При бульоне

При бульоне Ухудшение общей экономической ситуации и целенаправленное гашение бурного роста банковской розницы Банком России привели к формированию нового тренда — снижению динамики банковского сектора.

Аналитический центр «Эксперт-Урал» составил ежегодный рейтинг банков Урала и Западной Сибири. Анализ совокупных данных показал: сектор теряет динамику. Общие активы банковской системы страны выросли в 2013 году только на 16,9%. Сравните: в 2012 году — 19%, в 2011-м — 24%. А если для большей объективности, чтобы исключить влияние валютного курса, брать только рублевую составляющую балансов, результат будет еще ниже — 15,5% (против 22% в 2012 году и 25% в 2011-м).

Охладили и переложили в большие

Существенный вклад в замедление темпов роста внесло корпоративное кредитование. Стагнация в экономике привела к снижению спроса бизнеса на долгосрочные ресурсы. Предприниматели занимают деньги в основном на пополнение оборотных средств, в лучшем случае — на завершение реконструкции существующих мощностей. В условиях неопределенности они стараются не увеличивать долговую нагрузку и не начинают новые проекты. В итоге корпоративный кредитный портфель в целом по стране вырос на 13,4% против 19,5% в 2012 году и 30% в 2011-м.

Если в предыдущие пару лет банки компенсировали этот провал подъемом активности в потребительском кредитовании, то сейчас и этот сектор перестал быть драйвером. Причины — насыщение рынка, ухудшение качества обслуживания кредитов со стороны населения и регуляторное давление. ЦБ весь год стремился искусственно охладить рынок. В итоге рост потребительского портфеля сократился с 45% в 2012-м до 29,6%. Пожалуй, единственный сегмент, как минимум сохранивший динамику, — кредитование малого бизнеса.
Еще одна причина торможения роста — ограниченность пассивов: стабильно увеличивались только частные вклады, как срочные (плюс 20%, годом ранее — 19%), так и до востребования (18% и 19% соответственно). Средства на депозитах юридических лиц прибывали медленнее — 6,2% (в 2012-м — на 13%).

Среднестатистический прирост ресурсов на расчетных счетах предприятий оказался выше, чем в 2012 году (16% против 4%). При этом львиная часть его пришлась на Сбербанк (19,1%) и госбанки (35,7%), тогда как у региональных банков этот показатель сократился на 4,2%. Это можно было бы объяснить тем, что в Сбербанке и госбанках обслуживаются государственные и близкие к ним компании, имеющие определенную цикличность движения средств по счетам. Однако мы видим похожую тенденцию и на счетах ИП: у Сбербанка прирост составил 25,6%, у госбанков — 15,8%, у крупнейших частных банков — 22%, тогда как у региональных банков всего 1%. Вывод: это следствие снижения доверия к малым банкам после начала кампании массового отзыва лицензий. Кризиса недоверия по этой причине не произошло, но часть пассивов малые банки недополучили.

Показательна ситуация с карточными счетами: в безусловном выигрыше оказался Сбербанк (темп роста этого вида ресурсов — 29%), госбанки (12,8%) и крупнейшие банки федерального масштаба (16%). Средние региональные банки получили скромные плюс 2,4%, малые — минус 1,3%.

В своей и чужой тарелке

Динамика региональных банков и филиалов других территорий, работающих на Урале и в Западной Сибири, в среднем отражает общестрановые тенденции. Исключение составляет только прирост средств на расчетных счетах: в регионе он почти в два раза ниже, чем в среднем по стране.

Безусловно, в каждом субъекте федерации уровень развития банковской системы различен и зависит от массы экономических факторов: состояния системообразующих отраслей, уровня конкуренции, доходов населения, обеспеченности ресурсами. Для более детального анализа мы кроме статистики ЦБ РФ используем собственные данные, которые на добровольной основе нам предоставляют филиалы крупнейших банков.

