Пустой базар
Незаполненные прилавки — красноречивое свидетельство поспешности принятия постановления федерального правительства, ограничивающего допустимую долю иностранных работников, занятых в сфере розничной торговли. Согласно документу, с 15 января по 1 апреля количество иностранцев на рынках и предприятиях розничной торговли необходимо было сократить до 40% от общей численности работников. А с 1 апреля на них не должно было остаться ни одного торгующего мигранта (см. «Мигранты без базара»,
Однако уже до конца марта, опасаясь рейдов правоохранительных органов (только в Свердловской области с начала года их проведено около 4,5 тысячи), с рынков ушли даже иностранцы с местной пропиской. Сельским товаропроизводителям одних призывов торговать оказалось недостаточно. В итоге покупатели столкнулись с дефицитом овощей и фруктов и удорожанием китайского ширпотреба. Однако власти продолжают демонстрировать оптимизм вкупе с элементарной неосведомленностью.
Кому как
Директор ООО «Шарташский рынок» (Екатеринбург) Александр Пьянков придерживается другого мнения: большинство фермеров хоть и заявили о желании торговать на рынках, на самом деле не собираются этого делать. В неофициальных разговорах они признаются: у них нет проблем со сбытом, продукция расписана по магазинам на несколько месяцев вперед, а заявки на торговлю их попросту попросили оформить некоторые чиновники. Наглядное тому подтверждение — более сотни пустых прилавков на Шарташском рынке.
Губернатор Свердловской области Эдуард Россель надеется, что в скором времени пустующие места на рынках займут выпускники профучилищ и безработные, которых в области насчитывается около 2,5 тыс. человек. Однако руководители рынков настроены пессимистично: вряд ли вчерашние учащиеся пойдут лотошникам на 12 часов в сутки без выходных за зарплату в 12 тыс. рублей.
Кроме того, Россель почемуто убежден, что цены на сельхозпродукцию серьезно упали: по его словам, в три раза подешевели сухофрукты, которые сейчас завозят не из бывших советских республик, а из Краснодарского края.
У председателя свердловской областной общественной организации «Азербайджан» Асада Кулиева другая информация — цены выросли на 20%: «Иначе и быть не могло, мигранты вынуждены нанимать реализаторов с российским гражданством, а это дополнительные расходы».
По мнению управляющего рынком «Солнечный» (Тюмень) Александра Ахтемийчука, скачок цен в первую очередь связан с недобросовестностью некоторых продавцов, которые пытаются использовать ситуацию для собственной выгоды.
Готовятся переписывать ценники и на вещевых рынках. По мнению администрации ЗАО «Таганский ряд» (Екатеринбург), это произойдет
Куда ушли мигранты
По разным оценкам, после 1 апреля торговую деятельность на розничных рынках Урала и Западной Сибири прекратили от 15 до 60 тыс. мигрантов. В Челябинской области, по официальным данным, еще до 1 апреля ушли 1,5 тыс. иностранцев, из них более 700 — граждане КНР. Такие же цифры называют и по Свердловской области.
Начальник отдела иммиграционного контроля УФМС по Свердловской области Александр Бирюков считает, что мигранты не останутся на улице: в этом году разрешения на работу оформили 14 тыс. иностранцев — в пять раз больше, чем в прошлом. Срок выдачи разрешения сократился с одного месяца до десяти дней.
Но Асад Кулиев, например, считает, что получить разрешительные документы за десять дней нереально: на это уходит
Мечта о цивилизованной торговле, разумеется, ни у кого не вызывает отторжения. Но роль рынков в жизни населения регионов остается высокой (на них приходится около 20% розничного товарооборота), и прежде чем выгонять с них иностранцев, нужно было создать оптимальные условия для работы другим продавцам, в том числе и фермерам. У чиновников, однако, переговоры с местными производителями сельхозпродукции еще только в планах.