Сбыть или не сбыть
Pоссийский трубный рынок установил в прошлом году рекорд по объемам как производства, так и потребления, в основном, как и прежде, за счет нефтегазовых компаний. В 2012-м рывка ждать не приходится: по всем прогнозам, потребление труб внутри страны вряд ли сохранится даже на уровне 2011 года. При этом уральским трубникам предстоит ответить на новые вызовы: с одной стороны, наметилась тенденция сокращения потребления труб большого диаметра (ТБД), с другой - компании начинают работать в условиях Единого таможенного союза и ВТО, что неминуемо приведет к ужесточению борьбы и за внутренний, и за внешний рынки.Производство на пике
По итогам 2011 года российская трубная отрасль произвела 10,017 млн тонн стальных труб (на 9% больше, чем в 2010 году). Для сравнения: в самом удачном для нее 2007 году выпущено 8,71 млн тонн.
Уральские предприятия, где производится треть всех стальных труб в стране, не отставали, показав рост в 7,8% (до 3,4 млн тонн) к 2010 году. Так, по данным Минэкономразвития РФ, Синарский и Северский трубные заводы (активы ТМК) выпустили 585,2 и 751,4 тыс. тонн (рост - 9,9 и 11%) соответственно, Первоуральский новотрубный и Челябинский трубный заводы (активы группы ЧТПЗ) - 751,8 тыс. тонн и 1,046 млн тонн (рост - 9,7 и 26,7%) соответственно. Несколько увеличил производство и Уралтрубпром (Первоуральск) - до 272,9 тыс. тонн.
Росту в первую очередь способствовало продолжающееся восстановление внутреннего рынка, на который приходится до 85% продаж российских компаний: по предварительным оценкам, потребление труб в стране в прошлом году превысило 10,3 млн тонн, что на 12% больше, чем в 2010-м, а уровень 2007 года превышен на 21,3%. Так, с подачи автомобильной, машиностроительной отраслей, а также строительной индустрии объем российского рынка бесшовных труб промышленного назначения вырос на 12%, потребление профильных труб - на 20%.
Но основной вклад по-прежнему вносит нефтегазовый сектор. Более 50% совокупного потребления трубной продукции, по оценкам Goldman Sachs, в 2011 году приходилось на бесшовные, нефтегазопроводные, нефтегазопромысловые трубы (OCTG) и трубы большого диаметра (ТБД). Цены на нефть высоки, месторождения углеводородов активно разрабатываются, в итоге внутренние рынки этих двух категорий труб выросли на 11% и 9% соответственно. Активизировался также ремонт действующих и строительство новых трубопроводов, что привело к росту рынка ТБД на 6%.
Но российский рынок стальных труб развивался в 2011 году неравномерно: в середине года бурный рост сменился провалом. По данным ЧТПЗ, в четвертом квартале по сравнению с третьим российский рынок стальных труб сократился на 21% (до 2,138 млн тонн). В основном, по оценкам ТМК, это произошло из-за резкого снижения потребления ТБД (на 43%): если в первом квартале их производство составило 850 тыс. тонн, то в четвертом - только 150 тыс. тонн.
Трубники сократили производство ТБД вынужденно: крупнейшие проекты Газпрома и Транснефти (газопроводы Починки - Грязовец, Ухта - Торжок, а также БТС-2 и «Северный поток») завершились, а строительство новых отложено.
К тому же резко активизировались иностранные производители: по данным Минпромторга, импорт в 2011 году вырос на 20% (до 1,8 млн тонн). Причем в основном ввозят ТБД (свыше 650 тыс. тонн). И это при том, что российские трубники вложили огромные средства в создание новейших мощностей по производству ТБД: сегодня они превышают 5 млн тонн в год. Последний проект запущен на Челябинском трубопрокатном заводе: в марте 2011 года новый цех ТБД «Высота 239» вышел на полную мощность.
Потребление на грани
Уральские трубники единодушны: в 2012 году рывка не будет. «Мы планируем умеренный рост производства в 7 - 8%, до 290 тыс. тонн за год», - отмечает начальник отдела маркетинга Уралтрубпрома Александр Новокрещенов. Сохранить объемы отгрузки как минимум на уровне предыдущего года намерены и в Трубной металлургической компании: уверенности придает подписанный в конце 2011 года договор по 100-процентному обеспечению потребностей ЛУКойла. ЧТПЗ прогнозов пока не дает.
