Новые «майские указы»: источники финансирования и прогноз исполнения
Исследовательские группы продолжают анализировать стратегические документы, выпущенные президентом страны. Как известно сразу после инаугурации Владимир Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года».
Аналитики Райффайзенбанка считают, что документ фактически является аналогией серии прошлых «майских указов» от 7 мая 2012 года. По своей структуре документ также устанавливает задачи по различным направлениям (экономика, социальная политика, здравоохранение и т.п.). При этом эксперты в своем обзоре выделяют несколько ключевых моментов. Во-первых, по их мнению, тональность указов достаточно сильно поменялась: «Если в 2012 году основными приоритетами, являлись социальная сфера и ОПК, то сейчас акцент заметно сместился в сторону улучшений внутренней экономики. При этом в новом указе нет приоритетов, связанных с вопросами обороны и вооруженных сил, равно как и сопоставимых по масштабам шагов социального характера. Мы полагаем, что во многом это перекликается с экономической программой ЦСР Алексея Кудрина. Основная идея состоит в том, что многолетний цикл активных оборонных расходов завершается, и на смену приходит бюджетная политика, приоритетами которой станут образование, здравоохранение и инфраструктура». Во-вторых, большинство целевых ориентиров носит качественный, а не количественный характер, что затрудняет оценку эффективности их выполнения. При этом эксперты обратили внимание на три интересные , на из взгляда, цели, по которым установлен количественный ориентир: Россия должна войти в топ-5 экономик мира (сейчас она 6-я) по размеру ВВП и выйти на темпы роста выше среднемировых (~3,6% в 2017 г.); ставка по ипотеке должна опуститься ниже 8%, объем экспорта (в стоимостном выражении) несырьевых неэнергетических товаров и услуг должен достигнуть 250 млрд долларов в год.
«Как и с прошлыми майскими указами, объем запланированных задач выглядит крайне амбициозно и требует существенных расходов бюджета, соответственно, возникает вопрос об источниках финансирования (Дмитрий Медведев озвучил оценку минимум в 8 трлн руб.)» — отмечают аналитики, обращая внимания на тот факт, что несмотря на наличие нефтегазовых сверхдоходов, текущее бюджетное правило сильно ограничивает траты. «Впрочем, в отличие от прошлых указов, сейчас финансирование допускается из «дополнительных доходов федерального бюджета, образующихся в ходе его исполнения» — рассуждают эксперты. По их мнению, это можно понимать по-разному: как траты сверхплановых ненефтегазовых доходов (т.е. без нарушений правила), так и траты части нефтегазовых допдоходов (с его нарушением).
Аналитики банка видят несколько источников финансирования: повышение ненефтегазовых налогов; повышение пенсионного возраста, что позволит снизить трансферт в ПФР, вложение средств ФНБ в инфраструктуру по достижении им размера в 7% ВВП (это случится уже в 2019 году), повышение цены отсечения в бюджетном правиле минимум до 45 долларов за баррель .