Варваркрафт, или Много званых — мало избранных

March 3, 2019

21 февраля в прокат вышел «Тобол» по мотивам дилогии Алексея Иванова «Тобол. Много званых» и «Тобол. Мало избранных». Реверс № 1: книга родилась именно как сценарий, заказанный писателю продюсером Олегом Урушевым. История Тобольска так увлекла автора, что вызвала к жизни эпически-мифологическое полотно, жанр которого он обозначил как пеплум (масштабный, с батальными сценами и панорамными видами фильм, способный ради зрелищности пожертвовать исторической достоверностью). Однако режиссер Игорь Зайцев полностью переписал сценарий с целью «придания историческому сюжету большей динамичности», Иванов с правкой не согласился, но «мотивы» в титрах остались. Реверс № 2: фильм, показанный полным метром, и снимался, и выйдет как телесериал. Обрезанная прокатная версия стала, по мнению критики, чем-то вроде «рисунка из точек, соединить которые в единое целое смогут только зрители, читавшие книгу, и вряд ли результат оправдает их ожидания».

Сергей Синяков, «Сеанс»:

<…>Так уж повелось, что снятый российский сериал кромсают на кусочки, а те из них, что позабористее, худо-бедно монтируют в полуторачасовой клип. Получившийся голем, кося глазом из-под глиняного колена и сморкаясь ухом, отправляется в недлинный и не чересчур, как правило, коммерчески успешный поход по мультиплексам. Упреки критиков, что под видом наливного яблочка подается огрызок, создатели парируют в том духе, что делали кино не для эстетствующих выхухолей, которые алчут смысла и сюжета, а для народа (релизы, как правило, подшиваются к красным датам календаря). Забота об интересах малопочтенной в глазах продюсеров публики, которой сгодится и эрзац, в таких случаях — обыкновенное жульничество и то печальное зрелище, на которое, отвлекшись от хлебов, возможно, недурно бы обратить внимание Роспотребнадзору.

<…>В основе — историческая эпопея Алексея Иванова, сколь масштабная, столь и почти неразличимая в итоге на экране, как нитка золота в небогатой породе. Вероятно, лучший на сегодня массовый русский писатель, Иванов качественно развлекает и увлекает аудиторию, не играя на чрезмерное упрощение и не утверждая при этом в читателе дурака. Создание мейнстрима с неглупым человеческим лицом — то умение, которое не грех было бы позаимствовать авторам экранизации. Но они берут другое. <…> В руках если не конгениальных автору текста, то в достаточно чутких и храбрых, из этого текста могла бы получиться картина мечты. <…>Густое мистическое фэнтези «Тени исчезают в полдень в черном вигваме». Убедительное историческое полотно — идеальное пособие для ленивых школьников. Многофигурная семейная сага о бремени страстей человеческих. Или, наконец, мощная социалка на тему дня, «Домашний арест» в костюмах, декорациях и с высокой нотой античного трагизма. Едва ли не главный герой книги — губернатор Гагарин, коррупционер-почвенник и прохвост-патриот, недурной человек в дурных обстоятельствах, своим извилистым жизненным путем на плаху доказывающий, что искренняя любовь к Родине и привычка несколько у нее подворовывать — явления не такие уж и полярные, а при известной сноровке чуть ли не сокорытные. Предстань он на экране во всей красе, и от подобного портрета холодок побежал бы за ворот у цвета российского чиновничества. А у нас ведь как будто сегодня в тренде показательные процессы и жирные намеки.

Но ничего этого в фильме-трейлере, который по отношению к книге — скомканный фантик, нету. Есть строго дозированные сиськи и хорошие бои рыбой. Есть яркие, но зыбкие и малоубедительные, как пульс в реанимации, любовные линии (для юных героев первым делом вовсе не самородки, а девушки, которые не желают оставаться на потом и прут кобылицами-тяжеловозами). Есть гавкающие в разлад с ивановской прозой тонкого шитья звонкие, но пустопорожние слоганы вроде «Военное дело — первое из мирских дел!», «Держава отречением наша сильна. Не за себя, а за отечество!». И, наконец, «Сейчас, как никогда, Китаю нужен союзник!». Есть детсадовская магия в виде ангела, который периодически генерируется из облаков — сперва в виде зыбких крылышек, а в финале — в образе понятного приятного мужчины типажа певца Игоря Талькова. Есть самый, наверное, карикатурный экранный Петр, жуткий гаер, рядом с которым вожди из заморской «Смерти Сталина» — парадные плакаты, с которыми хоть на демонстрацию. <…>  

Ксения Реутова, «Киноафиша»:

<…>В романе Иванова Сибирь предстает вольницей, окраиной и дальним рубежом, куда не дотягивается столичная власть, а сама петровская эпоха выписана как время бесконечного становления и обновления. Экранизация по мотивам дилогии по своему духу, напротив, глубоко реакционна, консервативна и статична. До изобретения формулы «православие, самодержавие, народность» остается еще больше сотни лет, но прозорливые герои уже действуют по ее руководству. Православие представлено навязчивым образом ангела, который постоянно мерещится обитателям Тобольска в небесах и выражает наивную веру в лучшее будущее. Самодержавие олицетворяет слегка безумный и жестокий, но зато честный и справедливый царь Петр. За народность отвечает война: она российским кинематографистам по-прежнему милее мира, и очередной Иван, одурманенный разговорами о благе отечества, едет в чужие страны, чтобы защищать его от тех, кто даже не думает нападать.