Ставку трубники по-прежнему делают на нефтегазовый сектор, но основной импульс для роста как объемов производства, так и доходов, ожидают не от ТБД. Наоборот, в ТМК, например, не исключают снижения их отгрузки: здесь полагают, что спрос в текущем году будет слабее, чем в 2011-м. Экономисты Goldman Sachs ожидают падения спроса на ТБД в 18%: «Судя по последним заявлениям крупнейшего потребителя труб большого диаметра Газпрома в отношении его программы капитальных вложений (ее объем сократился в 2012 году на 30% по сравнению с 2011-м), несколько крупных трубопроводных проектов будет отложено».
Участники рынка полагают, что самым быстрорастущим сегментом в секторе труб для ТЭК в 2012 году станет OCTG. Росту спроса здесь будут способствовать очень высокие цены на нефть (Brent - около 125 долларов за баррель), которые обеспечивают нефтяным компаниям условия для активных инвестиций в геологоразведочные работы и собственное развитие, поддержку объемов добычи нефти на достигнутых уровнях. «Расходы российских нефтяных компаний на разведку и добычу углеводородов в 2012 году продолжают расти. Это будет поддерживать спрос на трубы бесшовные нефтегазового сортамента и линейные», - заключают в ТМК.
Аналогичной стратегии придерживаются и в Уралтрубпроме: как заявил директор по развитию Александр Михалев, «если раньше мы позиционировали себя как завод строительной индустрии, то теперь приоритеты изменились, и мы достаточно плотно вышли на нефтегазовый рынок».
Борьба за образцовый сбыт
И все же 2012 год для трубников будет достаточно напряженным. По оценкам НП «Русская сталь», в текущем году трубная промышленность единственная из всех сократит потребление стали - на 11,7%. Как отмечает исполнительный директор металлоторговой компании «А ГРУПП» Сергей Курапин, чудес на рынке ждать не стоит: «В части объемов, скорее всего, будет повторен 2010 год». С ним согласен и директор Фонда развития трубной промышленности Александр Дейнеко, по оценкам которого объем рынка может уменьшиться минимум на 10%: «Рекорда, как и уровня 2011 года, не будет. Охлаждение рынка окажется примерно таким же, как после 2007 года, когда после пика потребления мы пришли к снижению объемов на 7 - 10%. Я не хочу проводить прямую аналогию, однако с уверенностью можно сказать, что рынок ожидает как минимум стагнация, а в худшем случае - падение спроса. В первую очередь, конечно, за счет ТБД.
Но не только. Остальные сектора экономики, потребляющие трубную продукцию, также не слишком активно демонстрируют намерение существенно увеличивать спрос».
Борьба за сбыт ужесточается. В немалой степени это связано со сложностями работы на внешних рынках, в частности с образованием единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. «Явное преимущество работы в новых условиях заключается в том, что в единый таможенный тариф Таможенного союза, который распространен на внешние границы стран-участниц, включены на постоянной основе российские ставки ввозных таможенных пошлин. Они существенно выше белорусских и казахстанских, что позволило сократить импорт трубной продукции на территорию Таможенного союза из стран дальнего зарубежья, прежде всего из Китая», - отмечают в ТМК.
Кроме того, рынок прирос рядом предприятий. Это в первую очередь казахстанская KSP Stell (производит трубы обсадные, нефтегазопроводные и общего назначения) и Белорусский металлургический завод (трубы общего назначения и нефтегазопроводные), а также ряд других. В результате у российских потребителей труб сегодня появилась возможность выбирать продукцию как минимум 12 поставщиков.
Работа российских трубников в рамках Таможенного союза уже выявила ряд законодательных ограничений для отечественных компаний в области конкуренции. Так, в Белоруссии, согласно законодательству, покупатель российских труб имеет право заключать договор только напрямую с производителем. Это зачастую экономически невыгодно для небольших потребителей и ограничивает рынок сбыта российских поставщиков. А в соответствии с казахстанским законом «О недрах» поставщик продукции для нужд ТЭК этой страны должен быть включен правительством
в специальный реестр. При этом для иностранного поставщика обязательным условием включения является наличие так называемой доли казахстанского содержания в товарах (аналог понятия «уровень локализации» в российском автопроме). «Это значит, что производитель должен как минимум облагородить трубу на территории Казахстана: сделать резьбу, привинтить муфту. Соответственно, чтобы продвигаться на местный рынок, нужно создавать здесь соответствующие предприятия», - поясняет Александр Дейнеко.
