Насолили
Борьба «Уралкалия» и «Сильвинита» за участки калийно-магниевых солей Верхнекамья развернулась с новой силой. Появилось в споре и третье заинтересованное лицо: если Рособоронэкспорт не вмешается в спор калийщиков, принадлежащая ему ВСМПО-Ависма потеряет поставщиков сырья для титанового производства.
Совладельцы «Уралкалия» (Березники, Пермский край) Дмитрий Рыболовлев и Владимир Шевцов намерены помешать основному конкуренту «Сильвиниту» (Соликамск, Пермский край) привлечь средства на покупку лицензии для разработки крупнейшего в России участка калийно-магниевых солей — Половодовского (Верхнекамское месторождение, Пермский край, подтвержденные запасы сильвинита 3,074 млрд тонн). Как уже писал «Э-У» (см. «Пересолили», № 11 от 17.03.08 ), оба предприятия боролись за участок до последнего, но победила тогда Камская горная компания (КГК, совместное предприятие «Сильвинита», ВСМПО-Ависмы и Ланта-банка), предложив 35,14 млрд рублей, — на 280 миллионов больше, чем «Уралкалий».
Теперь совладельцы березниковского комбината намерены воспользоваться тем, что вместе они владеют 25,085% голосующих акций соликамского предприятия, и заблокировать решение «Сильвинита» о финансировании сделки.
Проблема еще и в том, что совладельцы ВСМПО-Ависмы решили выйти из проекта и снять с себя обязательства по выкупу лицензии. В результате участок может перейти к «Уралкалию», а «Сильвинит» потеряет возможность вдвое увеличить запасы минерального сырья. В свою очередь крупнейшая в мире титановая корпорация ВСМПО-Ависма (Березники) рискует остаться без карналлита, так как для калийщиков его добыча станет невыгодной.
Шах…
Совладелец «Уралкалия» объясняет позицию тем, что в случае покупки Половодовского участка «Сильвинит» не станет строить новый рудник для его освоения: «Стоимость строительства нового рудника, по нашим оценкам, составит минимум 3,5 млрд долларов. У “Сильвинита” таких средств нет, а возможности для заимствования крайне ограничены». Поэтому Дмитрий Рыболовлев уверен, что приобретение лицензии не приведет к росту мощностей «Сильвинита» и, следовательно, его производственных и финансовых показателей. По его мнению, это означает необоснованную трату огромных средств, которые могли быть направлены на выплату дивидендов и более эффективное развитие предприятия. При этом, как отмечает Дмитрий Рыболовлев, «покупка Половодовского участка “Уралкалием”, который предложил за него всего на 0,4% меньше “Сильвинита”, означала бы строительство на нем нового рудника, что привело бы к весьма существенному улучшению показателей компании». Демарш собственников «Уралкалия» понятен. По условиям аукциона, если победитель торгов не купит лицензию, аукционная комиссия вправе будет признать победителем торгов участника, предложившего второй по размеру платеж.
Однако в «Сильвините» заявляют, что от обязательств отказываться не собираются. «Мы готовы построить новый ГОК на Половодовском участке через 8 — 10 лет. Многие проектные решения уже готовы, для их реализации есть опыт и ресурсы», — отметил пресс-секретарь компании Антон Субботин. Поэтому и стоимость проекта в «Сильвините» оценивают лишь в 1,5 млрд долларов.
Согласно закону «Об акционерных обществах», сорвать привлечение кредитов «Сильвинитом» на покупку лицензии для Половодовского участка «Уралкалий» сможет только в том случае, если на повестку дня (внеочередное собрание акционеров намечено на 19 апреля) будет вынесен вопрос о совершении сделки, сумма которой превышает 50% стоимости активов. Тогда для одобрения сделки потребуется три четверти голосов. Если же сумма сделки составляет от 25 до 50% стоимости активов общества, вопрос будет решен простым большинством.
Активы «Сильвинита» оцениваются в сумму более 28 млрд рублей. Но Антон Субботин заверяет: «Сумма сделок, вынесенных на собрание акционеров 19 апреля, не превысит 50% от балансовых активов предприятия, и для их одобрения трех четвертей голосов акционеров не потребуется. Не исключено, что часть денег будет оплачена из личных средств акционеров». Если финансирование будет привлечено не на сам «Сильвинит» и в разных банках, у «Уралкалия» немного шансов доказать взаимосвязанность сделок, считает управляющий партнер юрфирмы AST Legal Анатолий Юшин.
…и мат
Но привлечение средств на покупку лицензии «Сильвинитом» может быть осложнено еще и тем, что совладелец ВСМПО-Ависмы — «Оборонимпэкс» — намерен вывести титановую корпорацию из числа владельцев Камской горной компании. Исполнительный директор госкомпании Михаил Воеводин заявил «Э-У», что долю в КГК решено продать:
— Мы недовольны ценой, предложенной компанией за лицензию на Половодовский участок, так как оцениваем ее не более чем в 20 млрд рублей. «Сильвинит» не согласовывал с ВСМПО-Ависмой более высокий лимит. Тем более что ждать коммерческой отдачи от этого проекта придется 36 лет. Не лучше ли потратить 7 млрд рублей, которые мы теперь будем вынуждены заплатить за лицензию в соответствии с нашей долей в СП, на что-нибудь другое?
