Природное везение
Уникальные природные объекты юго-востока Пермского края способны привлечь в регион сотни тысяч туристов. Осталось создать современную инфраструктуру.
— Ребята, очистите здесь лед — на роликах п-покататься дам, — чуть заикаясь, говорит стайке мальчишек вышедший на крыльцо гостиницы «Сталагмит» длинноволосый мужчина. Мальчишки с готовностью хватаются за ломы и принимаются чересчур активно очищать площадку от десятисантиметровой ледяной корки...
Весной Кунгур мало чем отличается от любого другого уральского города: грязи по колено, тротуары отсутствуют как явление, а скопившаяся в ямах вода никуда не стекает. «Сталагмит» вместе с легендарной Кунгурской ледяной пещерой находится за пределами города, но положение здесь ничуть не лучше — триста метров от крыльца гостиницы до входа в пещеру превращаются в форменное приключение с погружениями и прыжками через грязь. Тех, кто решил добираться общественным транспортом, ждет дополнительное испытание: остановка находится в километре от комплекса.
— Когда «Сталагмит» только построили, конечная остановка автобуса была на нашей площадке, — разводит руками заместитель директора гостиницы Вячеслав Аристов. — Потом мы сделали подъемники для катания на лыжах. Но прямо под горой идет дорога, и согласно требованиям ГИБДД, здесь должны стоять ограждения. Нам они мешали, их пришлось убрать. В итоге ГИБДД запретила проезд рейсовых автобусов.
Победив транспортную инфраструктуру, изучаю условия размещения. С момента основания в 1982 году гостиницу не ремонтировали, и теперь нынешние хозяева едва ли не все свободные средства направляют на восстановление стремительно ветшающих фондов. В презентабельный вид привести успели только два этажа из пяти: здесь добротные уютные комнаты в стиле приличных санаториев конца 90-х. Мне, впрочем, не везет — достается номер на уровне классических советских стандартов. Дверь едва держится на петлях, окно выходит на свалку, между окнами жужжит внушительное семейство мух. В коридоре стоит гвалт как на большой перемене: основные клиенты «Сталагмита» — дети.
«Школьники и студенты составляют около 55% постояльцев, — рассказывает Вячеслав Аристов. — В этом году взрослых гостей становится больше, наша цель — сохранить эту тенденцию».
Из кризиса «Сталагмит» выбрался в 2000 году: появился устойчивый поток туристов, удалось выплатить долги по ЖКХ и заработной плате. Пик посещений пришелся на 2002 год, и повторить рекорд с тех пор пока не удалось. Во времена СССР пещера принимала около 200 тыс. человек в год, сейчас ежегодный поток — около 100 тысяч: гостиница заполнена на 35 — 40%. Тем не менее даже такие объемы позволяют вкладываться в развитие. Чтобы привлечь корпоративных клиентов, в гостинице открыли конференц-зал на 250 человек, бильярдную и бар. Правда, пока увеселительные заведения популярностью не пользуются и вечерами пустуют. По словам Вячеслава Аристова, взрослые клиенты приезжают только на выходные. Летом удается завлечь катанием на лошадях и горных велосипедах, зимой — горными лыжами и коньками.
Чтобы увеличить сроки пребывания гостей, рядом с гостиницей построят оздоровительный комплекс. На его территории разместится 25-метровый бассейн с шестью дорожками, водные горки, сауна, массажный кабинет, солярий и детский бассейн. Сроки сдачи пока не определены, но начать строительство должны уже в мае 2008 года. До тех пор заняться в «Сталагмите» решительно нечем: окрестности можно исследовать за час, а каких-то особых развлечений в гостинице не найти. Остается одно — спускаться в пещеру.
