Как бы сплавить
Конкуренция на внутреннем рынке металлопродукции накалилась до предела: запускаемые в стране новые производства грозят профицитом. Идет игра на выбывание, сокращение числа участников рынка неизбежно.В российском производстве металлопроката с начала года отмечается спад: Росстат зафиксировал снижение объемов выпуска в январе — феврале 2013 года к аналогичному периоду прошлого года на 2,6% (до 8,9 млн тонн). Зимнее снижение активности металлургов всегда считалось нормой. Однако, как отмечают металлотрейдеры, последние несколько лет внутренний рынок яркой сезонностью не отличается. Глобального падения спроса, правда, тоже никто не ожидает. Ситуация куда щекотливее.
В последние пару лет в России идет активное строительство и ввод новых мощностей: как крупными, так и малыми металлургическими компаниями. Основная их часть будет запущена во втором-третьем квартале этого года. Спрос же на металлургическую продукцию в стране хоть и растет, но не так быстро, как хотели бы производители. Ожидается, что продажи на внутреннем рынке в 2013 году, как и в прошлом, увеличатся не более чем на 3 — 5%. И это в лучшем случае. Предпосылок для оптимизма трейдеры не видят. Значит, часть мощностей окажется лишней. Рынок в ожидании перепроизводства. Закрываться, однако, никто не торопится. Металлургические комбинаты, их торговые дома и независимые трейдеры собрались в Челябинске на конференцию «Региональная металлоторговля России» (организатор — ИИС «Металлоснабжение и сбыт»), чтобы обсудить возможные варианты развития рынка.
Догнать вчерашний день
На долгосрочную перспективу прогнозы металлургов и трейдеров оптимистичны.— Продолжится умеренный рост жилищного строительства. По прогнозам Минрегионразвития, ежегодная динамика составит 8 — 10% и в результате к 2020 году будет сдаваться 145 млн кв. метров в год. Это почти в 2,5 раза больше, чем в 2012 году. В России также большой отложенный спрос на инфраструктуру: не хватает портов, дорог, мостов. Государство сохранит инвестиции в это направление, — заявил на конференции начальник департамента коммерческих продаж ТД «Евраз Холдинг» Дмитрий Барашков.
— Всем бы хотелось видеть в реальности прогнозы МЭР по объемам строек в России. Однако компании, которые должны готовить котлованы, этих объемов не видят — только проекты, — парировали из зала.
Несмотря на предполагаемую стабильность в перспективе, ожидания участников рынка скромны. Генератором прибыли для трейдеров традиционно служат государственные инфраструктурные проекты. Но дотянуться до объектов Олимпийских игр в Сочи (2014) или чемпионата мира по футболу в России (2018) удается только крупным. «Для строительства в Сочи активно поставляли металл Мечел-Сервис и Евраз Металл Инпром, трейдинговые “дочки” Мечела и Евраза», — уточнил глава краснодарского «Меткома» Алексей Сычев. И дело здесь даже не в лоббистских ресурсах: «По этим проектам сложно работать из-за низкой платежеспособности, и если можно было грузить, то только здесь и сейчас и под большую дебиторку. Понятно, что это под силу только большим компаниям», — пояснил один из трейдеров.
Усиливает напряжение ожидание, что в 2013 году предложение металлопродукции на внутреннем рынке будет расти быстрее спроса. «Все последние годы мы наблюдаем активный ввод новых производств, и никакие волны кризиса не могут остановить или замедлить это гордое шествие российских металлургов», — иронизирует исполнительный директор компании «А Групп» (один из крупнейших металлотрейдеров в России) Сергей Курапин. Только за 2011 — 2013 годы ведущие металлургические компании должны увеличить мощности выплавки стали на 6 млн тонн, проката — на 7 млн тонн. Так, российские стальные гиганты Северсталь, НЛМК и Евраз планируют в этом году запустить по прокатному заводу в Балаково, Калуге и под Ростовом. Кроме того, до 2015 года средние и небольшие участники рынка ввели и готовят к запуску не менее дюжины мини-заводов.