Странно, конечно, предполагать, что сильвинитчики в одиночку доторговались до 35 млрд рублей, зная, что партнеры согласны только на 20 млрд рублей. Тем не менее перед «Сильвинитом» возникает новое препятствие: оплатить лицензию КГК необходимо до 10 июня, а все затраты на реализацию проекта (в том числе покупку лицензии) ее совладельцы должны взять на себя пропорционально долям в компании: 45% — «Сильвинит», 20% — ВСМПО-Ависма, 35% — Ланта-банк и его структуры.
Хорошо, если 20%, принадлежащие ВСМПО-Ависме, выкупит Ланта-банк. Если этого не произойдет, отмечает Михаил Воеводин, «Сильвинит» будет в первую очередь заинтересован в покупке этих акций. Для калийщиков выкупить долю особой проблемы не составит (уставный капитал КГК — 1 млн рублей, значит, 20% ее акций будет стоить порядка 200 тыс. рублей). Но если компания увеличит свою долю в КГК, ей придется увеличить и размеры кредитов на покупку лицензии. И избежать блокирования решения собрания акционеров по этому вопросу со стороны владельцев «Уралкалия» будет еще сложнее.
Производители титана обречены
Во всей этой истории остается непонятным равнодушие к борьбе за лицензию владельцев ВСМПО-Ависмы. А ведь именно они больше всех заинтересованы в том, чтобы права на лицензию сохранились у «Сильвинита» и не перешли к «Уралкалию». Дело в том, что КГК создавалась только для того, чтобы контролировать добычу и поставку «Сильвинитом» на ВСМПО карналлита — сырья для производства титановой губки. Объясняя причины выхода титановой корпорации из состава акционеров КГК, Михаил Воеводин заявил, что «участие в СП им ни к чему, так как обязанность добывать карналлит (а титановая корпорация является единственным его потребителем. — Ред.) будет внесена в условие разыгранных на торгах лицензий». Однако владельцы титанового гиганта либо глубоко заблуждаются, либо блефуют. Как пояснили «Э-У» в Пермнедрах, обязать через лицензию владельцев Половодовского участка добывать карналлит невозможно: запасы этого минерала здесь на баланс не поставлены и в лицензии не оговариваются. Учтенные запасы карналлита есть, конечно, на Талицком, Палашерском и Балахонцевском участках, но их владельцы не имеют опыта разработки подобных месторождений, и строительство ГОКов на них займет порядка 8 — 10 лет. Кроме того, добыча этого минерального сырья не выгодна ни одной из химических компаний. «С экономической точки зрения добывать карналлит целесообразно только в том случае, если параллельно будет вестись добыча сильвинита. Причем в соотношении объемов 1 к 5», — отмечает руководитель Пермнедр Андрей Белоконь. Нет никакой гарантии, что, получив лицензию на Половодовский участок, «Уралкалий» обеспечит ВСМПО необходимым объемом карналлита. Ему гораздо выгоднее будет добывать сильвинит, тем более что после аварии, которая произошла на одном из его рудников в 2006 году, запрещено вести на участках одновременную добычу карналлита и сильвинита. У «Уралкалия» есть, конечно, запасы карналлита в других точках Верхнекамского месторождения, но, как отмечали в самой компании, начать его добычу они смогут не раньше 2012 года. «Сильвинит» же может продолжить добычу карналлита еще до строительства новой шахты, используя доступ через отработанные пласты примыкающих к ним старых участков. Но выгодно ему это будет только при условии получения лицензии на сильвинитовый участок Половодовский. В противном случае он может просто по формальной причине отказать ВСМПО в дальнейшем обеспечении сырьем, сославшись на технологические сложности. И оспорить эту позицию будет сложно, отметил Андрей Белоконь. В интересах ВСМПО-Ависмы — сохранить свою долю в СП и помочь «Сильвиниту» выкупить лицензию на Половодовский участок, чтобы контролировать добычу карналлита и стимулировать к этому сильвинитчиков.
Верхнекамское месторождение калийно-магниевых солей — крупнейшее в России и второе в мире по объему запасов. Разрабатывается с 1933 года. Площадь — более 6,5 тыс. кв. км. Разведанные запасы — 17,6 млрд тонн. Промышленные запасы — 3,8 млрд тонн руды. Месторождение разбито на 12 участков, лицензиями на разработку четырех из которых (Березниковского, Дурыманского, Быгельско-Троицкого и Усть-Яйвинского) владеет «Уралкалий», трех (Ново-Соликамского участка, северной и южной частей Соликамского участка) — «Сильвинит».