Пещерный бизнес
Рядом с входом — приличных размеров баннер: гостям в очередной раз напоминают, что Кунгурская ледяная пещера участвует в конкурсе «Семь чудес России». Пока по итогам интернет-голосования пещера занимает второе место после замка «Вовнушки» в Ингушетии, и обойти лидера — вопрос для горожан принципиальный. О положении пещеры в рейтинге постоянно рапортует местная газета, бывший глава города Амир Махмудов (он еще не передал дела сменщику) по-прежнему держит руку на пульсе: «Мы создали мощную сеть поддержки в более чем 50 городах, подключили десять иностранных государств, где есть жители Кунгура. Надеюсь, что приложив усилия и применив административные рычаги, мы сможем выйти на лидирующие позиции».
Информационный шум смущает. Но внутри пещеры сомнения рассеиваются. По тесным переходам и величественным гротам экскурсии ведут быстро, осмыслить что-то довольно сложно, но понимание того, что перед тобой явление уникальное, приходит почти сразу. Кульминации экскурсия достигает в тот момент, когда в одном из гротов гид оставляет группу в абсолютной темноте: оставшись с пещерой один на один, испытываешь незнакомое, странное и мощное чувство. На выходе интересуюсь у прибившегося к группе японца, понравилось ли ему. «Потрясающе, — говорит он. — В Японии есть несколько туристических пещер, но ничего похожего я не видел». Кстати, до визита в Кунгур восточный гость о местной пещере никогда не слышал.
В последние годы у «Сталагмита» появилась возможность вкладывать деньги в свою главную достопримечательность. «Мы давно искали какую-то изюминку: нельзя одно и то же с 1914 года показывать, — рассказывает Вячеслав Аристов. — Помог случай. У нас здесь есть лаборатория филиала Горного института РАН. Недавно ее сотрудники ездили на научную конференцию в Германию, и на одной из экскурсий посетили старую шахту. Так вот там вход в пещеру облагородили и организовали лазерное шоу, которое рассказывало всю историю шахты. Мы подхватили идею и в одном из гротов поставили аналогичное оборудование».
Пока, правда, средства нашлись только на часть полноценного шоу: базовый комплект обошелся более чем в 1,5 млн рублей. Но первый лазерный фильм, рассчитанный на детскую аудиторию, с января 2008 года уже показывают гостям в одном из гротов пещеры. В планах «Сталагмита» — покупка второго фильма, масштабная реклама шоу и установка дополнительного оборудования (еще на 2 — 3 млн рублей). Реализацию проектов сдерживает изношенная электрика: установленная в 1950-х годах система устарела морально и физически. По словам Вячеслава Аристова, проект замены уже разработан, затраты составят несколько миллионов рублей: «Новая электрика развяжет нам руки: сейчас у нас 127 вольт, а будет 220. Это другие возможности и другие картинки».
Несмотря на все технические ухищрения, задерживает пещера только на час-полтора: именно столько длится стандартная экскурсия. Бродить в темноте самостоятельно, увы, не разрешают. В погоне за новыми достопримечательностями еду в Кунгур.
Не «пуп» царапать
Город живет предчувствием. Символично: даже из стоящего на обочине автомобиля доносится не «Радио Шансон», а цоевская «Мы ждем перемен». Причина таких настроений — надежда на нового мэра: прошедшие в марте выборы выиграл предприниматель Роман Кокшаров, поддержанный «Единой Россией». Процесс передачи власти затянулся: прежний мэр Амир Махмудов до конца марта проводил рабочие совещания и делился опытом с новым. Разговорчивый таксист изобличает старую власть: «Смотрите направо: новую свалку открыли. По документам в 25 миллионов обошлась — разве эта насыпь столько стоит?». Действительно, невысокий земляной вал, отгораживающий свалку от дороги, особого впечатления не производит. «Что, совсем ничего полезного за четыре года в городе не появилось?». «Какое там! Разве что деревянную лесенку в нашем районе построили, да бары по всему городу, каждый день стрельба и драки», — кипятится таксист.