В основном это те самые инвестиции, которые планировались российским бизнесом еще до кризиса: в 2005 — 2007 годах с расчетом на будущий рост потребления. Теперь замороженные инвестпроекты постепенно реализуются. «Мы попадаем в ситуацию профицита предложения на внутреннем рынке РФ», — полагает Дмитрий Барашков. Представители «А Групп» более жестки. По их мнению, в каждом сегменте рынка металлоторговли в РФ мы сегодня имеем не просто устойчивый профицит, но уже реальный кризис перепроизводства.
Спокойны как слоны
Аналогичная проблема проявилась в 2012 году в США и Европе — следствием стало сокращение выпуска металлопроката, реструктуризация и закрытие неэффективных производств. Представители торговых домов меткомбинатов и металлурги в России, однако, спокойны:— Катастрофы мы не видим. Думаю, сегодня ситуация несколько лучше, чем в 2009 и 2010 годах. Да, конкуренция будет нарастать. Но если вы посмотрите на современный рынок строительного проката, то увидите, что там присутствует довольно большая доля импорта из Украины и стран СНГ. На наш взгляд, с усилением конкуренции импортеры будут вынуждены сократить присутствие в России. В силу того, что их экспортный паритет сделает более выгодной продажу продукции и заготовки в страны дальнего зарубежья, нежели сохранение присутствия в прежних объемах в России, — убежден Дмитрий Барашков.
От планов увеличения поставок на внутренний рынок не отказывается и Магнитогорский меткомбинат. Россия для компании остается в приоритете, хотя она и признает, что увеличение ее доли будет сдерживаться обострением конкуренции. По словам старшего менеджера группы региональных продаж ММК Андрея Титова, объемы сегодня не самоцель — компания делает акцент на развитие производства продукции с высокой добавленной стоимостью, и «все новые мощности, которые мы ввели в последнее время по листовому прокату, полностью загружены».
На выпуск продукции с более высокой добавленной стоимостью делает ставку и Мечел. «Мы не хотим вести себя как слон в посудной лавке. Целью строительства рельсобалочного стана на Челябинском металлургическом комбинате является диверсификация товарного портфеля компании в сторону следующих переделов: выпуска рельсов, метизов, фасонного проката и балок», — поясняет генеральный директор ООО «Мечел-Сервис» Леонид Полянский. Смысл в том, чтобы снизить зависимость компании от конъюнктуры рынка заготовки.
Ноу-хау на любителя
Но придерживаться прежней сбытовой стратегии металлурги не в состоянии. Как пояснил представитель ММК, уже в 2012 году изменилась география продаж комбината. Теперь основные регионы поставок на внутреннем рынке Урал (40%) и Поволжье (22%). Центральный регион и Сибирь с Дальним Востоком отошли на второй план, так как в условиях увеличения конкуренции поставки на дальние расстояния невыгодны.Подстроиться под новые реалии рынка намерены и в НЛМК, хотя здесь не видят угроз для проекта в Калуге. «Идея строительства нового стана в Центральном федеральном округе обоснована близостью к региону с высоким потреблением сортового проката — на него приходятся до 40% российского рынка. И по нашим ожиданиям, даже после запуска в этом регионе всех заявленных к 2015 году производств, потребление этой металлопродукции в ЦФО будет превышать производство на 2,5 млн тонн», — пояснил начальник отдела конъюнктуры рынка и цен НЛМК-Сорт Вячеслав Ивко. Правда, по его словам, с запуском нового производства, скорее всего, произойдет перераспределение между площадками: мелкий сортамент будут выпускать вблизи Москвы, крупный — на Урале.
Из-за стагнации экспортных рынков внутренний становится для российских металлургов основным. А значит, ужесточается конкуренция не только между импортерами и отечественными производителями, но и между торговыми домами и независимыми трейдерами. Все более актуален вопрос оперативности поставок. Типичный средний клиент металлоторговой компании — это покупатель, имеющий пул из трех-шести поставщиков. Как правило, такой потребитель не формирует больших запросов — эшелоны ему не нужны. И продавцы металла начинают активно развивать логистические цепочки. В частности ТД меткомбинатов увеличивают отгрузки продукции автотранспортом. «Мы отходим от экстенсивного развития, когда филиалы компании открывались по всей стране. Теперь упор — на качество и скорость. Поэтому на запад значительная часть металлопроката идет автомобилями», — поясняет Леонид Полянский.
