Последняя нефть
В середине марта правительство РФ одобрило в целом проект федерального закона «О недрах» и поручило к 17 апреля отшлифовать его для внесения в Госдуму РФ. Ключевые законодательные новации в основном касаются процесса лицензирования.Ни у кого нет сомнений, что проект закона «О недрах», который прошел практически все инстанции, будет одобрен депутатами Госдумы в его нынешнем виде. Поэтому и федеральный центр, и региональные власти,
Новые положения закона «О недрах» неоднозначны. Если введение «сквозных лицензий» стимулирует недропользователей на проведение геологоразведочных работ, то отмена принципа «двух ключей», напротив, ставит под удар дальнейшие перспективы
Власти Башкирии, например, в нынешнем году вообще отказались от инвестиций в разведку: в общей сумме 1,13 млрд рублей доля федерального центра — 150 млн рублей, остальное — средства предприятий. Министра природных ресурсов РФ Юрия Трутнева такое положение дел категорически не устраивает: он считает, что демарш территорий связан с тем, что у них забрали полномочия в распределении недр. На коллегии в Федеральном агентстве по недропользованию 22 марта Трутнев заявил: «Если субъект федерации не хочет вкладывать средства в разведку новых месторождений, значит, и нам, может быть, не надо этого делать на территории такого региона». Прозвучавшая угроза близка к реальности: с этого года львиная доля федеральных капиталовложений будет инвестироваться в освоение Восточной Сибири — именно этот регион стал приоритетным для Минприроды РФ.
Надежда
Что осталось от Клондайка
Месторождения
По данным министерства топлива и энергетики Удмуртии, из 154 нефтяных месторождений на территории республики 63 — в разработке, 39 — подготовлены к ней, 10 — в разведке, два — на консервации. В нераспределенном фонде 40 месторождений, и по количеству извлекаемых запасов они относятся к мелким. Все перспективные месторождения республики распределены, практически весь объем извлекаемых нефтяных запасов Удмуртии (около 300 млн тонн) находится в разработке. При среднегодовом объеме добычи 8 — 8,5 млн тонн (правда, в 2004 году было добыто 9,392 млн тонн) их хватит примерно на 40 — 45 лет. Другое мнение: при недостаточных темпах прироста ресурсной базы и ее освоения добыча будет все более трудоемкой, за счет этого использование имеющегося нефтяного резерва можно растянуть на 60 — 70 лет.
Аналогичная ситуация в Прикамье. По данным Главного управления природопользования администрации Пермской области, ежегодная добыча стабилизирована на уровне 9,3 — 9,4 млн тонн. В области открыто 213 месторождений нефти и газа, из них 119 находятся в разработке, 11 — на стадии подготовки, два — в разведке, 78 — в нераспределенном фонде недр. Но более 90% этих месторождений относится к категории мелких (до 15 млн тонн извлекаемых запасов), а доля средних и крупных — всего 4,6% и 5,2% соответственно. Объем разведанных запасов нефти в Пермской области составляет 150 млн тонн, в то же время неразведанные ресурсы нефти в регионе оцениваются в 380 млн тонн.
По данным башкирского территориального агентства по недропользованию («Башнедра»), доказанных запасов нефти в республике около 300 млн тонн. Правда, ежегодная нефтедобыча уже несколько лет планомерно снижается: в 2003 году она составила 11,2 млн тонн нефти, в 2004-м — 11,1. Эксперты считают, что в далекой перспективе сокращение добычи нефти в республике неизбежно
Отличается ситуация в Оренбуржье: добыча в последние годы начала расти. По данным информационного агентства
Запасов больше нет
Проблему истощенности ресурсной базы
В Пермской области за последние пять лет открыто 20 месторождений, прирост разведанных запасов — 42,6 млн тонн нефти. Но если в 2001 году, когда действовал налог на ВМСБ, инвестиции в геологоразведку составили 1,65 млрд рублей, то после его отмены к 2003 году — всего 364,37 млн рублей. При этом компании вложили 349 млн рублей, федеральный бюджет — 13 млн рублей, региональный — 2,1 млн рублей.
В Удмуртии уровень финансирования геологоразведочных работ снизился с 669,2 млн рублей в 2001 году до 163,56 млн рублей в 2004-м, что, естественно, привело к сокращению объемов прироста нефтяных запасов. Если в 2001 году, когда поисковые работы финансировались из бюджета, в республике нашли 5,1 млн тонн нефти, то в 2002 году, после отмены налога на ВМСБ, годовой прирост нефтяных запасов упал до 0,4 млн тонн, а в 2003 году составил всего 150 тыс. тонн (1,8% от годового объема добычи нефти).
— Основная проблема нефтедобывающей отрасли в регионе заключается в том, что воспроизводство сырьевой базы углеводородного сырья на территории республики не компенсирует объемов добычи нефти, — утверждает заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртии Виктор Яблоков. — Сегодня рост добычи нефти значительно опережает рост капиталовложений в отрасль: в прошлом году общий объем инвестиций в нефтяную промышленность республики сократился по сравнению с 2001 годом на 1,4 млрд рублей.
По словам министра топлива и энергетики Удмуртской Республики Виктора Преснухина, нефтяные компании перестали наращивать ресурсную базу, заниматься геологоразведкой за собственный счет. Объем капиталовложений одной из крупнейших в регионе компаний «Удмуртнефти»
В Башкирии после отмены налога на ВМСБ финансирование геологоразведочных работ нестабильно: в 2002 году — 0,5 млрд рублей, в 2003 году — 1,27, в 2004 году — 0,99 млрд рублей. Специалисты «Башнедр» констатируют: за последние пять лет
Малой нефтянке — большое будущее
Поскольку все месторождения Башкирии, Удмуртии, Пермской и Оренбургской областей относятся к категории мелких и удалены от инфраструктуры, крупные компании интереса к ним не проявляют. Это обстоятельство открывает большие возможности для малого и среднего нефтяного бизнеса, который торопится застолбить последние нераспределенные участки недр.
Тенденцию ярко продемонстрировала продажа лицензий на нефтяные месторождения с аукционов, проведенных
До конца года в регионах
Между тем представители малых и средних производителей нефти, которые, как правило, работают с труднодоступными или выработанными залежами нефти, жалуются: несмотря на благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру, условия их деятельности в последнее время резко ухудшились. По данным Ассоциации малых и средних нефтедобывающих компаний (Ассонефть), негативное воздействие на работу предприятий оказывает линейная система налогообложения добычи полезных ископаемых, привязанная к ценам внешних рынков, а также ужесточение механизма взимания экспортной пошлины и отсутствие рыночного ценообразования на внутреннем рынке сырой нефти. Конечно, некоторую поддержку малому и среднему бизнесу оказывают региональные органы власти: администрация Пермской области, к примеру, практикует такие меры, как освобождение компаний от уплаты налога на имущество при условии, что соответствующие средства будут направлены на развитие производства и увеличение добычи нефти. Но, как указывают в Ассонефти, правила поддержки малых и средних компаний необходимо закреплять на уровне законодательства РФ.