Недоблокада

Недоблокада

 Иллюстрация - Сергей Айнутдинов
Иллюстрация - Сергей Айнутдинов
Информация, точнее, ее отсутствие, — страшная сила: может убить на корню самое хорошее начинание.

В очередной раз эта простая истина стала очевидна автору предлагаемой вашему вниманию статьи на собрании жильцов дома в Октябрьском районе Екатеринбурга.

На трибуне рядом стояли местная активистка, представитель администрации района и менеджер управляющей компании. Они тщетно пытались хоть что-то рассказать жильцам о приватизации в ЖКХ. Их слова тонули в криках и откровенном хохоте немногочисленных присутствующих. На моих глазах умирала пятая попытка администрации создать в доме ТСЖ. Собрания раз за разом оказывались нелегитимны.

Я вышла в большой грязный двор. Прямо посреди двора стояла мусорка. Вокруг нее теснились разбитые скамейки, на которых по случаю субботы сидели мамы и бабушки, выгуливающие детей. «Что ж на собрание не пошли?», спрашиваю. «А зачем? Мы все равно эту компанию не знаем: кто они, откуда. Тому, из администрации, наверно, взятку дали, вот он и привел этого управляющего. Сбежит с нашими деньгами, а мы потом куда? Загоняют нас в ТСЖ, чтобы все на наши плечи переложить, а дом у нас старый»… Этим людям никто не рассказал, что компания, пришедшая управлять домами в их районе, известна пятилетним опытом работы на сложном рынке ЖКХ, успешно трудится в другой части мегаполиса.

Парадокс в том, что информационная пустота вокруг управляющих компаний в ЖКХ, товариществ собственников жилья — ложная. Властные чины проводят пресс-конференции, не гнушаются приходить на встречи с жильцами, регулярно рапортуют о проделанной работе в СМИ. Но при видимом количестве качество информации низкое. Процессы, идущие в отрасли, сложны, в них не каждый экономист разберется. Представители власти доводят какие-то сведения до журналистов, но в страхе сказать лишнего выдают «не всю правду». Журналисты, транслируя информацию, выбирают из нее самые сенсационные, с их точки зрения, варианты развития событий: от предполагаемого мошенничества компаний до того, что администрации вообще не будут принимать участия в судьбе жильцов, определившихся с выбором способа управления домами. А управляющие компании, заинтересованные в том, чтобы как можно больше домов выбрало именно их, рассказывают о себе исключительно с PR-колокольни: «Посмотрите, как мы хорошо работали в соседнем районе, будем работать и у вас!». Перепроверить данные невозможно: в открытом доступе их нет. Ни у одной из управляющих компаний, работающих на территории распространения журнала, нет даже сайта. Итог информационной неразберихи: народ пугается уже самих аббревиатур ТСЖ или УК, предпочитает доверять слухам. Так формируются искаженные взгляды на происходящее.

Между тем власть этим пользуется. Люди привыкли перекладывать ответственность за состояние ЖКХ на нее. И за сведениями обращаются именно к власти, справедливо полагая, что абы кого в эту сложную и политизированную отрасль не пустят. Власть идет навстречу — и подсовывает жильцам в качестве «проверенных» управляющих компаний прежние перелицованные ЖЭКи. Впрочем, не совсем прежние: контора теперь называется не Муниципальное унитарное предприятие «РЭМП района», а ЗАО Управляющая компания «РЭМП района». И причем акциями владеют помимо абстрактной «администрации» вполне конкретные чиновники администрации и не менее конкретные менеджеры нового ЗАО.

Так фактически идет приватизация ЖКХ: вне понимания народом сути происходящего. Причем приватизация не рыночными структурами, которые реально перестроят работу, а теми, кто грамотно манипулируя сложными коммунальными бюджетами, будет набивать себе карман нам в убыток. Как мы это можем остановить? Только поняв: власть больше не несет ответственности за отрасль. Всё: приватизированная квартира — это только наша квартира, она — часть нашего же дома. Именно мы теперь должны отвечать за их нормальную работу. Никто не заинтересован давать нам информацию о происходящем в ЖКХ. Мы сами должны найти ее, проанализировать и выбрать оптимальный вариант. Мы должны диктовать местной власти условия, а не наоборот.


Материалы по теме

Долг не может отдать только труп

В одной дырявой лодке

Утекай

Естественно, монополия

Дома хозяйка

Эти бы деньги, да в мирное русло