Итак, портфель корпоративных кредитов филиалов московских банков, откликнувшихся на наше предложение, по итогам 2013 года вырос на 25%. Это результат работы с крупным и средним бизнесом территории. По кредитам ИП отрыв меньше, однако все равно в пользу филиалов, участвующих в исследовании: 12% против 10% у регионалов. Существенный отрыв зафиксирован и при анализе динамики потребительских кредитов: 33% у филиалов и 27% — у региональных банков.  

Интересно выглядит динамика пассивной базы. Расчетные счета у филиалов выросли на 7,6%, в то время как у самостоятельных банков (мы не брали в расчет Ханты-Мансийский банк) они сократились. По срочным депозитам юридических лиц тенденция обратна: у филиалов — минус 1%, у самостоятельных банков — плюс 12%. По срочным вкладам рассматриваемые нами группы банков показали одинаковый положительный результат: филиалы — 18,6%, самостоятельные учреждения — 16%. По вкладам до востребования с огромным отрывом лидируют филиалы (27% против 1% у региональных игроков), в основном за счет Сбербанка и ВТБ24, которые смогли привлечь значительные средства как раз в конце года на фоне кампании по отзыву лицензий у частных банков. 

Где навар

2013-й стал первым за последние пять лет, когда совокупная прибыль банков до налогообложения сократилась на 2% (если не брать в расчет Сбербанк, то снижение составит 11%). Правда, по мнению аналитиков рейтингового агентства «Эксперт РА», это связано не с фундаментальными факторами, а с особенностями ведения бизнеса рядом крупнейших банков. Так, Газпромбанк увеличил отчисления в резервы и значительно больше средств направил на расходы, ВТБ24 вложился в проект «Лето-банк» и создал дополнительные резервы по необеспеченным кредитам, «Петрокоммерц» покупал проблемные активы у ФК «Открытие» и досоздавал по ним резервы.

Несколько тревожнее выглядит статистика убыточности: за год доля убыточных банков выросла с 5,4% до 9,1%. Среди уральских банков убытки показали десять учреждений, год назад таких было четыре. В основном это связано с необходимостью создания резервов: если в 2012-м на них уходило 26% прибыли, в 2013-м — 53% (без учета Сбербанка, у которого низкие отчисления в резервы в силу качественного кредитного портфеля). Прибыль до создания резервов выросла на 32%. Дополнительные средства на резервы потребовались банкам из-за роста просрочки и ухудшения качества портфеля потребительских кредитов. Уровень просрочки по потребкредитам (без Сбербанка) вырос с 5 до 5,7%, по кредитам ИП — с 5,5 до 6,3%, тогда как по корпоративным кредитам снизился с 5,1 до 4,7%.

В этих условиях банки начали приостанавливать планы развития инфраструктуры. Во втором полугодии 2013 года резко затормозился рост офисной сети: она увеличилась всего на 72 единицы, тогда как в первые шесть месяцев на 815. За 2012 год банки открыли 2339 точки, за 2011 год — 2125. Заметное сокращение сети идет у Сбербанка, который за 2013 год закрыл 669 офисов, при этом 85% закрытых офисов приходится на сельскую местность.  

По всей видимости, активы банковской системы будут терять динамику и далее.

Как мы уже отмечали, единственный ресурс, который стабильно растет последние три года, — срочные вклады физлиц в рублях, однако это средства дорогие. Мало того, в связи с девальвацией рубля следует ожидать перетока из рублевых накоплений в валютные, в связи с чем рублевые ставки вряд ли будут падать. Как следствие, высокая стоимость ресурсов не позволит наращивать корпоративный кредитный портфель. Не слишком оптимистично выглядит и потребительский сектор: высокий уровень просроченной задолженности и закредитованность населения не позволят наращивать портфель кредитов прежними темпами.

Сокращение издержек будет одной из первоочередных задач банков. Это приведет к изменению части процедур, например, вместо затратной технологии проверки платежеспособности заемщика по документам банки будут смотреть на наличие у него кредитной истории. Еще один вариант оптимизации затрат — работа с более качественной и платежеспособной клиентурой.