Независимые трейдеры, напротив, расширяют собственные сети. Так, Сталепромышленная компания намерена развивать розничные точки погрузки по всей Челябинской области, а компания «София-Металл» (Санкт-Петербург) планирует открыть в этом году около 30 представительств в Южном, Уральском и Центральном федеральных округах.
Независимые металлотрейдеры высказали предположение, что в условиях, когда экспорт из России ограничен низким уровнем потребления в других странах, увеличение мощностей может поставить участников внутреннего рынка на грань убыточности.
— Активное строительство новых производств профильной трубы, рынок которой в недавнем прошлом был самым динамичным, привело к тому, что теперь его игроки балансируют на грани убытка, — привел пример Сергей Курапин. — И если на волне мировой конъюнктуры цены на горячий рулон поднимутся больше чем на 500 рублей, мелким локальным трубникам будет проще остановить свои заводы и перестать переводить сырье зря. Если посмотреть на планы новых строек, то создается ощущение, что рынок арматуры и сортового проката ждет та же участь.
Таблица. Новые мини-заводы по выпуску сортового и фасонного проката на 2013 - 2015 годы
Предприятие | Планируемый срок запуска | Мощность, тыс. тонн в год |
Волжский ЭМЗ | 2013 год (реализуется) | 120 |
Набережночелнискский ТЗ (ТЭМ-ПО) | 2013 год (реализуется) | 250 |
СавСталь | 2013 год (реализуется) | 350 |
Южный прокатный стан (Евраз) | 2013 год (реализуется) | 450 |
Армавирский МЗ | 2013 год (реализуется) | 500 |
Тюменский ЭМЗ (УГМК) | 2013 год (реализуется) | 550 |
НЛМК-Калуга | 2013 год (реализуется) | 1000 |
Сортовой завод Северстали в Балаково | 2013 год (реализуется) | 1000 |
Кулебакинский ЭМЗ | 2013 (приостановлено) | 350 |
Воронежский МЗ | 2014 (план) | 240 |
Тихорецкий МЗ | 2014 (план) | 250 |
Благовещенский МЗ | 2015 (план) | 400 |
Абинский ЭМЗ | 2015 (план) | 500 |
Волгоцеммаш | 2015 (план) | 525 |
Ковровский СПЗ | 2015 (приостановлено) | 1000 |
Татсталь | 2015 (план) | 1000 |
Всего | 8485 |
С таким прогнозом согласен и гендиректор металлоторговой компании «Ариэль-Металл» Вадим Брайнис. Участники конференции не исключают, что в ближайшие годы с рынка вынуждены будут уйти отдельные игроки, как независимые, так и аффилированные с меткомбинатами: избыточное предложение активно снижает доходность трейдеров. Так, размер средней наценки к входной стоимости металла российских производителей еще в 2011 году колебался в районе 9%, в 2012-м составлял 7%, а сегодня это уже 5%. А в Северо-Западном регионе, где конкуренция зашкаливает, наценка в среднем по году составляет 1 — 1,5%. «У нас ноу-хау — торговать в убыток и получать от этого удовольствие», — смеется основатель ПКФ «ДИПОС» Александр Дроздов.
В таких условиях одни металлотрейдеры идут на увеличение оборотов, чтобы объемами ответить на падение доходности. «Объемы у нас выросли на 20% в прошлом году, а общая маржинальность снизилась на те же 20%. В результате прибыль на тонну упала на 35%. Если бы объемы не выросли, она бы упала на 50%», — пояснил один из продавцов. Другие стремятся, пока не поздно, развивать сервисные металлоцентры, желая иметь собственное производство, нацеленное на финишную обработку металла, изготовление металлоконструкций. Но позволить себе такие инвестиции могут далеко не все.
— Понятно, что реальные программы развития обсуждают не с трибун, — резюмировал Сергей Курапин. — Но если сбытовая политика металлургов будет стабильной и долгосрочной, если, закладывая промышленный гигант, они заранее совместно с нами проработают стратегию продаж, если трейдер будет четко представлять планы производителей на ближайшие годы, мы будем лучше понимать друг друга и эффективнее взаимодействовать.