Критикуемый Амир Махмудов, несмотря на поражение на выборах, настроен доброжелательно и охотно рассказывает о том, как Кунгур превращается в туристический центр Пермского края: «Первую программу развития туризма мы приняли в 2004 году, вторую — в 2007-м. За это время отремонтировали две гостиницы, сдали первую мини-гостиницу, создали сеть точек общественного питания. В городе появились музеи — художественный, краеведческий и истории купечества, гончарная лавка. Кроме этого, занялись малыми архитектурными формами: поставили в Кунгуре “Пуп земли”. За прошлый год у нас побывало около 100 тыс. туристов, это примерно в два раза больше, чем четыре года назад. Надеемся, что в 2008 году поток увеличится на 20 — 25%».
Дорога от администрации Кунгура до «Пупа земли» занимает около семи минут. За это время можно увидеть почти все достопримечательности города: несколько купеческих особняков, церквушку, два музея, Гостиный двор и панораму города. Большинство зданий, построенных в конце XIX века, в плачевном состоянии, на фасадах — аляповатые вывески
магазинов и банков. Опознать музей купечества нелегко: его название отпечатано на листке бумаги. Внутри небольшая экспозиция: приветливые экскурсоводы с радостью расскажут несколько занимательных историй. Основные посетители — шумные детские группы.
За углом — он самый, «Пуп земли». Никакой пояснительной таблички, впрочем, нет — о смысле скульптуры приходится догадываться самостоятельно. Вокруг каменного шара с надписью «Кунгур» по кругу расположены названия крупнейших городов мира и расстояние до них в тысячах километров. «Пуп земли» основательно вытоптан и испачкан грязью; впечатление композиция, вкупе с окружающей действительностью, оставляет самое гнетущее. Больше в историческом центре смотреть нечего. Заметив вдалеке несколько церквей, пробираюсь по разбитым тротуарам поближе, но натыкаюсь на колючую проволоку. Вздохнув, ищу, где бы пообедать — в единственной ближайшей блинной разбито окно, заходить внутрь почему-то не хочется.
Итог неутешителен: больше чем полдня на достопримечательности Кунгура не потратить.
— Сегодня нельзя сказать, что Кунгур — туристический город, — признается Амир Махмудов. — Тем не менее за последние четыре года мы подняли долю туризма в валовом продукте с 0,7 до 6%. И мне кажется, что в перспективе Кунгур может стать туристическим центром юго-востока Пермского края. Для этого мы объединили шесть местных муниципальных образований в единую некоммерческую организацию, задачей которой является развитие туризма на этой территории, создание единого продукта: это позволит нам задержать туриста в регионе на 6 — 7 дней.
Привлекать планируется множеством объектов. Недалеко от Кунгура — Белогорский монастырь, который называют уральским Афоном, знаменитая аномалиями деревня Молёбка. Село Орда известно самой длинной в России подводной пещерой, поселок Суксун — лечебными источниками, форелевым хозяйством и водопадом Плакун. Словом, край действительно богат природными красотами и достопримечательностями. И не только историческими: здесь, к примеру, ежегодно проводят зрелищный фестиваль «Небесная ярмарка» — чемпионат России по воздухоплаванию.
«Но» только одно, но глобальное: инфраструктуры, соответствующей потребностям современного туриста, нет. Поэтому до тех пор, пока не появятся достойные гостиницы, развитый общепит, единая система туристической информации, нормальные дороги и чистые улицы, рассчитывать Кунгуру останется разве что на школьников. А их больше чем на пару дней не привозят.
Дополнительные материалы:
Кунгурская ледяная пещера
Карстовая пещера на берегу реки Сылва (Пермский край), одна из самых известных в России и шестая в мире по протяженности (5,6 км) среди пещер гипсового карста. Горизонтальный лабиринт из многочисленных галерей и 58 гротов включает около 60 озер с прозрачной водой. Перепад высот — 20 метров. Три входа: естественный (передвижение ползком) и два туннеля. Ледяные образования: сталактиты, сталагмиты, кристаллы, наледи. Открыта в конце XVI века, для экскурсий оборудована с 1914 года. Памятник природы, объект научных исследований. В настоящий момент лицензия на эксплуатацию пещеры принадлежит ОАО «Пермтурист», которое владеет комплексом «Сталагмит»