Почему СССР не дожил до своего 100-летия. Пять фатальных ошибок советской власти
Мнение автора публикации не обязательно совпадает с позицией редакции журнала «Эксперт-Урал»
В этом году 30 декабря будет отмечаться 100 лет со дня образования Союза Советских Социалистических Республик. СССР недотянул не только до векового юбилея, но даже до своего 70-летия. В отличие от некоторых других социалистических государств. Так, Китайская Народная Республика в октябре этого года отметит уже 73 годовщину с момента образования — и вполне здравствует. А вьетнамские и северокорейские коммунисты удерживают власть в образованных ими республиках и того дольше — 77 лет и 74 года соответственно.
А что не так было с советской властью? Почему распался СССР? Выделим пять основных причин.
1. Национализм республиканских элит
К моменту своего распада СССР состоял из 15 союзных и нескольких десятков автономных республик, образованных по национальному признаку: Украинская, Туркменская, Армянская республики и т.д. Основу каждой такой административной единицы составляла титульная нация, компактно проживающая на этой территории.
Тем не менее в основе советской федерации был не национализм, а пролетарский интернационализм. На практике это выражалось в том, что у власти в каждой советской республике в составе СССР стояли не представители национальных элит, а выдвиженцы Коммунистической партии Советского Союза, состоящей преимущественно из трудящихся (пролетариев и колхозников). В глазах истинного коммуниста общество делилось не на нации, а на классы. Таким образом, правящая партия (КПСС) десятки лет цементировала многонациональное советское государство.
Случалось, что и внутри КПСС проявлялись националистические тенденции. Это когда руководитель какой-нибудь советской республики начинал выступать, например, за ускоренное изучение языка титульной нации некоренными жителями (особо ярко это проявлялось в некоторых республиках Закавказья и Средней Азии). При Сталине таких заблудших товарищей обвиняли в «национал-уклонизме» и репрессировали.
Но в конце 1980-х годов с ослаблением руководящей роли КПСС элиты советских национальных республик ударились в национализм — и больше их уже никто не сдерживал. Результат — распад СССР на два десятка признанных и непризнанных республик (включая Абхазию, Южную Осетию, Приднестровье, ЛНР и ДНР).
2. Отсутствие экономических стимулов
Первые десятилетия экономика Советского Союза развивалась колоссальными темпами за счет энтузиазма трудящихся масс и бесплатного труда многомиллионной армии заключенных. Когда в 1950-е годы эти факторы ослабли и перестали играть главную роль, руководство страны начало эксперименты с экономическим стимулированием к труду. Пытались стимулировать как самих трудящихся, так и целые предприятия. Самая масштабная такая попытка — экономическая реформа 1965 года, инициатором проведения которой выступил председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин.
Косыгинская реформа, в частности, расширяла хозяйственную самостоятельность предприятий. За счет получаемой прибыли заводы и фабрики получали возможность формировать фонды развития производства, жилищного строительства, материального поощрения и др. Причем предприятия могли использовать эти фонды по своему усмотрению и разрабатывать индивидуальные гибкие системы поощрения своих работников. Однако уже через пять лет реформа была свернута, а Косыгина обвинили в заигрывании с Западом и предательстве социализма.
Да и не могли в полной мере воплотиться идеи экономического стимулирования в условиях существовавшей в СССР планово-распределительной системы. Вовсе не предприятия определяли, что и в каких количествах производить, а чиновники в Госплане СССР. Разумеется, сотрудники этого органа, заседающие в Москве, физически не могли охватить потребительские запросы по всей номенклатуре товаров во всех советских городах. Поэтому часто возникали дефицитные позиции, когда остро не хватало, например, определенных продуктов питания, мебели или каких-то видов бытовой техники. Советский Союз развалился в том числе по причине недовольства трудящихся своим экономическим положением на фоне явных просчетов партийной номенклатуры.
3. Доминирование тяжелой промышленности
На первый взгляд, что же здесь плохого? Мы выпускали самые большие в мире экскаваторы, самосвалы, дробилки и машины непрерывного литья заготовок. Это было производство средств производства. Тяжелая промышленность явно преобладала над легкой, ориентированной на выпуск товаров народного потребления. Особо ярко это стало проявляться в 70-е и 80-е годы — на пустых полках в магазинах.
А самое главное, что в советской экономике доминировал военно-промышленный комплекс. Производство танков, ракет, военных самолетов, артиллерии было в приоритете по сравнению с выпуском гражданской продукции. Да, это продвигало научную мысль, но не приносило прибыли и ложилось тяжким бременем на весь бюджет СССР. Советские трудящиеся гордились разработкой очередного гигантского угольного карьера и укреплением нашего ядерного щита, но спустя 30 — 40 лет после войны уже мечтали хотя бы о минимальном уровне комфортной жизни. Партноменклатура не смогла обеспечить народам СССР уровень жизни, сопоставимый, например, с Западной Германией, Японией и Южной Кореей, хотя стартовые возможности после окончания Второй Мировой войны в этих странах и нашей были примерно одинаковые. Экономическое соревнование с капиталистическими странами оказалось проиграно.
4. Неадекватная внешняя политика
В Холодной войне с Западным миром Советскому Союзу явно не хватило ресурсов. В отличие от США, наша страна не имела мощных военных и экономических союзников. К 1960-м годам мы поссорились с Китаем. При этом умудрялись поддерживать в военном и финансовом отношении многие развивающиеся страны в Азии, Африке и Латинской Америке. Отдачи не было никакой, а сменившийся там национальный лидер (например, в Египте) мог запросто переориентироваться на американцев.
Вершиной неадекватности внешней политики СССР стал ввод советских войск в Афганистан в 1979 году. Вторжение, задуманное как маленькая победоносная война, обернулось десятилетней вооруженной борьбой с моджахедами, которых снабжали оружием и американцы, и китайцы, и саудовцы. В Афганистане погибло около 15 тыс. советских солдат и офицеров. Эта война значительно подорвала авторитет советской власти как на международной арене, так и внутри страны.
5. Личностный фактор
Можно сколько угодно искать глубинные основания распада СССР, но, помимо объективных причин, есть и субъективные. Роль личности руководителя, вождя в Советском Союзе была чрезвычайно гипертрофирована на протяжении всей его истории. Генеральная линия партии во внутренней и внешней политике со сменой генерального секретаря порою менялась на 180 градусов. Вполне можно допустить, что окажись в середине 80-х на месте Михаила Горбачева более волевой политик, не произошло бы ни роспуска Организации Варшавского договора, ни распада Советского Союза.
С другой стороны, преувеличивать роль генсека тоже не стоит. Это что же за такую могучую сверхдержаву мы построили, которую смог развалить один человек?