Не уничтожать - уживаться
Для Урала моногорода имеют особое значение. Монопрофильные населенные пункты — это по меньшей мере 45 городов на территории пяти областей. В них проживает 17 млн человек — почти четверть населения Башкортостана, Пермского края, Свердловской, Челябинской и Оренбургской областей. Моногорода дают до половины промышленного выпуска макрорегиона (стратегические северные нефтегазовые территории в расчет не берем).Особенно актуальна тема монопрофильных городов для Среднего и Южного Урала. Если из общерегиональных показателей вычесть вклад областных столиц, то едва ли не весь регион представлен монопоселениями. В Свердловской области из 32 промышленно активных городов проблемный префикс «моно» можно добавить к 21-му, в Челябинской — из 21 к 12-ти. В первой в таких проживает половина всего населения, они производят 85% промышленной продукции области. Во второй на них приходится три четверти всего промышленного производства.
Всплеск общественного внимания к полной невзгод жизни моногородов спровоцировал кризис 2008 года. 27 октября в Верхнем Уфалее (Челябинская область) остановился градообразующий Уфалейникель. Себестоимость тонны продукции комбината достигла 26 тыс. долларов, а цена на мировых рынках упала до 8 тысяч. Для города с населением менее 34 тыс. человек закрытие предприятия со штатом в 3,5 тыс. работников грозило крахом. Летом 2009 года социальный взрыв в Пикалево вынес тему на всеобщее обсуждение. По мере выползания отечественной экономики из кризисной ямы проблема моногородов отошла было на второй план, однако с конца 2013 года волна внимания к ним стала подниматься вновь. События в Пикалево спровоцировали правительство на выделение моногородам бюджетной помощи в пожарном порядке. В принципе в качестве первого шага господдержки проведенная в 2009 — 2010 годах работа выглядела очень хорошо, однако анонсированных последующих шагов не последовало.
И вот теперь снова заговорили о выделении из федерального бюджета средств для решения проблемы моногородов. И снова совершенно неясно, кому и как следует помогать. Большинство реализуемых и предлагаемых властями мер — краткосрочные и разовые. При этом арсенал этих мер чиновниками выбран беспрецедентно широкий — вплоть до закрытия населенных пунктов.
Мы убеждены: наскоком с проблемой монопоселений не справиться. С ней вообще вряд ли удастся справиться окончательно. «Можно сказать, что феномен моногородов непреходящий. Исчезнут ли они когда-нибудь? Никогда, как минимум в рамках существующей экономической формации: небольшой город — почти всегда моногород. Такие есть и в Америке, и в Западной Европе. У нас в широком смысле к моногородам можно относить почти любой город районного подчинения», — говорил больше двух лет назад в интервью «Эксперт-Уралу» Герман Ветров, в то время — директор направления «Муниципальное экономическое развитие» Фонда «Институт экономики города» (см. «По приборам сквозь великую глушь» , «Э-У» № 43 от 31.10.2011).
В такой ситуации основные общественные и правительственные усилия должны быть направлены на то, чтобы учиться жить с такого рода поселениями в меняющихся экономических условиях.