Детей — в торговые центры
26 февраля 2008 года генеральное консульство Германии провело в Екатеринбурге круглый стол на тему «Россия и Германия. Демографическая политика и методы стимулирования рождаемости». Априори предполагалось: рождаемость в наших странах нужно повышать до уровня, позволяющего сохранить хотя бы существующее население. Германия, конечно, нас опережает во внедрении всех этих «материальных мер стимулирования рождаемости», строит новые и модернизирует существующие детские сады, проводит подобные круглые столы для поиска новых идей. В общем, мучительно ищет ответ на вопрос «что делать?». При этом статистически у них на одну женщину детородного возраста приходится 1,39 ребенка, в России — 1,38. Ну не хотят мамаши рожать!
Точные науки демография с социологией говорят, что если российским мамочкам устроить жизнь, как в сказке или в богатой Швеции (это когда квартира, машина, огромное пособие по уходу за ребенком, сохранение рабочего места и муж все время рядом, хотя насчет их мужей я не очень уверен), тогда этот показатель составит 1,6 — 1,7 ребенка на мамашу. А для сохранения населения надо 2,15 — 2,2 ребенка на семью из двух человек. То есть все равно вымрем.
При этом возникает много вопросов. Если вымрем, то когда? Сколько нам нужно населения и для чего оно нам в таком именно количестве? Как наших женщин ну не заставить, а хотя бы уговорить рожать?
Давайте остановимся на последнем. В вопросах уговаривания наше государство никогда особенно не блистало, изысков не демонстрировало. Оно вело и ведет себя как «новый русский» из анекдотов, который, лопаясь от свалившихся с неба денег, предпочитает не уговаривать, а покупать: «Чо надо? Рожать?! Дадим денег — пусть рожают. Больше рожать?! Больше дадим!».
При этом зачастую никто не ставит себя на место молодой мамы. Мы не представляем себе, каково это: сначала рожать в роддомах, подобных краснотурьинскому, в которых то стафилококк, то ремонт, то переезд, в общем, «не до вас, мамаша». Затем — все ужасы районной поликлиники с нехваткой специалистов, очередями с семи утра «за талончиком», а при модернизации и оснащении компьютерами — «за направлением» к врачу. Потом — поиски вменяемой няни для ребенка, потому что в детский сад в Екатеринбурге, например, попасть просто невозможно. Все эти тяготы вряд ли искупаются скромной суммой «материнского капитала», на которую при нынешнем уровне цен в Екатеринбурге можно купить аж четыре квадратных метра жилья.
Как-то не в лоб, видимо, надо к этой проблеме подходить. Вот, к примеру, детские сады. Ну, раздали их в лихие 90-е кому на время, а кому и навсегда. Вы представьте: детей не рожают, садики стоят полупустые, в группах по четыре-пять детей… Понятно, что отдать — лучше. А когда нужно будет — вернуть!
Вот сегодня — нужно. Только вернуть все не удается. Построить быстро — тоже проблема. Надо запланировать строительство, заложить средства в бюджете на следующий год, выделить их, провести проектирование, найти подрядчика (все — через открытые конкурсы), собственно построить. На все про все лет пять. А садики нужны уже «вчера».
Что делать? Сегодня Екатеринбург — прежде всего город торговый. Построено много современных торговых центров, количество работниц в них исчисляется тысячами. И у многих есть дети дошкольного возраста. Для осознания величины проблемы: только в супермаркете Auchan, расположенном в торговом центре «Мега», 270 кассиров-женщин.
А там еще 135 бутиков и кафе, в которых тоже работают женщины. Плюс работницы магазинов OBI и IKEA... Многие из них — жительницы Первоуральска, то есть их головная боль, с кем оставить ребенка, должна становиться головной болью и областных властей.
Выход, мне кажется, есть. Можно организовать в крупных торговых комплексах, условно говоря, «центры обучения детей дошкольного возраста» для детей работниц. Чтобы мама, приходя на работу, просто оставляла ребенка в этом центре, где педагоги занимались бы с ним развитием речи, музыкальным образованием, физкультурой, гуляли и т.д. и т.п. — все по программе детского сада. Помещения можно найти внутри любого торгово-развлекательного центра, были бы желание и добрая воля их владельцев и заинтересованность руководства города и области. Вероятно, в существующие ТЦ подобные помещения вписать возможно только при реконструкции, но при их проектировании и строительстве необходимо учитывать наличие маленьких детей у сотрудниц.
Намеренно не предлагаю называть подобные учреждения детскими садами, понимая все сложности, которые вызовут подобные названия при их согласовании в Роспотреб-, Госпож- и прочих надзорах, которым несть числа.
С одной стороны, создание таких центров увеличит затраты бизнеса. С другой — улучшит климат в коллективах, позволит привлекать на работу лучшие кадры, снизит нагрузку на городские детсады. Это и есть его, бизнеса, социальная ответственность — заботясь о собственном благе, делать жизнь людей лучше.
А власти могли бы такой бизнес поощрять, а не вымогать у него при строительстве десять процентов «на инфраструктуру города». Вот она — инфраструктура! И работницам спокойно — дети под присмотром, и бизнесменам — на работе все думают о работе, и властям — решение демографической проблемы и выполнение национального проекта.
Я понимаю, что осуществить такой проект не очень легко. Но также я понимаю, что тактика «лучше не замечать проблему, глядишь, сама рассосется» губительна. Так ведь и Россия «рассосаться» может. А открытие подобных центров обучения детей дошкольного возраста помогло бы снять остроту проблемы.
Кто хочет сделать — ищет способы, кто не хочет — оправдания. Предлагаю властям воспользоваться предложенным способом