Сегодня сейшн в Ленсовета

June 17, 2018

7 июня в прокат вышло «Лето» Кирилла Серебренникова. (Напомним, режиссер до сих пор находится под домашним арестом, его обвиняют в крупном хищении государственных денег, выделенных на проект «Платформа», по делу с ним проходят коллеги из Гоголь-центра, а также экс-главбух организации.) Мировая премьера состоялась в рамках Каннского кинофестиваля, получен приз за лучший саундтрек.

Основная сюжетная линия «Лета» — история знакомства и отношений 19-летнего Цоя, 26-летнего Майка Науменко и его жены Натальи. Тема и настроение — становление ленинградской андеграундной рок-культуры начала 1980-х. В интернет-прессе фильм немедленно вызвал споры (цитируем по открытым источникам).

Борис Гребенщиков (на презентации нового альбома «Время N»:

«У меня не было возможности говорить с Кириллом, потому что мы, в общем, толком не знакомы. Я два раза очень мило говорил с Ильей, я не помню его фамилии — продюсер Кирилла <...> Стюарт, да. Милейший человек. Илья мне лично сказал, что там не будет упоминаться фамилия Гребенщикова и не будет моих песен. <...> Я читал сценарий, который они мне прислали, и я им сразу написал, что сценарий — ложь от начала и до конца. Что мы жили совсем по-другому, у нас была другая мотивация. У него в сценарии представлены <...> cегодняшние московские хипстеры, которые кроме как *** за чужой счет больше ничего делать не хотят. Ни к Майку, ни к Цою, ни к Наташе, ни к кому-либо из нас этот сценарий не имеет ни малейшего отношения. Человек, который писал этот сценарий, он даже не был на этой планете. У него совсем другое в голове. Он не понимает, как люди могут жить так. Будь он в те времена, он служил бы в КГБ. Я <...> сказал то, что я по этому поводу думаю — все. Поэтому что будет из этого фильма — я не знаю, меня он не очень интересует. Я очень надеюсь, что Кирилла выпустят из тюрьмы, что у него все будет в порядке, но с этим фильмом у нас с ним согласия не будет никогда. Он видит одно, я вижу совсем другое. Моя точка зрения, наверное, ближе к реальности, потому что я там был, а он нет».                         

Антон Долин

Как еще начинать статью о Кирилле Серебренникове, если не с адвокатской речи? А в роли обвинителя на этот раз — не карательные государственные органы, а уважаемый человек и один из узнаваемых героев фильма «Лето» Борис Гребенщиков. <...> Возможно, текст после критики БГ успел измениться, но результат парадоксален: единственное, чем абсолютно не озабочены персонажи «Лета», — это секс и деньги. Перед нами чистые, наивные, отчаянно романтические молодые люди, не желающие идти на любые компромиссы. <...> Второе обвинение, хлесткое «ложь от начала и конца», вызывает еще большее недоумение. Картина — игровая, а не документальная, и корректно ли называть художественный вымысел ложью? Да, Гребенщиков был свидетелем событий, описанных в фильме, а Серебренников и его соавторы сценария Михаил и Лили Идовы — нет. Но ведь в центре «Лета» — отношения Майка Науменко с его женой Натальей и начинавшим в те годы профессиональную карьеру Виктором Цоем; все ключевые сцены происходят в квартире Науменко, в отсутствие Гребенщикова. Единственная живая участница — сама Наталья Науменко — была главным консультантом фильма, и ей можно доверять как минимум не меньше, чем лидеру «Аквариума». 

Главное же — отчетливое намерение режиссера отграничиться от исторических фактов, наполнив картину вымышленными эпизодами, сновидческими клипами на музыку любимых Науменко и Цоем западных рок-групп. В советской электричке хором поют «Psycho Killer» Talking Heads, в троллейбусе — «The Passenger» Игги Попа, под дождем на улице — «Perfect day» Лу Рида. В действие введен специальный персонаж, носитель брехтовского духа остранения — Скептик. Застегнутый на все пуговицы, он будет критиковать рокеров за прекраснодушие, говорить в камеру об исполнителе роли Цоя «не похож» и, главное, всегда иметь наготове табличку, написанную то ли краской, то ли кровью поверх передовицы газеты «Правда»: «Этого не было». 

Скептик прав не во всем. Кое-что было. <...> Допустим, неназванные Артемий Троицкий и Гребенщиков (тут — просто «Боб») в фильме моментально узнаются, а другие персонажи являются на правах живых обобщений, будь то радушная хозяйка квартирника (Лия Ахеджакова), панк в тельняшке (Александр Горчилин) или гитарист Леня (Филипп Авдеев). Кто они на самом деле, неважно. Они, как и все «Лето», — наш коллективный сон о минувшей эпохе и ушедшей на дно Атлантиде советского рока до его превращения в шоу-бизнес. 