Дополнительная информация.

Банкиры о причинах снижения темпов роста

Ольга Артемьева, заместитель начальника управления развития розничного бизнеса банка «Урал ФД»:
— В 2012 году наблюдался пик потребительского кредитования, темпы роста банковского сектора были завышенными. В 2013 году изменилась экономическая и социальная ситуация в стране, что не могло не повлиять на отрасль в целом. Произошел отток капитала, снизился рост ВВП, во втором квартале 2013 года замедлились темпы роста потребительского кредитования, усилилась закредитованность населения. Кроме того, ужесточился контроль регулятора: были введены дополнительные требования к капиталу, изменились правила резервирования для банков. Ситуация в Пермском крае в целом была лучше, чем по России, активы банков выросли на 20%. Для нашего банка 2013 год вообще стал годом внедрения серьезных новаций: мы вывели на рынок розничный бренд «Клюква», начали модернизацию технологий, прибрели новое оборудование, переформатировали розничный и корпоративный офисы. Все эти проекты требовали дополнительных инвестиций. В связи с этим мы действительно наблюдаем некоторое снижение чистой прибыли банка в прошлом году. При этом кредитный портфель «Урал ФД» за прошедший год вырос на 36%, в том числе кредитный портфель физлиц — на 42%. Можно с большой долей вероятности прогнозировать, что резкого снижения темпов роста отрасли не будет, рынок банковских услуг будет расти стабильно, но менее высокими по сравнению с 2012 годом темпами. Прогнозируется снижение объемов необеспеченного (более рискованного) кредитования под более высокие процентные ставки и рост объемов залогового кредитования. Трендом по-прежнему будет пакетирование услуг и комплексный подход в обслуживании розничных клиентов.

Константин Богатырев, заместитель председателя правления банка «Кольцо Урала»:
— Снижение динамики роста активов характерно для большинства банков, за частичным исключением топовых банков с государственным участием. Это обусловлено двумя причинами: падением темпов роста розничного кредитования и давлением на капитал. Пожалуй, именно данные ограничения стали основным фактором уменьшения объемов кредитования со стороны представителей банковской сферы. Это в свою очередь привело к снижению совокупной прибыли банков. Конечно, здесь сказался и рост резервов.
Нормы, регулирующие рынок потребительского кредитования (в частности ограничивающие банки в процентных ставках по кредитам), уже вступают в силу, вопросом о том, как строить бизнес в складывающихся условиях, сегодня задаются все участники рынка. Если раньше банкиры закладывали в ставку все возможные риски, то одновременно с «потолком» по ставкам появляется «потолок» и по объему рисков. Как следствие, для многих клиентов (особенно допустивших просрочку в кредитной истории) вероятность получения кредита снизится.
Вместе с тем для обладателей хорошей кредитной истории ситуация, скорее, изменится в сторону снижения стоимости кредита. Сокращение качественных заемщиков вызовет среди банков конкуренцию как ценового, так и сервисного плана.
Это даст толчок более активному развитию рынка микрофинансовых организаций, так как именно туда направятся все те, кто не смог получить деньги в банке.
Увеличение числа отказов по кредитам (в совокупности с нерешенной проблемой ограничения по капиталу у многих участников) скажется и на темпах роста банковской розницы: 2014 год пройдет по сценарию 2013-го.