Лишь в одном случае драматургический анахронизм попадает точно в цель. Это сцена, в которой чиновник Гагарин с лоснящимся от достатка и благополучия лицом в ответ на просьбу архитектора Ремезова снарядить операцию для спасения гибнущих в джунгарской степи людей вдруг начинает нервно вопить: «В казне денег нет!» Вот за нее спасибо, это в яблочко. Правда, учитывая финальные титры с упоминанием крупных нефтяных корпораций и правительства Тюменской области, эта удача — чистая случайность.  

Иван Афанасьев, «Котонавты»:

<…>Фильм производит стойкое ощущение откровенной «заказухи», направленной не на создание впечатляющего исторического блокбастера, а на пропаганду любимых «скреп». В первую очередь, конечно же, армии: сын архитектора Тобольска записывается в рекруты, потому что «в семье все служили», русские офицеры — почти без исключения идеальные стоеросовые оловянные солдатики, отвергающие низменные ценности быта вроде любви. … Прочие атрибуты «агитки» вроде обязательных золотых куполов, одичалого народа, которого ведут к свету царь и церковь, пафосных призывов биться «за родину» и междустрочной нетерпимости к «инаковым» народам — присутствуют. … «Тобол» накручивает драму не благодаря тщательно проработанным характерам реальных исторических персонажей, а при помощи навязчивого пафоса, что скорее отвлекает и превращает происходящее в какую-то видеоигру. … Это даже немного печально. Можно было бы простить фильму несовершенство графики (как в случае с «Легендой о Коловрате»), общую «дубовость» исполнения (как со «Скифом») и деревянные лица актеров (как в «Матильде»). Но навязываемая патриотичность фильма и распадающийся на составные части сценарий, написанный загадочным дебютантом, вечно вставляют палки в колеса телеге, которая, в общем-то, вполне могла бы куда-то довезти.  

Новости

Введение QR-кодов для посещения крупных торговых центров и предприятий общепита в Тюменской области отложено до 20 января 2022 года

17.12.2021

Компания с необычной историей

17.12.2021

В Свердловской области ввели обязательную вакцинацию студентов

17.12.2021

Куда полететь из Екатеринбурга на новогодние каникулы

17.12.2021

Правительство продлило турбизнесу возможность использовать средства фонда персональной ответственности для возврата денег туристам

17.12.2021

«Титановая долина» вошла в топ-10 рейтинга привлекательности ОЭЗ РФ

17.12.2021

Екатеринбург в 2022 году может перейти на метод ценообразования на тепло по принципу «альтернативной котельной»

17.12.2021

Рекорд суточной погрузки поставила Свердловская магистраль 16 декабря

17.12.2021

Муниципалитеты Свердловской области получат рекордную сумму на ЖКХ

17.12.2021

Перед аэропортом Кольцово установят стелу-петлю

17.12.2021

Около 3 млрд рублей получит Свердловская область в рамках подготовки к Универсиаде

17.12.2021

Почти 1,2 млн перевозочных документов оформили клиенты СвЖД с помощью цифровых сервисов в 2021 году

16.12.2021

ПСБ и ТПП РФ расширят доступ малого бизнеса к проектам диверсификации ОПК

15.12.2021

Екатеринбург станет двухмиллионником к 2030 году

14.12.2021

Около десяти новых площадок выберут в Екатеринбурге для применения механизма комплексного развития территории в 2022 году

14.12.2021

Уровень вакцинации в регионах УрФО почти вдвое меньше, чем требуется для коллективного иммунитета

14.12.2021

Авиакомпания Utair запускает с 10 января рейс Сургут — Курган

14.12.2021

Корпорация развития Среднего Урала получила контрольный пакет акций в управляющей компании индустриального парка «Богословский»

14.12.2021

3087 семей улучшили в 2021 году условия проживания в рамках жилищных программ Тюменской области

14.12.2021

Первая в России беспилотная «Ласточка» может появиться в 2022 году

13.12.2021

В Екатеринбурге подведены итоги социальной акции «Говорящая книга»

13.12.2021

На строительство ледокольного танкера для «Арктик СПГ 2» выделено 890 млн рублей

13.12.2021