Новое испытание российских производителей ждет после вступления России в ВТО. «С одной стороны, перед трубниками откроются мировые рынки, сократится тарифное регулирование на импорт оборудования. С другой - отмена таможенных границ усилит ценовую конкуренцию между российскими и зарубежными трубниками, увеличит вероятность сокращения доли отечественных производителей на внутреннем рынке. В связи с этим им придется усилить существующие и выработать новые инструменты удержания достигнутых позиций на собственном рынке, в том числе применяя нормы ВТО», - полагают в компании ЧТПЗ.
Предварительный анализ, сделанный ФРТП, говорит о снижении действующей ставки единых ввозных пошлин Таможенного союза на трубы для нефтегазовой отрасли в два-три раза, что может привести к увеличению импорта со стороны основных конкурентов из Европы, Кореи, Японии. Часть ставок будет снижена уже с
1 июля 2012 года, часть в течение следующих четырех лет. В целом, по оценкам аналитика «Уралсиб» Дмитрия Смолина, все трубные компании страны за пять лет могут потерять примерно 5 млрд долларов выручки.
Плюс-минус ВТО
Для трубной отрасли последствия вступления в ВТО двоякие: откроются двери для наращивания экспорта, но усилится конкуренция на внутреннем рынке, считает директор Фонда развития трубной промышленности Александр Дейнеко
- Трубная отрасль может пострадать больше всего?
- Я бы так не сказал. Мы провели предварительный анализ последствий присоединения России к ВТО, структурировав обязательства, касающиеся интересов трубной отрасли. Речь идет о существенном снижении ставок ввозных пошлин, действующих для всего Единого таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, главным образом на трубы для ТЭК. Основной объем обязательств по кодам ТН ВЭД ТС на трубную продукцию, примерно 40%, вступит в силу с 1 июля 2012 года, на остальные коды снижение будет происходить в течение установленного переходного периода. В частности действующие ставки пошлин на ТБД, насосно-компрессорные, обсадные, бурильные, нефтегазопроводные трубы снизятся с 20 - 15% до 10 - 5% уже в 2012 году.
- Какие импортеры воспользуются этим в первую очередь? Китай?
- Китай ведет себя на российском рынке агрессивно, государственный протекционизм этой страны позволяет ее экспортерам перешагивать через все мыслимые барьеры. Но российские потребители уже попробовали качество китайских ТБД и им хватило. Роста импорта стоит ждать со стороны основных конкурентов - Европы, Кореи, Японии. Для них вход на наш рынок упростится.
Но не нужно забывать, что российские трубники с 2002 по 2011 годы успешно провели комплекс мероприятий, направленных на коренную модернизацию и обновление мощностей по выплавке стали, производству непрерывнолитой заготовки и высокотехнологичной, конкурентоспособной трубной продукции. Сегодня отечественные заводы выпускают около 60% продукции на самом современном оборудовании, опережают по технологическому и инновационному уровню другие страны мира, в том числе Европу, США и Китай.
- В каких объемах все-таки вырастет импорт?
- К глобальной экспансии это, конечно, не приведет. Но заметно усложнит продажи на внутреннем рынке. Минус в другом: трубная отрасль находится на завершающем этапе технологической и производственной модернизации. Для этого компании уже инвестировали более 11 млрд долларов. Из-за кризиса 2008 - 2009 годов мы вынуждены ряд объектов, а это еще около 2,5 млрд долларов, ввести в строй только в 2012 - 2014 годах. Речь идет о запуске непрерывных производств универсальных горячекатаных труб: такие можно использовать как для нефтегазового сектора, так для машиностроения и общестроительных работ. Снижение ввозных пошлин на фоне охлаждения внутреннего рынка затруднит их реализацию.
- А возможности для расширения экспорта есть?
- И это существенный плюс ВТО. Наша отрасль в первую очередь ориентирована на внутренний рынок, от него мы получаем до 80% выручки. Но экспорт не стал для нас менее интересным. За последние десять лет за счет освоения новых видов продукции мы смогли расширить географию с 15 до 80 стран.
Мы надеемся, что присоединение к ВТО позволит прекратить часто используемую в ЕС практику применения так называемых газовых поправок и использования расчетного метода при установлении антидемпинговых пошлин в отношении наших производителей.