<...> Определенно лучший фильм Кирилла Серебренникова адекватно отражает уникальную многофункциональность своего автора. Это и постмодернистская рок-опера, и ностальгический реквием по поколению последних русских дворников и сторожей, и атмосферная история любви, нежно снятая в преобладающей черно-белой гамме Владом Опельянцем. Кажется, Серебренников наконец преодолел в кино свою тягу к театральности. С другой стороны, сцена и закулисье рок-клуба напомнят театральные сцену и закулисье, а певец и музыкант — тот же театральный артист. <...>

Отдельным интересным квестом может стать поиск автора и его позиции внутри псевдоисторической вселенной фильма. Найти здесь Майка и Цоя, Боба и Свина — задача элементарная, а вот пойди-ка отыщи Серебренникова. Уместно вспомнить, что режиссер к моменту ареста находился на пике творческой активности, одновременно заканчивая три разных проекта. Все они были завершены по его указаниям уже в процессе «театрального дела», ни на одну премьеру сам Серебренников так и не попал. Это сильнейшие «Маленькие трагедии» в «Гоголь-центре», хитовый балет «Нуреев» в Большом театре, а теперь еще и «Лето». Во всех трех главная тема — место художника в этом мире, его драматическая неспособность увидеть себя со стороны, найти рациональное применение своему дару, защититься от доносчиков, завистников, посредственностей. 

В «Лете», будто завершающем непроизвольную трилогию, этот лейтмотив подан с наибольшей элегантностью. <...> Ни о какой борьбе с режимом или противостоянии ему в фильме нет и речи. Ни Науменко, ни Цой, ни Серебренников не сражаются с системой. Они просто живут и творят так, будто ее не существует, и слышная им одним музыка T. Rex без труда заглушает громогласный гимн СССР. Именно эта позиция делает их чужими и враждебными любой власти, брежневской или путинской. Какой бы ни была конкретная подоплека «театрального дела», можно не сомневаться, что эта чуждость лежит в его основе.                             

Новости

Введение QR-кодов для посещения крупных торговых центров и предприятий общепита в Тюменской области отложено до 20 января 2022 года

17.12.2021

Компания с необычной историей

17.12.2021

В Свердловской области ввели обязательную вакцинацию студентов

17.12.2021

Куда полететь из Екатеринбурга на новогодние каникулы

17.12.2021

Правительство продлило турбизнесу возможность использовать средства фонда персональной ответственности для возврата денег туристам

17.12.2021

«Титановая долина» вошла в топ-10 рейтинга привлекательности ОЭЗ РФ

17.12.2021

Екатеринбург в 2022 году может перейти на метод ценообразования на тепло по принципу «альтернативной котельной»

17.12.2021

Рекорд суточной погрузки поставила Свердловская магистраль 16 декабря

17.12.2021

Муниципалитеты Свердловской области получат рекордную сумму на ЖКХ

17.12.2021

Перед аэропортом Кольцово установят стелу-петлю

17.12.2021

Около 3 млрд рублей получит Свердловская область в рамках подготовки к Универсиаде

17.12.2021

Почти 1,2 млн перевозочных документов оформили клиенты СвЖД с помощью цифровых сервисов в 2021 году

16.12.2021

ПСБ и ТПП РФ расширят доступ малого бизнеса к проектам диверсификации ОПК

15.12.2021

Екатеринбург станет двухмиллионником к 2030 году

14.12.2021

Около десяти новых площадок выберут в Екатеринбурге для применения механизма комплексного развития территории в 2022 году

14.12.2021

Уровень вакцинации в регионах УрФО почти вдвое меньше, чем требуется для коллективного иммунитета

14.12.2021

Авиакомпания Utair запускает с 10 января рейс Сургут — Курган

14.12.2021

Корпорация развития Среднего Урала получила контрольный пакет акций в управляющей компании индустриального парка «Богословский»

14.12.2021

3087 семей улучшили в 2021 году условия проживания в рамках жилищных программ Тюменской области

14.12.2021

Первая в России беспилотная «Ласточка» может появиться в 2022 году

13.12.2021

В Екатеринбурге подведены итоги социальной акции «Говорящая книга»

13.12.2021

На строительство ледокольного танкера для «Арктик СПГ 2» выделено 890 млн рублей

13.12.2021