «Для полноценного внедрения электронных госуслуг необходимо накопление критической массы пользователей, которые были бы к этому готовы. Сначала необходимо выяснить, какой процент населения согласен на обращение к чиновникам через сеть. К сожалению, у нас многие не знают даже, как работать в интернете. Внедрять услуги необходимо постепенно, а не за год-полтора и в приказном порядке».

Следующая проблема - какие услуги делать платными, а какие нет? В каком порядке их внедрять? Константин Суслов: «В бизнесе есть универсальный измеритель полезности услуги - если человек готов заплатить за нее, значит, она нужна. Мне кажется, было бы правильно на первом этапе отладить механизмы оплаты тех или иных электронных услуг. Сейчас много говорят о записи на прием к врачу. На первый взгляд задача простая: есть расписание, в него необходимо включить пациента. Достаточно создать сайт с системой бронирования. Но ведь нужен еще квалифицированный персонал, который будет поддерживать систему в рабочем состоянии. А его нет. Нет предпринимателя, который заинтересован оказать эту услугу, сделать ее востребованной и заработать на ней. Не важно, частная это компания или государственная».

К списку проблем можно добавить обеспечение безопасности обмена информацией, задачу повышения эффективности уже работающих сайтов и т.д. По словам ИТ-специалистов, совокупность нерешенных вопросов отодвигает массовое использование электронных госуслуг минимум на пять-шесть лет.

Очевидно, что размещение информации о госуслугах реализовать можно без особых усилий. Сложности начнутся со следующими этапами, завязанными на обмен информацией между несколькими ведомствами. Пока в этой сфере порядка нет. Известная истина - если автоматизировать хаос, получится автоматизированный хаос. Снова проведем параллель с бизнесом. Когда в компанию приходит внедренец, он обследует процессы и в первую очередь заставляет перестроить их, а уже потом начинает автоматизацию. Скорее всего, будут внедрены отдельные блоки на федеральном или местном уровне. Также вероятны прорывы в некоторых ведомствах - ПФР, ФНС, ФМС: там накоплен серьезный опыт успешных внедрений. 

Дополнительные материалы:

Тысяча в одном

Самыми продвинутыми странами в сфере внедрения электронных госуслуг считаются Великобритания, Сингапур, США и Южная Корея (количество услуг - десятки тысяч, количество посещений, например в Великобритании, - 27 млн в месяц).

Схема работы во всех случаях примерно одинакова. Существует один или два (как в той же Великобритании - для бизнеса и для физлиц) портала, на котором размещены все необходимые госуслуги (от федеральных до муниципальных) и формы (от штрафов за нарушение правил дорожного движения до заявлений на установку забора или перепланировку дома). Человек заполняет нужный документ и отправляет его через один большой шлюз в правительство. Там бумаги распределяются по ведомствам, а заявитель может отслеживать весь путь прохождения документа через инстанции, при необходимости оперативно предоставляя недостающие справки и прочие данные.

Идентификация пользователя происходит путем ввода уникального пароля. Документы подписываются ЭЦП. Платежи проводятся пластиковыми картами.

Пример получения паспорта в Сингапуре: гражданин заполняет анкету на сайте, загружает свою цифровую фотографию и оплачивает пошлину пластиковой картой через интернет. Потом мониторит статус заявки. И приходит только за готовым документом.

Другой пример - получение визы в Сингапур. Анкета заполняется на сайте, фотография подгружается через форму, консульский сбор оплачивается кредиткой. Виза присылается по электронной почте. Подтверждением получения визы является электронная копия письма от департамента миграции и контроля (Immigration & Checkpoint Authority) Республики Сингапур с уникальным идентификационным номером.

В Великобритании уже подсчитали, что электронное общение между гражданами и правительством, даже при вычете всех расходов на рекламу этого проекта, внушительно: экономия на одну транзакцию (обращение) - 8 фунтов (около 360 рублей).

Материалы по теме

Иногда нужно изобрести велосипед

Сохраняйте спокойствие

Мелкий и мягкий

Ловцы сетью

Кульманы — в музеи

Чушь собачья