Виктор Москалёв, директор по управлению рисками ЗАО «Уралприватбанк»:
— Замедление роста активов банковского сектора явилось закономерной реакцией на общий экономический спад, для которого было несколько причин. Здесь и ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, обусловленное подавленностью экономики большинства европейских стран и торговых партнеров России, и снижение внешнего спроса, и уменьшение физических объемов поставок нефти, металлургической продукции, машин, оборудования и транспортных средств. На Уралприватбанке это замедление отразилось незначительно, поскольку наш целевой сегмент — это субъекты среднего и малого предпринимательства, которые в меньшей степени подвержены воздействию перечисленных факторов. Деятельность значительной части субъектов малого, среднего и микробизнеса сосредоточена в отраслях, обладающих неэластичным спросом. Чаще всего это сфера оптовой и розничной торговли товарами первой необходимости, сфера бытовых услуг. Очевидно, что при любой экономической ситуации в стране и мире мы как потребители не перестанем покупать продукты питания, бытовую химию и иные подобные товары. Соответственно, в связи с тем, что сохранялся спрос со стороны потребителей на услуги субъектов микро-, малого и среднего предпринимательства, сохранялся спрос и на кредитные ресурсы.

Профессиональный подход

Дмитрий ШиляевБанкам сложнее конкурировать на уровне количественных параметров, поэтому на первый план будет выходить улучшение качества ведения бизнеса, создание надежных доверительных связей с клиентами — убежден заместитель председателя правления банка «Югра» Дмитрий Шиляев.

— Единственный сегмент, которому по итогам прошлого года удалось сохранить прежние темпы роста, — кредитование малого и среднего бизнеса. С чем это связано?

— Активная работа в этом направлении ведется на государственном уровне. В частности, благодаря программе финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства МСП Банка небольшие и средние банки-партнеры программы стали активнее кредитовать малый бизнес. Сейчас обсуждается возможность выделения средств на кредитование МСБ из Фонда национального благосостояния. Кроме того, со стороны МСБ наблюдается высокий спрос на кредиты, есть банки, которые выбрали это направление бизнеса приоритетным, они применяют скоринг при выдаче кредитов, чтобы ускорить и упростить процесс.

— Какие факторы повлияли на снижение совокупной прибыли банков?

— Несмотря на то, что упорядочивание банковской системы в долгосрочной перспективе покажет только положительные результаты как для самих банков, так и для клиентов, в третьем и четвертом квартале 2013 года среди клиентов сложилась тревожная обстановка в связи с отзывом лицензий у крупных игроков. Это повлияло на темпы розничного и корпоративного кредитования. Замедление экономического развития в целом — также один из факторов. На 2014 год прогноз более оптимистичный. Возможно, не случится прорыва, но динамика в секторе будет положительной.

— Как вы оцениваете перспективы банковской розницы в 2014 году: темпы роста, изменение продуктовой линейки, маркетинговой политики.

— Банкам становится все сложнее конкурировать на уровне количественных параметров, поэтому на первый план будет выходить улучшение качества ведения бизнеса, создание надежных доверительных связей с клиентами. При этом нужно учиться не только привлекать новых клиентов, но и выстраивать лояльные отношения с постоянными клиентами.

С одной стороны, требуются развитие ИТ-сферы, новые продукты, ориентированные на нужды клиентов, более персонализированный и детальный подход, с другой — работа внутри компании, повышение эффективности и производительности труда. Все это даст возможность расширять бизнес.

— Ваша оценка качества потребительских кредитов: насколько сильно проблема «плохих долгов» будет давить на банковский сектор? 


— Сегодня в банковском секторе большая доля «плохих долгов» приходится на розницу. Это и есть ахиллесова пята многих банков. Очевидно, что сегмент, который дал за последние два года наибольший прирост, замедляет темпы. Данная тенденция создает дополнительные системные риски в банковском секторе, в связи с чем некоторые банки пересматривают свою кредитную политику. Возможно, банкам сегодня сложно найти компромисс между стоимостью ресурсов, которые они привлекают, и качеством заемщиков, которым эти ресурсы направляются. Но ведь именно в этом и состоит профессиональная работа банкиров.

Дополнительные материалы

Рейтинг банков Уральского региона по итогам 2013 года

Материалы по теме

По возможности и способности

ЕБРР приобрел 25% плюс 1 акцию СКБбанка

СКБ-банк покинул САИЖК

Минус пятый

Человеческий рост